Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи





Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве разви­тием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

Главная роль в обучении принадлежит специальным за­нятиям, сочетающим показ-образец произношения с ак­тивным упражнением детей. Занятия дополняются и взаи­модействуют со специальными упражнениями вне заня­тий.

Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социаль­ной среды воспитание речевых навыков протекает особен­но благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А.П.Усова, М.Е.Хватцев). Коллектив является для детей сильным фактором вза­имного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

В процессе систематического обучения необходимо ис­пользовать, методику, обеспечивающую развитие мотори­ки речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны.

Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1—2 раза в месяц. Помимо это­го отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, в музыкальные, занятия гимнас­тикой и подвижными играми. Количество занятий опреде­ляется уровнем развития речи детей.

Этапы обучения правильному звукопроизношению.

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответ­ствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопе­дии.

I этап — подготовительный, предполагающий подготов­ку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он вклю­чает подготовку речедвигательного аппарата, его мотори­ки, речевого слуха, речевого дыхания.

Правильное произношение звуков зависит от деятельнос­ти речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции1 (языка, губ, мягкого нёба, зубов и т. д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляци­онных движений, их силы и точности. Трудный для произнесения звук требует гибкости движений языка, бы­строй вибрации его кончика. Шипящие звуки - силь­ной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т. д.

Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тре­нировку мышц языка с целью придания ему нужного поло­жения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.

С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.

Развитию моторики артикуляционного аппа­рата служат различные игры на звукоподражание: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др.

Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, кар­канью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша—шо — шу, ра — ро — ру) быстро утомляет и не дает положительных ре­зультатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваи­вают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т. е. подражание звукам животных осуществля­ется опосредованно, через речь воспитателя.

Для развития речевого дыхания проводят игры на подду­вание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание ка­рандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. От простых игр переходят к более сложным, где тре­буется сильная воздушная струя воздуха, — детям предлага­ют подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; на воду до образования брызг.

В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и дли­тельный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводят­ся сидя, не более 1, 5 мин (начиная с 0, 5 мин).

Для развития речевого слуха, слухового внимания ре­комендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.

В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается «жалом», «широкой ло­паткой» и др.

II этап — становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (вос­приятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зритель­ными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощуще­ниями. В большинстве случаев необходимо одновременно за­тормозить неправильную связь между представлением о зву­ке и его произношением.

Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуаль­ной работы (шипящие, свистящие, р, л).

При полном отсутствии звука или при его неустойчи­вом произношении бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это так называемая постановка звука по подража­нию или вызывание звука. Обучение здесь основано на под­ражании детьми речи воспитателя, четкому произноше­нию звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке про­исходит благодаря выделению звука в слове, более дли­тельному и напряженному его произношению воспитате­лем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.

Если невозможно поставить звук на основе подража­ния, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражне­нием детей.

Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Повторяется об­разец детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец про­изношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором.

В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия, прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его ар­тикуляции, дает образец правильной речи.

Для упражнений необходимо давать детям новый рече­вой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное произноше­ние звука.

III этап — закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация зву­ка есть введение вновь созданной и закрепленной относи­тельно простой связи — речевого звука — в более сложные последовательные речевые структуры — в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или про­износится неправильно (О.В.Правдина).

Работу на этом этапе можно рассматривать как заторма­живание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых.

Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечива­ется доступностью и систематичностью речевого материа­ла (переход от изолированно произносимого звука к вклю­чению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середи­не, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложня­ются.

В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью, упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по кар­тине). Для закрепления и автоматизации нового звука тре­буются систематическая тренировка, создание ус­ловий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10—20 раз. Воспитатель показом артикуляции, на­поминанием о своих прежних указаниях помогает ребен­ку овладеть речевым навыком.

Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми сред­ствами (одобрение ребенка, поощрение и т. д.). Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового — как ведущего, зрительного (по­каз артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой дрожания гортани), осязательного (ощущение паль­цами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дро­жания кончика языка при звуке р).

IV этап — этап дифференциации смешиваемых звуков. В ос­нове его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произ­несены ребенком в любом сочетании и все же употребля­ются не всегда верно и один звук подменяется другим.

Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путают их (вместо сушка — «шушка», вместо Саша — «Шаша»).

Для дифференциации звука эффективен прием сравне­ния двух артикуляционных укладов и установление их раз­личия. При сопоставлении двух звуков не следует сравни­вать правильный звук с его искаженным вариантом.

Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового матери­ала. Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т. д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня—слива). Скачала де­тям дают две картинки, потом три-четыре (шуба — сапоги — шапка; кошка — собака — лошадь — свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова раз­личаются по одному звуку (усы —уши, мышь — мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее — словосочетание, пред­ложение (У Веры ручка лучше, чему меня), потешки, посло­вицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый».) Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос — нож, коза —кожа, Юра —юла, коробка —колобок) в игре или разговоре: Как позовешь кошку? — Кис-кис!

Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать смысловую разницу между словами. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

На всех этапах обучения звукопроизношению рекомен­дуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушка­ми, звукоподражанием, с элементами движений, с пени­ем; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чи­стоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 2838. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия