Цель работы: изучение законов распределения светотени, освоение методики тонального рисунка для изображения различных предметов в пространстве, выполнение тонального рисунка геометрических тел.
Основные положения:
Рассматривается закономерность распределения светотеней на простых геометрических телах (рис. 5.1).
Рис. 5.1
Распределение светотени на плоскостях расположенных под разным углом к источнику света
| |
Поверхность предмета, степень ее освещенности зависит от силы источника света, расстояния и угла падения луча на его поверхность. Сила контраста светотеней на поверхностях предметов, расположенных ближе к источнику света, будет резче, чем на поверхности предметов, удаленных от него. Поэтому свет и тени на переднем плане следует брать всегда контрастнее, чем на заднем, при этом растяжка тонового контраста должна быть без резких переходов: от наиболее контрастного на переднем плане — до плавно убывающего к заднему плану (рис. 5.2).
| | |
| | Рис. 5.2
Распределение
светотени на различно освещенных
плоскостях
| |
|
| |
Тоном называется степень светлоты поверхности формы предмета. В зависимости от характера освещенности сила тона поверхности предмета может быть различной.
Рис. 5.3
Построение падающей тени от плоскости на горизонтальную
поверхность
| |
Для рассмотрения закономерностей светотеней и характеристики всех светотеневых градаций на геометрических телах обратимся к форме шара.
Принято различать шесть основных градаций света и тени (рис. 5.4):
· блик - то место на освещенной части предмета, где свет отражается непосредственно от источника (на глянцевых поверхностях мы видим непосредственно отражение источника света);
· свет - освещенная часть предмета;
· полутень - переход между светом и собственной тенью, или между тенью и рефлексом;
· тень - самое темное место в собственной тени, на которое не попадает ни прямой ни отраженный свет; тень собственная светлее тени падающей.
· рефлекс - то место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета - всегда значительно темнее света;
· падающая тень – это тень, лежащая позади предмета (рис. 5.3).
| | | |
| | |
| Рис. 5.4
Распределение
светотени на шаре.
Тени на закругляющихся поверхностях располагаются именно в том порядке, в каком это обозначено на схеме.
| |
|
Рис. 5.5
Построение падающей тени на горизонтальной и вертикальной
плоскости
| |
Падающие тени строятся следующим образом: от источника света строим перпендикуляр к плоскости, на которой стоит предмет. Получают точку проекции источника света. От этой точки строят линии связи по касательной к основанию предмета. Далее от источника света строят линии связи через крайние точки предмета до пересечения их с плоскостью, на которой стоит предмет (на рисунке дано только по одной такой линии). На рис. 5.5 также показано построение тени на вертикальной плоскости.
Падающая тень неоднородна по светлоте и темнее тени собственной. Это самая темная градация среди теней при условии одинаковой окраски предметов, по мере удаления от предмета ее границы размываются, а сила тона слабеет.