Студопедия — К ПЕРСПЕКТИВАМ МАРКСИСТСКОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К ПЕРСПЕКТИВАМ МАРКСИСТСКОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ






Дискуссии о недостатках интроспективного под­хода, которые велись в 1900—1940 гг., вытекали из методологического требования объективности исследо­вания, повсеместно признанного в области естествен­ных наук. За этим требованием скрывается философс­кое убеждение в том, что человек не есть государство внутри государства и что его деятельность подчинена всеобщему детерминизму. Но в рамках этого общего рационального положения, связанного с идеологией прогресса в научном овладении законами природы, об­наруживаются различия. Одни признают в качестве детерминант поведения исключительно биологические процессы, другие же отказываются от наблюдения того, что происходит внутри «черного ящика», и рассматри­вают только детерминацию со стороны окружающей среды, третьи принимают во внимание влияние собы­тий, пережитых индивидом в течение всей его жизни. В русле каждого из этих трех направлений были сдела­ны фундаментальные открытия. В рамках первого на­правления обращались к биологическим и неврологи­ческим методам, рассматривая психику как аспект жизни. В рамках второго (бихевиористского) подхода применялись заимствованные из физики эксперимен­тальные методы, этот подход связан с идеологией пози­тивизма. В рамках третьего направления (клиническая психология и психоанализ) использовались подходы, вдохновленные семиологией и историей, при этом основывались на убеждении, что любой человеческий акт является носителем некоторых смыслов.

В этом заимствовании психологией различных идеологий проявляется факт связи психологии и обще­ства. Именно от этого в определенной мере зависит выявление феноменов, до определенного времени «за­бытых». Успех той или иной ветви нашей науки опре­деляется, в частности, тем, насколько она сумеет при­нять в расчет эти проблемы.

Авторы, будучи не в состоянии понять социальные и идеологические корни сделанного ими шага, неверно оценивают открытия, сделанные рядом с ними. Это приводит к конфликтам и дебатам, которые могли быть более продуктивными, если бы воспринимались в перс­пективе, открываемой историческим материализмом.

Ограничимся одним примером. Невозможно понять успех психоанализа в западном обществе, если не ви-деть того, что его открытия — что в глубине речи лежит вытеснение, а сама речь лежит в основе всех чело­веческих действий, которые она означает прошлым субъекта, тревожащегося о своем будущем; открытие функции диалогического отношения и т. д. — должны рассматриваться в контексте преобразований общества начиная с 18 в. до наших дней, в контексте противоре­чий между свободой мыслить и цензурой по отноше­нию к мысли, социальных отчуждений, описанных Марксом и игнорируемых, в основном Фрейдом или Лаканом. Психоанализ, замыкаясь в платонических понятиях субъекта и сознания и прерывая пуповину, связывающую субъекта с обществом и его битвами, не признается самому себе в существовании глубинных источников вытеснения и бессознательных процес­сов, — источников, которые заложены в социальных и идеологических структурах, формирующих поведение.

Вклад марксизма в критику психологических тече­нии определяется глубиной его исторического анализа. Испытываемые психологами трудности вытекают из ин­дивидуалистического подхода к поведению, в соответст­вии с которым его истоки ищут или в физиологических структурах, или же допускают существование функций, активностей —перцептивной, мнемической, интеллек­туальной и т. д., —якобы свойственных природе человека. Марксизм выдвигает гипотезу, что эти активности

являются тем, что они есть, благодаря социальным отношениям, в которые включены индивиды, что имен­но в этих отношениях организм и его функции приобре­тают характерную для человека структуру.

Точнее, физиологическому объяснению редукци­онистского типа марксизм противопоставляет положе­ние о том, что физиологические структуры постоянно воссоздаются в мире продуктов труда, орудий, вер­бальных знаний, конституирующих вторичную по от­ношению к природе среду. Точно так же в противопо­ложность редукционизму «сверху», который включал психологию формы, концепцию Пиаже, бихевиоризм имеет тенденцию ограничиваться изучением наблю­даемого поведения, марксизм требует рассматривать поведение в отношении к создающей и объединяющей его культуре. Так, например, недостаточно изучить эволюцию интеллектуальных операций у детей и под­ростков, их надо связать с задачами, которые ставит общество, и с орудиями — которые оно им предлагает.

Другой аспект марксистской критики заключает­ся в ее противоположности утилитаризму, господству­ющему в бихевиоризме в целом и в англо-саксонской социальной психологии, утилитаризму, объясняюще­му структуру поведения обратным воздействиям по­зитивных и негативных санкций, получаемых в ходе отдельных проб. Этому прагматическому механизму марксизм противопоставляет положение о том, что че­ловеческие действия осуществляются через осознание ситуации и построение его когнитивной структуры, тесно связанной с системой ценностей — идеологией, развивающейся от мифа к науке. Подчеркивать связь психики с практикой правомерно лишь в том случае, если понимать, что эта практика вписывается в мир знаний, связанный с миром продуктов труда.

Наконец, марксистская диалектика в методологичес­ком отношении идет дальше прославленной Левиным галилеевской концепции, которая, хотя и не без труд­ностей, берет верх над аристотелевым подходом. Для того чтобы дать отчет о поведении, недостаточно указать на взаимодействие ситуации и личности. Необходимо уви­деть те противоречия, в которые субъект включен в силу множественности одновременно воздействующих на него детерминант.

Можно заметить определенное родство между этим подходом и теми размышлениями современных психологов, когда они пытаются преодолеть барьеры, возведенные традицией специализации.

К психосоциальному анализу акта2

Наряду с критической марксистский подход обла­дает эвристической, функцией. Ее сущность можно представить, исходя из проведенного самим Марксом анализа социальных актов, но не претендуя при этом на то, чтобы найти в них универсальную модель психо-логического-исследования. Мы остановимся на одном из множества возможных примеров — на исследова­нии Марксом поддержки, оказанной в 1852 г. француз-ским крестьянством Луи Бонапарту.

Маркс рисует два портрета французского крестьян-ствa: каким он является в рассматриваемый момент в силу причин, определивших его иллюзорное сознание, и каким он мог бы быть, если бы, осознав исторический процесс, он ясно определил цель своей борьбы и союз-ников, которых мог бы найти. Препятствия на пути тако-го осознания Маркс связывает со множественностью сфер, в которые включены крестьяне социальными от­ношениями, в которые они вступили после 1789 г., но также и с их подчиненностью образу жизни и представлением, гораздо более древним по своему происхождению.

В области социальных отношений: крестьяне нахо­дится во власти «веры в надел», порожденной длитель­ной историей деревни, долгими битвами, памятью о том, как их деды, освобождаясь от опеки феодалов, обрели всобственности на землю инструмент достижения неза­висимости. При этом они не отдают себе отчета в том,

' Вместе с Л. Сэвом (Марксизм и теория личности. — С 383 —384) актом можно назвать человеческое поведение. Речь идет о деянии, посредством которого преобразуется вписан-ное и историю материальное и социальное окружение, а дея­тель оказывается в свою очередь преобразованным в своей био­логической и психической организации и включенным в историю индивидуальную. Эта двойная включенность во вре-менной ряд отличает человеческий акт от поведения живот­ных. Мы сохраним термин поведение для обозначения раз­личных моментов акта. Акт, конечно, является действием (в смысле', который дал этому термину Жане), но специфичным в силу своего исторического значения.

что они действовали в пользу буржуазии, или в том, что это она руководила их действиями.

То же в области политических отношений: замкну­тость крестьян в своих наделах мешает им конституи­ровать себя в политическую силу: «...тождество их ин­тересов не создает между ними никакой общности, никакой национальной связи, никакой политической организации, — они не образуют класса. Они поэтому не способны защищать свои классовые интересы от своего собственного имени... Они не могут представ­лять себя, их должны представлять другие. Их пред­ставитель должен вместе с тем являться их господи­ном, авторитетом, стоящим над ними, неограниченной правительственной властью, защищающей их от дру­гих классов и ниспосылающей им свыше дождь и сол­нечный свет» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 8. — С. 208).

Эти социальные и политические отношения поддер­живались тем, что Маркс называет «традиционным со­знанием» крестьян, которое своими корнями уходит в трудовые привычки крестьянина, в привычки к работе на уровне техники предков, определяется трудностями в борьбе с природой, гордостью своим мужеством в этой борьбе; одновременно с тем, как крестьянин становится субъектом своих действий, их господином, он остается при этом ответственным перед кланом, перед своими детьми, он испытывает чувство единства с богиней-ма­терью. Это глубокое чувство реализации себя фактичес­ки замыкает крестьянина на самом себе, на заботах об урожае, отделяет его от социальных преобразований.

Далее, ограниченные межличностные отношения, которые оставляли его за пределами экономических и политических движений; Маркс напоминает по этому поводу о недоверии крестьян к городу как таковому, который рассматривается ими как источник их трудно­стей, проистекающих от ростовщика, мелкого лавочни­ка или даже от рабочего. Это и скудность знаний: мно­гие крестьяне в 1852 г. были неграмотны и для решения своих дел были вынуждены обращаться к нотаблям; и доверие к церкви, которая покровительствовала кон­сервативным установкам.

Подобный анализ открывает перед нами два аспек- та — аспект исторического исследования и аспект диалектического построения, делающего акцент как раз на взаимодействии сознательных и бессознательных про­цессов.

Это именно исторический анализ. Его продолже­ние показало бы нам, к каким эпохам истории обще­стве восходит образование установок, способствовав­ших выработке позиции крестьян в голосовании, двойственности свойственных им представлений, для которых нередко характерны внутренние противоре­чил, как у крестьян «наиболее красных департамен­тов», которые, несмотря на свои передовые стремле­ния, высказались за Бонапарта. «По их мнению, Национальное собрание помешало Бонапарту дви­гаться. Бонапарт только теперь разбил оковы, нало­женные городами на волю деревни». Необходимость соотносить психическую активность с историческим наследием проявляется не только в вопросе о голосо-вании об общественном устройстве. Маркс подчер­кивал, что слух у человека зависит от различных средств, от речи, от музыки. Эту идею с энтузиазмом подхватил И. Мейерсон, показывая роль искусствен­ных средств в строении психических функций3. Для того чтобы эта идея могла быть использована, необ-ходимо преодолеть разрыв между психологическим анализом и историческим исследованием. Это труд­ная задача, ибо один и тот же акт в своей актуальной втруктуре подчиняется множеству событий, случав­шихся на всем протяжении истории.

Здесь мы переходим к рассмотрению диалек­тического аспекта психической активности. Его можно охарактеризовать, отметив, что благодаря множествен­ности детерминант, действующих на индивида, и в си­лу в известных случаях возникающих между ними противоречий акт выступает как выбор. Но этот выбор является более или менее реальным или иллюзорным и зависимости от осознания субъектом детерминант, не только действующих на него, но особенно действую­щих внутри него, без его ведома, без того, чтобы он мог иметь ясное и исчерпывающее сознание их, в силу — социально порожденной — диалектики сознательных и бессознательных процессов.

Пример, который мы заимствовали у Маркса, пока­зывает, каким образом крестьяне были вписаны своей жизнью во многие «серии»4 детерминации: через труд, его способы, создаваемые им привычки; через общест­венные отношения собственности; посредством поли­тической зависимости от государства; католической идеологией, находящейся в конфликте с идеологией 1789г.; определенной моралью семейной жизни, свя­занной с трудом и собственностью. Этот перечень не претендует на исчерпывающую полноту. Можно, одна­ко, опираясь, в частности, на генетическую психоло­гию, попытаться выделить совокупность «систем», включающихся в порождение актов человека от рож­дения и до смерти. Фундаментальными, в строгом смыс­ле слова, представляются три системы, влияние кото­рых неизбежно можно обнаружить при порождении всякого человеческого акта:

тело — это генетическое орудие адаптации, приемник внешней и внутренней стимуляции, аппарат по образованию условных связей, предвосхищающих событие и различающих ситуации; оно обогащает впе­чатления эмоциями, оно реорганизует себя в соответ­ствии с социальными моделями, задаваемыми канона­ми сексуальности, силы, ловкости и красоты;

продукты труда: всякого рода искусственные орудия, технико-социальные, когнитивные, идеологи­ческие, символические, созданные исходя из «есте­ственных» элементов для достижения господства — общественного — над природой. В них кристаллизуют­ся изобретения истории. Они-находятся в отношениях взаимной и символической зависимости, так что, при­бегнув к одному из них, субъект неосознанно привязы­вает себя к другим. Они являются тем лекалом, по ко­торому воссоздаются как тело, так и «психические функции»: перцептивная, мнемическая, интеллекту­альная и аффективная активность;

— система коммуникаций. Первоначально аффек­тивные, эмоциональные коммуникации преобразуются

 

4 Серия: этот термин подчеркивает включенность системы в историю, ее относительно автономное развитие. Система: акцент стоит в этом термине на структурном аспекте активно­сти, экономическая система объединяет как производительные силы, так и отношения собственности.

 

в отношения к продуктам труда. За импульсом желания является обозначение продукта объекта в качестве ре-ферента. Это превращение создает знак в его двойст-венности означающего и означаемого, а коммуникации благодаря двойственности своих составляющих—жела­ния и противодействия, — становятся ареной взаимных столкновений и признаний, идентификаций и отмежева­ний — матрицами позиций «я» по отношению к «ты» и «мы», существования «я» в его отношениях к другим.

Эти три системы, взаимопроникая и переструкту-рируясь, образуют во всякой культуре новые системы: систему социальных отношений, регулирующая процессы производственной деятельности, обмена, разделения труда, распределения благ, политической организации;

систему знаний (технических, научных и соци-альных) и убеждений (религиозных, идеологических, философских), которые находятся в сложных взаимо­действиях друг с другом. Они развиваются в зависи­мости от изменений в социальных отношениях, но в то же время они сами оказывают обратное воздействие на эти последние, ибо являются их инструментами и регуляторами, они продуцируются вопросами, встаю­щими в ходе технических открытий, социальных пре-образований;

системы символических представлений, которые в мифах, религиях, искусстве создают определенного рода ответы на эти вопросы, устанавливая вообража­емые связи между объектами и между людьми. Они вырывают означаемое из его практических отношений и включают его в сеть новых осмыслений, не являю­щихся изолированными от всех остальных систем и их преобразований. Таково яблоко в натюрморте, ко­торое из предмета потребления превратилось в сред-ство демонстрации цветовых и пространственных от­ношений.

Биографическая серия совершенных актов, образов себя, планов, которая составляет присущую индивиду открытую систему. Она связана с историей тела, его сексуальности и отношений личности— отношений коммуникации, идентификации, отделения, составля­ющих жизнь человека. Она находится под влиянием общественных отношении и событии, оказывающих воздействие на индивида. Она обладает философским измерением. То, что подлежит обсуждению в жизни, это — человек, каким может стать каждый субъект, и история людей на протяжении личной истории: как сделать так, чтобы наши акты не отчуждали нас, не отталкивали нас назад к животному состоянию или к варварству?

Признание множественной детерминации актов порождает множество проблем. Как оценить вклад каждой из систем? Как и в какой мере они объединя­ются? Каким образом некоторые из них становятся осознанными, в то время как другие остаются неосоз­наваемыми, и каково значение осознания?

Не отрицая роли биологических и социальных структур, предлагаемый марксистским методом анализ подчеркивает важность конфликтов. Это относится к уровню общества, где необходимо учитывать антаго­низмы, разворачивающиеся между различными сфе­рами и на уровне индивида, ибо эти кризисы не распо­лагаются за пределами волнующих субъектов вопросов и усилия ответить на них приводят к объективному или иллюзорному осознанию обусловленности жизни ин­дивида противоречиями общества. Читая «Капитал», можно заметить, как много внимания уделяет К. Маркс человеку: страданиям крестьян или рабочих, обсужде­нию предпринимателями средств избежать краха и т. д.

Таким образом, были заложены основы диалектиче­ской психологии. Если верно, что движущая сила пси­хической деятельности (актов сознания и бессозна­тельной активности) заключена в кризисах социальных отношений, то не менее верно и то, что нацеленные на борьбу с ними коллективные планы и битвы осуществля­ются субъектами в ходе осмысления ситуаций, выра­ботки непротиворечивых интерпретаций. Эта работа ведет разделенных субъектов к достижению того иде­ала целостного человека, появление которого провозг­ласил Маркс еще в своих юношеских работах.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЫ

10-30-е годы XX века

ПРЕДИСЛОВИЕ...........................................................................3

Общая характеристика состояния зарубежной психологии в период открытого кризиса (начало 10-х — середина 30-х







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 471. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.024 сек.) русская версия | украинская версия