Медицинские вмешательства в репродукцию человека
Новые технологии рождения человека относятся к наиболее обсуждаемым проблемам биоэтики. Каждая из них порождает свой блок медицинских, юридических, этических вопросов, большинство их которых не имеют общепризнанного решения. На сегодняшний день существуют следующие технологии репродукции человека: · искусственная инсеминация – искусственное оплодотворение спермой мужа или донора; · экстракорпоральное оплодотворение(ЭКО) – оплодотворение вне организма с последующим переносом эмбриона в матку женщины; · " суррогатное материнство" – яйцеклетка одной женщины оплодотворяется вне тела, а затем эмбрион переносится в матку другой женщины для вынашивания. Искусственное оплодотворение может быть гомологичным (используют сперму мужа) и гетерологичным (используют сперму донора). К яйцеклетке применима та же классификация. Гомологичное оплодотворение не порождает особых проблем, особенно при успешном развитии плода. Данная методика не противоречит Гетерологичное оплодотворение, напротив, порождает много вопросов, требующих выработки определенных юридических норм и этического анализа. Среди новых репродуктивных технологий особое место занимает экстра-корпоральное оплодотворение с переносом эмбриона. Показание к применению – абсолютное бесплодие женщины. Почти каждый этап применения метода ЭКО требует решения сложных моральных проблем. Как быть Юридические и этические сложности суррогатного материнства хорошо демонстрирует, характеризует? иллюстрирует? следующий факт: у ребенка, родившегося таким способом, может оказаться пять родителей – три биологических (мужчина – донор спермы, женщина – донор яйцеклетки, женщина – донор утробы) и два социальных (те, кто сделал заказ). Кроме того, необходимость социального контроля каждого этапа суррогатного материнства диктуется опасностью коммерциализации деторождения [13, с. 45]. Достижения науки в области репродукции человека в условиях демократизации и расширения прав человека приводят к актуальности обсуждения с сексуальными меньшинствами возможности? иметь детей. В статье 55 " Основ…" подробно анализируется регламентируется применение вспомогательных репродуктивных технологий. Чётко расписано определено понятие суррогатного материнства, которое представляет собой: " … вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки". В обществе отношение к суррогатному материнству неоднозначное. Противники этой репродуктивной технологии приводят следующие доводы: · Дети превращаются в товар, а материнство – в договорную работу, оплачиваемую обеспеченными бездетными супругами. Безопасность здоровья будущего ребёнка и суррогатной матери отходят на второй план по сравнению с материальной выгодой. · Суррогатная мать психически травмируется необходимостью " отдать" рождённого ею ребёнка. · Ребёнок может наследовать от суррогатной матери генетические дефекты, которые не могут быть выявлены современными методами. · Опасения внушает психическая адаптация ребёнка, когда он узнаёт о своём рождении, при общении с суррогатной матерью. Слово " аборт" в переводе с латинского означает " выкидыш". Биоэтическая проблема аборта – столкновение права женщины на аборт и права плода на жизнь. Чье право значимее? Существуют три противоположные точки зрения на аборт: · Либеральная точка зрения постепенно укрепляет свои позиции в европейском общественном мнении. Ее суть: женщина имеет право распоряжаться собственным телом, в том числе принимать решение об аборте. · Умеренная точка зрения тоже по-своему логична: зародыш постепенно накапливает качество качества? человечности человека? , поэтому необходимо рассматривать баланс интересов его и матери конкретно для каждого триместра. · Консервативная точка зрения проста и категорична: аборт есть умышленное убийство, и никакого морального оправдания быть не может. Зародыш с момента зачатия – это личность, имеющая основные права человека и, прежде всего, право на жизнь. Самая крайняя консервативная позиция – любой аборт недопустим, исключений нет [13, с. 39-40]. Подтверждение тезиса, что аборт – личная проблема женщины, мы находим в статье 56 " Основ...", где говорится, что " …женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель…".
|