Тональный рисунок тел вращения
Цель работы: Освоение приемами выявления объемной формы тел вращения светотенью.
Основные положения:
Рисунок шара. Сложность объемного построения шара тоном связана с богатством градаций светотени на его поверхности, что обусловлено степенью освещенности сферической поверхности. Освещенная поверхность постепенно убывает, огибая круг, переходя от света к тени — к увеличивающимся границам собственных теней и на затененный участок шара, где тон постепенно высветляется рефлексом и мягко переходит из одной тональности в другую — к падающей тени. Падающая тень темнее собственной, особенно у основания шара.
Сложность при передаче формы шара светотенью возникает в процессе выявления тональных отношений между его контуром и фоном, т.е. при создании иллюзии объемности. Контуры шара на видимом фоне должны быть нарисованы мягко, чтобы края формы не вырывались из глубины пространства, а вызывали впечатление ее закругленности (рис. 7.1).
Аналогично выполняются рисунки других тел вращения.
Рис. 7.1
Последовательность работы над тональным рисунком шара
| |
Моделируя форму предмета, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов. Самым светлым местом на натуре будет блик и его окружение, а самое темное — собственная и падающая тени. Эти два контрастных пятна служат ориентиром в последующей работе над тональным рисунком при определении правильных тоновых отношений.
Задание:
Изучить методику и последовательность выполнения тонального рисунка тел вращения.

Практическая работа № 8