Зависимость цвета от длины волны видимого спектра
В видимом спектре человеческий глаз различает 120 цветов. Эти цвета принято выделять в три группы: - коротко-волновая (380…500 н.м.). Входят цвета: фиолетовый, сине-фиолетовый, синий, голубой. - средне-волновая (500…600 н.м.). Входят цвета: зелено-голубой, зеленый, желто-зеленый, желтый, желто-оранжевый, оранжевый. - длинно-волновая группа (700…760 н.м.) Входят цвета: оранжевый, красно-оранжевый, красный. Все цвета подразделяются на: хромотические, ахромотические, полухромотические. Ахромотические - белый, черный, и все градации серого от белого до черного, их считают бесцветными (см. рис 3.1). В этот спектр входят лучи всех длин волн в равной степени, причем энергия отдельных лучей составляющих эту смесь одинакова. Хроматические цвета - это спектральные цвета и пурпурные. Пурпурных цветов в спектре нет. Хроматические цвета в их спектральной последовательности, включая и пурпурные, располагаясь по окружности, образуют цветовой круг (рис. 3.1). В этот спектр входят все лучи, но есть преобладание какой-либо волны (максимум). Например, в спектре красного цвета, красные лучи (760…620 н.м.) несут большую часть энергии всего потока. Полухромотические цвета - земляные цвета, т.е. цвета смешаны с ахромотическими цветами. Согласно теории цветового зрения[11] в сетчатке глаза имеются колбочки, которые содержат различные красители. Эти колбочки по-разному поглощающие свет. Поэтому их делят на сине-, зелено- и красночувствительные группы. Красный, синий и зеленый цвета называются первичными. Свет, действующий на колбочки только одного вида, вызывает ощущение одного вида цвета – или синего, или зеленого, или красного. Одновременное воздействие света на колбочки двух видов позволяет ощутить промежуточные цвета. В зависимости от степени возбуждения той или иной группы колбочек изменяется цвет. Так, при одинаковом воздействии на красно- и зелено-чувствительные колбочки возникает ощущение желтого цвета, а при неодинаковом - от зеленого, зелено-желтого, оранжевого и до красного. Если на сетчатку глаз попадает свет большой интенсивности, вызывающий одинаковое воздействие на колбочки всех трех цветов, то у человека возникает ощущение белого цвета. При меньшей интенсивности света возникает ощущение одного из серых цветов. При воздействии света незначительной интенсивности или при его отсутствии возникает ощущение черного цвета. Цветовые ощущения возникают из-за светового излучения. Цвет оценивается следующими характеристиками: цветовым тоном (ощущением светового из лучения с определенной длиной волны X), насыщенностью (ощущением чистоты цвета Р), светлотой (ощущением яркости L)[12]. Цветовой тон и насыщенность являются качественными характеристиками цвета, а светлота - количественной. Цвета характеризуются тоном, светлотой и насыщенностью. Цветовой тон - основной признак цвета, характеризующий отличие одного цвета от другого и качественно определяемый их названиями, например, синий, лимонный, оранжевый и т.п. Воспринимаемый цветовой тон частично обусловлен чувствительностью глаз к яркости. Световое излучение одной длины волны называется монохроматическим (одноцветным). Монохроматические цвета имеют 100 % чистоту.
Рис. 3.1. Градации ахроматических цветов. |
Цветовой тон (цветность) - специфическое название цвета, свойственное только одному цвету, например, желтому, зеленому, синему, красному и т. д. Для обозначения цвета используются начальные буквы слов по названию цветов. На цветовом круге (рис. 3.2) показаны 4 главных цвета: желтый, красный, синий, зеленый; 4 промежуточных: желто-красный, красно-синий, сине-зеленый, зелено-желтый; 8 вторичных промежуточных цветов: желтый желто-красный, желто-красный красный, красный красно-синий, красно-синий синий, синий сине-зеленый, сине-зеленый зеленый, зеленый зелено-желтый, зелено-желтый желтый (рис 3.2.1.) Для ахроматических цветов характерны светлотные отношения, т.е. различие по светлоте.
Светлота - безразмерная величина, используемая для количественной характеристки различия между зрительно- световыми ощущениями, вызываемыми двумя смежными одноцветными поверхностями. Или, светлота цвета – это различие внутри одного и того же монохромного цвета или степень добавления к данному монохромному цвету белой или черной краски. Например, розовый - это разбавленный красный, голубой - разбавленный синий. Темные цвета получают путем добавления черной краски в чистый цвет. Например, серо-синий (цвет полуночного неба). Некоторые цвета в чистом виде являются очень светлыми (например, желтый) или более темные (например, пурпурный).
Насыщенность – это степень яркости или степень отличия хроматического цвета от равносветлого ахроматического, или - интенсивность цвета. То есть, насыщенность характеризует степень отличия хроматического цвета от белого и серого, то есть отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если к любому цветовому тону добавить белый цвет, то цветовой тон не изменится, но насыщенность, или чистота, цвета станет другой. Насыщенность каждого цвета имеет несколько переходов: очень светлый, светлый, чуть светлый, чуть темный, темный, очень темный. Кроме того, различают цвета яркие, тусклые и блеклые.
Самыми насыщенными принято считать спектральные цвета. Цвета со слабо выраженным цветовым тоном называются малонасыщенными. Это, например, розовый, бледно-зеленый, светло-голубой. Для изменения насыщенности цвета удобно пользоваться ахроматическими цветами. Для получения хроматического ряда убывающей светлоты после получения образца, окрашенного насыщенной краской, к ней добавляют порцию белой и производят окраску очередного образца. Так поступают до получения почти белого цвета.
В текстильном производстве малонасыщенные цвета можно получить скручиванием двух тонких нитей в одну или же переплетением основы и утка. Скручивая синюю и белую нити, получают голубую пряжу, красную с белой - розовую, синюю с черной - темно-синюю, красную с черной - бордовую.
Цвета, одинаковые по цветовому тону, могут казаться в зависимости от условий наблюдения светлее или темнее. Это качество оценивается светлотой. Опыт показывает, что для каждого хроматического цвета может быть подобран серый, который будет восприниматься одинаково светлым, иначе говоря, оба будут обладать одинаковой светлотой.
а) Цветовой круг - схема | |||
б) Цветовой круг в цвете. | |||
Рисунок 3.2 – Цветовой круг а) схема, б) в цвете. | |||
Рисунок 3.2.1. Цветовой круг. Основные и производные цвета. |
Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте. Эти цвета не имеют насыщенности. Изменение интенсивности цвета происходит в результате добавления ахроматических или дополнительных цветов: для получения окраски более темного тона добавляют черный или темно-серые цвета, а для получения окраски более светлого тона - белый или светло-серые цвета (рис 3.3.). Для цветов мягких тонов цвета характерна пониженная яркость. Цвета сероватых тонов получают добавлением некоторого количества дополнительного цвета. Пастельные (светлые) цвета характеризуются пониженной насыщенностью и получают осветлением и добавлением дополнительного цвета к основному.
Рисунок 3.3. Переход цвета из более насыщенного в слабый |
Чистый цвет — спектральный цвет наибольшей яркости, какая только может быть у данного цвета. Наибольшей яркостью в цветах спектрального анализа обладает желтый цвет, в обе стороны от которого в цветовом круге понижается яркость.
Два цвета могут быть одинаковыми по названию (например, оба красные), по светлоте (ни один из них не темнее и не светлее другого), но различаться по силе цвета - один может быть ярко-красным, а другой бледным, серовато-красным. Разница между ними - в насыщенности, т. е. в степени интенсивности (силе) цвета.
Светлотным одновременным контрастом называют явление, в котором на светлом фоне все цвета темнеют, на темном светлеют. Истинная светлота цвета наблюдается на фоне средней светлоты. Цвета, действуя друг на друга, светлеют или темнеют, приобретая кажущуюся цветность. Например, серый цвет на зеленом фоне выглядит розовым. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности меняют цветовой тон, а их насыщенность уменьшается. Например, желтый цвет на зеленом фоне становится слегка оранжевым, а красный в окружении зеленого будет более насыщенным. Кажущееся изменение цветового тона или насыщенности цвета под влиянием другого цвета, называют хроматическим контрастом. Это явление носит временный характер, неустойчивое - при длительном наблюдении контраст через некоторое время идет на убыль.
При искусственном освещении цвета меняют свои характеристики. Так при слабом освещении оранжевые и красные цвета блекнут, «гаснут», а синие и синезеленые – становятся более активными и яркими. При электрическом освещении желтоватого цвета, красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, но голубовато-зеленые, синие, фиолетовые темнеют, но светлота желто-зеленого цвета не меняется. Насыщенность при таком освещении красных цветов увеличивается, светло-желтые цвета сближаются с белыми, голубые зеленеют, синие теряют насыщенность, а темно-синие чернеют. Считается, чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.
В случае одновременного действия на сетчатку глаза чистых желтого и синего или красного и зеленого цветов, при определенном соотношении их интенсивностей, можно увидеть только белый или серый цвет. Цвета, при таком оптическом смешении которых исчезает их хроматизм, называются дополнительными, или взаимно дополнительными.
Деление цветового круга на две части диаметром, проходящего через чистые красный и зеленый цвета, определяет в одной части круга теплые цвета (желтовато-красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые и желтовато-зеленые), в другой - холодные (пурпурные, фиолетовые, синие, голубые).
Восприятие теплых и холодных цветов - это эмоциональное, психологическое явление. Считается, что цвета холодные, светлые, слабо насыщенные (синие и голубые, светло-серые) - легкие, воздушные. И наоборот, теплые, темные, слабо насыщенные, оливковые, коричневые, черные и темно-серые цвета - тяжелые. Теплые и светлые цвета (желтый, оранжевый, красный) - выступающие. Холодные темные (синий, фиолетовый, пурпурный, сине-зеленый) с примесью черной краски - отступающие, менее заметные цвета.
Цвета желтый, красный, зеленый, синий не содержащие оттенков других, соседних с ними в спектре или цветовом круге цветов, называют главными, чистыми. Так, в чистом синем цвете не должно быть ни красноватых оттенков, ни зеленоватых. Цвета, расположенные между четырьмя чистыми цветами, полученных смешиванием чистых, называют промежуточными цветами.
Выделяют три группы цветов по сочетанию — родственные, родственно-контрастные и контрастные. Родственные цвета располагаются в одной четверти принятого нами цветового круга и имеют в своем составе хотя бы один общий (главный) цвет, например желтый, желто-красный и желтовато-красный. Существуют четыре группы родственных цветов - желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые. Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях принятого нами цветового круга и имеют один общий (главный) цвет, два других составляющих цвета - взаимно дополнительные главные цвета. Существует четыре группы родственно-контрастных цветов - желто-красные и красно-синие, красно-синие и сине-зеленые, сине-зеленые и зелено-желтые, зелено-желтые и желто-красные. Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга, это - желто-красные и сине-зеленые, желто-зеленые и сине-красные цвета (рис 3.4.).
Рисунок 3.4. Дополнительные контрастные пары цветов |
В творческом процессе художественного конструирования современной одежды, как элемента дизайна, главная роль принадлежит композиции проектируемой модели. Композиция, отражая внутреннюю гармоническую упорядоченность во внешнем проявлении, является понятием организующим, имеющим силу соединять части, составляя из них единое целое. Цвет является одним из основных компонентов композиции. Но в системе с другими компонентами композиции – формой, силуэтом, конструктивными и декоративными линиями, отдельными деталями одежды и украшающих её декоративными элементами, цвет будет выражать гармонизированное, образное, идейно-художественное содержание модели одежды. Цветовая гармония будет иметь понятную форму только тогда, когда она основывается на ограниченном числе воспринимаемых цветовых сочетаний. Утонченные цветовые смешения в их художественных полотнах выступают как вторичные интонации или вариации основной цветовой гаммы, либо они образуют разнообразие гамм, в которых общие элементы все же остаются различными[13].
Синтез цвета – получение, на основе смещения трех первичных цветов с ахроматическими и друг с другом, всех остальных цветов окружающих нас предметов. То есть, процесс получения всевозможных цветов с помощью ограничения их набора (трех) называется синтезом цвета.
Чистота цвета – визуальная оценка степени присутствия в цвете примесей других хроматических и ахроматических цветов. К абсолютно чистым цветам относят монохроматические спектральные цвета. Естественной шкалой чистых цветов является спектр. При расположении спектра по окружности и добавлении к нему пурпурных цветов (как результат смешения красного и синего) получают цветовой круг. Чистые монохроматические и пурпурные цвета имеют максимальную насыщенность, а ахроматические цвета имеют нулевую. Чистые монохроматические цвета характеризуются многообразием.
При смешении монохроматических и ахроматических цветов получают хроматические, характеризующиеся цветовым тоном. Новые цвета получают путем смешения монохроматических цветов в различных соотношениях. Разработаны специальные определительные атласы и таблицы, позволяющие прогнозировать цвет на основе заданных процентных соотношений исходных. Определены три закона смешения цветов.
Законы смешения цветов [14].
Первый закон. Для хроматического цвета имеется другой хроматический цвет, при смешивании с которым получается ахроматический цвет. Такие пары цветов, нейтрализующих друг друга, называются дополнительными, например к желто-зеленому дополнительным будет фиолетовый, к красному - голубовато-зеленый. Дополнительные цвета лежат на противоположных концах цветового круга.
Второй закон. Смешивая два недополнительных цвета, получаем новый цвет, промежуточный между ними. При смешении красного и синего цветов получается фиолетовый (К + С = Ф), синего и желтого — зеленый (С + Ж = З), красного и желтого — оранжевый (К + Ж = О) и т. д. Цвета, получаемые путем смешения первичных, называются составными цветами первой степени. Составные цвета второй степени образуются путем смешения составных цветов первой степени[15]. Например, красно-бурый цвет получается при смешении оранжевого и фиолетового (О + Ф = КБ).
Третий закон. Цвет смеси не зависит от спектрального состава смешиваемых цветов, т. е. любой из смешиваемых цветов сам может быть получен в результате смешения других цветов. Так, при смешении красного и желтого получается оранжевый независимо от того, является ли красный цвет спектрально чистым или он получился путем смешения других цветов. Это свойство получило название метамерности цвета [16].
Существует два вида смещения – оптическое и механическое [17].
1. Оптическое слагательное смешение (или аддитивное). Физическая сущность этого типа смешения заключается в суммировании световых потоков (лучей) тем или иным способом. Оптическое смешивание – смешивание в различных пропорциях монохроматических световых излучений трех длин волн. В результате можно получить - 700 нм (красное), 535 нм (желтовато-зеленое) и 400 нм (синевато-пурпурное или фиолетовое). При оптическом синтезе один и тот же цвет можно получить используя различные составляющие.[18] Основные цвета смешения: Красный, Зеленый. Синий.
Правила слагательного смешения:
- при смешении двух цветов расположенных по хорде круга получается цвет промежуточного цветового тона. Пример: Красный + Зеленый = Желтый;
- при смешении противоположных цветов в круге получается ахромотический цвет.
При смешении красного (К), зеленого (3) и синего (С) с добавление белого (Б) и черного (Ч) цветов позволяют получить следующие результирующие (см. табл. 3.2.):
Таблица 3.2.
Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 9693. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы! |
|
|
|
|
Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...
|
Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность
•Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...
|