В соответствии со статьей 126 Конституции Верховный Суд России являясь высшим судебным органом по уголовным делам, имеет право давать разъяснения по вопросам судебной практики, которые обязательны как для судей, так и для иных лиц участвующих в судопроизводстве. Поскольку делам по преступлениям коррупционной направленности являются одними из самых сложных, то Верховный Суд неоднократно обращался к анализу возникающих проблем. Так, например, 10 февраля 2000 г. было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». После вступления в силу пакета антикоррупционных законов возникло много практических вопросов, связанных с реализацией антикоррупционной стратегии в условиях уголовного судопроизводства. И 16 октября 2009 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление N 19 " О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" [37]. Необходимость в его разработке и принятии давно назрела в связи с изменениями в уголовном законодательстве о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в законодательстве иных отраслей, а также в практике его применения
В п. 1 Постановления отражена позиция высшей судебной инстанции России по поводу основного объекта злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ): " Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства".
В рассматриваемом Постановлении дается расширительная трактовка организационно-распорядительных функций. Помимо традиционных функций внутреннего управления (руководство трудовым коллективом или находящимися в служебном подчинении отдельными работниками, формирование кадрового состава, определение трудовых функций работников, организация порядка прохождения службы, применение мер поощрения или награждения, наложение дисциплинарных взысканий), в абзаце 2 п. 4 Постановления от 16 октября 2009 г. N 19 названы полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Далее в скобках приводится примерный перечень таких функций (выдача медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установление работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, прием экзаменов и выставление оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). Тем самым Пленум официально признал правильной многолетнюю практику привлечения к уголовной ответственности лиц, выполняющих указанные функции, за должностные преступления, тем самым резко увеличив субъектов коррупционных правонарушений.
Поэтому для того, чтобы иметь полную картину правовых основ противодействия коррупции необходимо знать не только положения правовых актов, но и реально складывающуюся практику их применения, в частности судебную практику.