Цветовая композиция
Цветовая композиция - это совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды композиции. 1. Монохромия. В этой композиции доминирует один цветовой тон (+ несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромия: цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет + ахромотический цвет (белый, черный, серый); цвет + зачернение или забеление. Для монохромной композиции характерно: а) классическая простота и ясность художественного языка (пример: древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы). б) сильно направленное к определенной степени воздействие. Этот способ воздействия взят на вооружение религией. в) Сосредоточие на внутреннем мире (живопись Китая и Японии). г) старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан) д) простота, доходчивость и броскость. Примеры: геральдика, (не всегда), изделия массовой культуры. е) реклама. Один, пусть даже не очень яркий цвет на фоне монохромной композиции сильно выделяется. 2. В п олярной композиции доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных в цветовом круге). Полярную композицию составляют только 2 цвета. Для полярной композиции характерно: а) эффект декоративности, который основан на физиологической потребности глаза уравновешивания впечатлений; б) выявление противопоставления (фигура-фон, большое-малое, добро-злои т.п.); в) если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии, т.е. диссанируют друг с другом, то такая композиция используется для достижения конфликтности, напряженности, трагизма (живопись экспрессионистов). 3. Трехцветная композиция. Основу трехцветной композиции могут составлять: - триада основных цветов при их слагательном смешении. Это красный, зеленый, синий. - триада основных цветов при их вычитательном смешении. красный, желтый, синий. - любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника вписанного в круг. Например, красно-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый. Трехцветная композиция считается самым сложным типом цветовой композиции, т.к. ее труднее всего гармонизировать. Для восприятия она не менее сложна, но тем не менее это самый оптимальный тип цветовой композиции. Применяется при: изображении одежд святых, для подчеркивания их святости (красные с синим одежды указывают на их связь с богом, а зеленый подол подчеркивает их земное происхождение). 4. Многоцветие. В данной цветовой композиции доминирует четыре и более хроматических цвета. Обычно: красный, желтый, зеленый, синий. Или две основные пары из круга взятые крест-накрест. Используется: - в природе, в храмах, в одежде (особенно царственных особ, хотя и здесь есть исключения) - там где изображено большое количество фигур и предметов; где стремятся передать «космичность» произведения, т.е. где произведение служит моделью мира (храм, фрески, большие многофигурные иконы с изображением неба, земли, подземелья.., жилье). - там где мир рассыпается на расколки, царит хаос или веселая неразбериха (пьяный дебош): ярмарочный дизайн, карнавальное искусство и т.д. 5. Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону. Это синтез многоцветия и монохромии. Пример - пейзажная живопись. 6. Ахромотическая композиция. Состоит из Белого, Черного, и промежуточных серых оттенков. В нее могут быть включены небольшие пятна хромотического цвета. Используется для выявления формы, т.е. когда есть желание сделать акцент на форме. 7. Полухромотическая композиция. Серый заменяется коричневым цветом.
|