Хосписное движение XX–XXI веков
Когда на рубеже 1980–90-х гг. в нашей стране организовывали первый хоспис (в Санкт-Петербурге в 1990 г.), внимание к этому событию было огромным, что выражалось в десятках публикаций не только в местной, но и в центральной прессе. Этот факт свидетельствует о том, что общество оценило данное событие как, по крайней мере, не рядовое. И надо сказать: интуиция не подвела журналистов, так как возникновение создание? организация? хосписов в современном обществе – это явление цивилизационного масштаба. Кто-то определил философию как " проекцию человека в будущее". Современные хосписы как социально-медицинские учреждения, оказывающие квалифицированную, эффективную помощь умирающим, обеспечивающие им " смерть с достоинством" есть реализация идей Ф. Бэкона, которые он высказал почти 400 лет назад. Да и сама категория " права человека на достойную смерть" могла быть четко сформулирована лишь в более широком философском контексте учения о правах человека, а первый набросок такой философской концепции Локк создал более 300 лет назад. Возникает вопрос – почему же хосписы современного типа появились только в последней трети XX века? Слово " хоспис", имея латинские корни, пришло к нам из английского языка и означает приют, богадельню. Философия и этика хосписного дела стали складываться в конце Научными предпосылками формирования хосписов современного типа стали достижения в области эффективного лечения хронической боли (опыт " клиник боли", которые возникли также в конце 1940-х гг.), создания психотропных средств (современные психотропные средства были созданы разработаны в начале 1950-х гг.), в области противораковой химио- и радиотерапии, медицинской психологии. Типичные структура и функции хосписа таковы: · помощь умирающим пациентам на дому; · стационарная помощь тем пациентам, у которых не удается поставить под контроль симптомы, связанные с умиранием (стационируют также тех пациентов, члены семьи которых в неотложном порядке нуждаются в отдыхе); · дневной стационар, в котором пациенты хосписа не просто находятся в течение дня, пока их родные на работе, здесь жизнь пациентов наполнена общением, какими-то посильными интересными для них занятиями. Важной особенностью хосписного дела, хосписного движения является участие в оказании помощи умирающим пациентам непрофессионалов (волонтеров). В западных странах в некоторых хосписах число волонтеров зачастую превышает число работающих там профессионалов (одни волонтеры оказывают посильную помощь хоспису один-два раза в неделю, другие – реже, третьи – чаще). Например, именно волонтеры привозят на своих автомобилях пациентов в дневной стационар. Важной функцией хосписа является поддержка членов семьи умирающего пациента, причем эта поддержка нередко осуществляется и после смерти пациента. Первый хоспис в России был открыт в Санкт-Петербурге в 1990 г., в настоящее время здесь 10 хосписов. Становление Первого московского хосписа проходило в два этапа: в 1994 году приступила к работе " выездная служба", оказывающая помощь терминальным больным на дому, а в 1996 г. открылся стационар на 25 коек. В настоящее время в Москве открыто семь хосписов, а всего их должно быть 10 из 10 запланированных. Мы выделили два последних исторических факта, чтобы подчеркнуть особую важность профессиональных стандартов ??? в деятельности хосписов. Оба названных хосписа (в Санкт-Петербурге и Москве) создавались в соответствии с профессиональными стандартами, принятыми в английских хосписах. По данным Г. А. Новикова и соавторов, в нашей стране от онкозаболеваний в год умирает около 300 тыс. человек, из них около 75 % нуждается в паллиативной медицинской помощи, около 120 тыс. человек страдает от хронического болевого синдрома. Всего в России, по данным тех же авторов, открыто 69 хосписов (в том числе, в 2002 г. в Мурманске). Паллиативная медицинская помощь также оказывается в 68 кабинетах противоболевой терапии и 33 отделениях паллиативной помощи в многопрофильных больницах [10, с. 7–10]. Даже не имея данных социологического анализа достаточности и эффективности оказания паллиативной медицинской помощи в настоящее время в России, можно с уверенностью сказать, что эта помощь крайне недостаточна. В России 89 субъектов федерации, во многих из них, кроме городов с более чем миллионным населением (Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург и др.), множество небольших городов, не говоря уже о российской сельской глубинке. Когда в одном из важнейших документов по современной медицинской этике, а именно в " Лиссабонской декларации о правах пациента" ВМА (1981), было сформулировано " право пациента на смерть с достоинством", это имело глубокий мировоззренческий смысл. Во-первых, современный человек достиг определенной зрелости на пути научного познания заключительной стадии человеческого индивида – умирания и смерти. Во-вторых, современный человек распространил действия важнейших современных этических принципов клинической и исследовательской медицины, а именно " принципа уважения жизни" и " принципа уважения человеческого достоинства" на практику профессиональной медицинской деятельности при оказании помощи умирающим пациентам. Диагноз " умирающий больной", конечно, имеет клиническое содержание, но в то же время его смысл выходит за пределы клинического дискурса. Последнее подтверждается, во-первых, самой природой хосписов как особых социальных учреждений, во-вторых, содержанием и характером профессиональной подготовки и деятельности специалистов хосписов и волонтеров. Таким образом, хосписы можно называть не просто специальными социально-медицинскими учреждениями, но новым социальным институтом постиндустриального общества. повтор на с. 95! Выше подчеркивалось, насколько важны для эффективной помощи умирающим профессиональные стандарты такой помощи (обезболивание и т. д.). Однако, может быть, еще более важным является то, чтобы современное общество, включая профессионалов и волонтеров в хосписах, постигло, скажем так, философию хосписа: это не просто специализированная больница, но во многом отрицание идеи больницы. Как философия как таковая всегда противопоставляет " мир по истине" " миру мнений" (т. е. истинам массового сознания), так и философия хосписа утверждает, что хоспис – это не " дом смерти", но " дом жизни" [11, с. 116–121]. Проекты хосписов как строительных и архитектурных сооружений принципиально отличаются от привычного устройства больницы. В современных больницах, как правило, насыщенных новейшей техникой, все приспособлено для решения сложных диагностических и лечебных задач (например, рентгеновские отделения, операционные и родильные залы и т. д.), но при этом жизненная среда пациента оказывается почти целиком подчиненной применяемой здесь технике, логике и ритму используемых здесь технологий. Философски говоря, прогрессирующая медикализация жизни современного человека оборачивается новыми формами отчуждения его личности. Хосписы оказывают и, по всей вероятности, будут оказывать еще большее благотворное влияние на всю остальную медицину. Во-первых, накопленное в хосписах особое искусство ухода за тяжелобольными, в том числе умирающими, должно использоваться врачами и медсестрами, работающими с подобными пациентами вне хосписов. Во-вторых, в наш век высокотехничной, крайне специализированной медицины необходимо реабилитировать древнейшую этическую заповедь медицины " Salus aegroti suprema lex" (" Благо больного – высший закон"). Благодаря деятельности хосписов стало общепризнанным, что в обычных больницах основная масса врачей и медсестер недооценивает значение " чужой" боли. И, как следствие, большая часть из них не владеет многими достижениями современной медицины, применение которых в состоянии лечить и предупреждать боль. Распространение информации о том, как можно избавить пациента от боли, уже более 20 лет считается одним из приоритетных направлений деятельности служб здравоохранения. Реализация права на владение такой информацией пациентами и их близкими – один из признаков цивилизованности общества. Социальная помощь является в хосписе промежуточным звеном между медицинской и правовой работой с пациентом и его близкими по социально-психологическим аспектам. Важную роль в хосписах играют социальные работники, основными задачами которых являются: · установление и поддержка связи с трудовыми коллективами, где раньше работал больной; · содействие в оформлении необходимых документов (оформление инвалидности и т. д.); · помощь в социально-психологической адаптации; · реабилитационная помощь; · различного вида услуги больным и их родственникам (организация питания, закупка продуктов, стирка, кормление, чтение книг, переписка Социальный работник освобождает медицинский персонал, беря на себя часть его функций и обеспечивая преемственность ухода за пациентом, что резко повышает эффективность работы медицинского персонала. Для решения задач столь широкого диапазона социальный работник должен обладать организаторскими способностями, базовыми правовыми знаниями, широким кругозором и жизненным опытом, определенными чертами характера. Добровольцы в хосписе – это гражданская инициатива, сродни экологическим и другим общественным движениям и т. д. Многие из добровольцев тяжело пережили потерю близкого человека, пройдя уже однажды вместе с ним " путь к смерти". Смерть человека – это крушение мироздания для него, микрокосма человеческой личности. Добровольцы в хосписе – это " коллективный Герасим" Л. Толстого (" Смерть Ивана Ильича"), словами которого можно исчерпывающе определить их моральную позицию: " Все умирать будем. Отчего же не потрудиться? ". Подвижники, они своим трудом как бы протестуют против тотальной медикализации смерти в наше время, препятствуют превращению умирания человека в просто биотехнологический процесс. К сожалению, малое число добровольцев в российских хосписах – одна из серьезных проблем сегодняшнего российского общества, выходящая за рамки здравоохранения. Хосписы (и другие учреждения паллиативной медицины) являются характерным социальным институтом постиндустриального общества повтор на с. 93! , в деятельности которых регулятивный этический принцип уважения к жизни человека закономерно трансформируется в идею " права человека на достойную смерть". Реализация в хосписах права человека на смерть с достоинством по своему социокультурному значению выходит за рамки медицинской реальности и отражает характерные черты современной цивилизации в целом. Таким образом, паллиативная помощь в хосписе – это группа задач, в которой трудно вычленить отдельные компоненты (медицинские, социальные, психологические, духовные и другие), стоящие перед пациентом, его родственниками, персоналом, добровольцами, органично связаны и вытекают друг из друга.
|