Цель работы: освоение методов рисования с натуры группы предметов (натюрморта).
Основные положения:
Натюрморт – самостоятельный жанр изобразительного искусства. Натюрморт составляет несколько предметов, объединенных в единую по замыслу группу.
Рис. 8.1
Зрительный центр рисунка
| |
Рисование натюрморта из геометрических тел более сложная задача, чем рисование отдельных геометрических тел. Рисование постановки натюрморта из белых гипсовых геометрических тел включает в себя несколько задач:
1. Композиционное размещение на листе бумаги данного натюрморта;
2. Нахождение пропорциональных отношений предметов между собой;
3. Правильное построение предметов с учетом их перспективы и пропорций;
4. Решение светотеневой задачи.
Рис. 8.2
Совмещение композиционного центра (главный предмет) со зрительным центра рисунка
| |
Композиционное размещение предметов начинают с работы над поиском эскизных вариантов композиции в рисунке (на полях или отдельном листочке). Для этого необходимо определить место предполагаемого изображения предметов на листе, размер и, следовательно, масштаб. При компоновке группы предметов важно умение увидеть в постановке предметы не по отдельности, а в целом. После чего намечают крайние точки будущего изображения сверху, снизу, справа и слева. Они нужны для размещения изображения натурных постановок. Вместе с тем, крайние точки и их контуры не должны касаться краев листа бумаги. (рис. 8.1; рис. 8.2).
Также и наоборот, нельзя оставлять на листе неоправданное пустое пространство. В обоих этих случаях нарушается композиция.
Рис. 8.3
Выбор композиционного решения в рисунке группы
геометрических тел
| |

Под композиционным центром понимается середина ограниченного зрительного поля группы предметов, составляющих одно целое, т.е. серединная часть целого. Под зрительным центром понимается наиболее выделяющаяся часть предмета, которая останавливает наш взгляд. Композиционный центр не всегда может совпадать со зрительным, во многом это зависит от расположения основного предмета, вокруг которого группируются остальные, а также от выбора точки зрения. Композиционный центр рисунка может смещаться, исходя из смысловой нагруженности.
Весь ход работы идет от общего к частному в начале работы (сначала определяют крупные пропорции, потом в них более мелкие членения) и от частного к общему в конце (подчинение деталей главной конструкции на стадии обобщения) (рис. 8.3; рис 8.4).
Задание:
1. Изучить методику и последовательность выполнения натюрморта из геометрических тел.
2. Выполнить тональный рисунок натюрморта из геометрических тел.
