Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений
Важность изучения межгрупповых отношений связана с изменившейся социальной структурой. Во многих странах существуют группы эмигрантов, которые сталкиваются с проявлениями враждебности на этнической основе. Известны межгрупповые конфликты между болельщиками разных команд. Возможно, каждый из нас может вспомнить подобный межгрупповой конфликт из своей жизни. Интерес к проблематике, связанной с межгрупповыми отношениями, возникает в 50-е годы. Однако, еще в работах З.Фрейда высказывалась идея неизбежности межгрупповой агрессии как средства поддержания группового единства. Он связывал внешнегрупповую агрессию и внутригрупповую сплоченность, видя их источники в мотивационной сфере – потребности идентификации себя со своей группой, а главное – с групповым лидером, в основе такой идентификации Фрейд видел механизм, связанный с Эдиповым комплексом и символическим замещением лидером роли отца. Последующие исследования также проходили в рамках мотивационной теории и рассматривали, главным образом, этнические конфликты. Так, Т.Адорно в своих работах по изучению авторитарной личности указал на проблему отношения к представителям различных групп, в основном этнических. Л.Берковитц, представитель необихевиористского направления, в своей концепции фрустрации и агрессии рассматривал агрессию как результат фрустрирующего воздействия на личность, объектом агрессии нередко оказывается этническая общность. Он исследовал роль этнических стереотипов и их влияние на регуляцию поведения представителей отдельных этнических групп. Но в этих работах речь шла о межгрупповых аспектах поведения отдельной личности. Другой подход, в рамках которого исследовалась межгрупповая враждебность – интеракционистский, представители этого направления – М.Шериф, Г.Тэджфел, Дж.Тернер и другие. Теджфел поставил перед собой следующие вопросы: будет ли групповая враждебность возникать без любого объективного преимущества, которое могло бы увеличиваться для членов определенной группы как результат их действий в пользу своей группы? Будет ли она возникать при отсутствии любой формы соревнования между группами и при отсутствии любой предшествующей враждебности? Ставилась задача выделить минимальные условия проявления межгрупповой враждебности, «минимальной межгрупповой дискриминации». Экспериментальные поиски ответов на эти вопросы привели к созданию общей теории межгрупповых отношений – теории социальной идентичности. В его экспериментах было установлено, что межгрупповая враждебность возникает и в тех случаях, когда собственные интересы членов группы не затрагиваются. Например, эксперимент с распределением денег между группами: испытуемые выбирали те варианты, которые давали возможность получить явно больше денег для себя (при выборе 45 и 50 или 5 и 20 – выбирали второй вариант из-за того, что другие получали явно меньше). В другом эксперименте Тешфила подростки должны были разделить 15 очков, эквивалентных деньгам, между двумя группами. Испытуемые обычно присуждали 9 или 10 очков своей группе, а 5 или 6 очков – другой группе. Предпочтение интересов своей группы получило название внутригрупповой фаворитизм, тенденция устанавливать различия в оценках своей и другой группы – межгрупповая дискриминация. Это проявляется у людей разного возраста, пола, национальности. Если группа невелика по сравнению с другой группой, если мы являемся частью малой группы, мы особенно остро ощущаем свою групповую принадлежность. Например, при смене места жительства, переезде в другой город, страну. Даже при формировании групп на формальной основе, например, по жребию, проявляется эффект групповой принадлежности. Отнесение себя к определенным группам связано с проявлением социальной идентичности. Отвечая себе на вопрос «Кто я?», мы перечисляем группы, которым мы принадлежим: студент, член семьи, национальную принадлежность (особенно если вокруг большинство представители другой национальности), религиозную принадлежность и т.д. На этой основе формируется внутригрупповая пристрастность – тенденция предпочитать собственную группу. Позитивная оценка своей группы позволяет также позитивно оценить и себя. Поэтому принадлежность к группе – важное условие формирования самооценки. Исходя из теории социальной идентичности можно сделать вывод, что для улучшения межгрупповых отношений важно уменьшить или устранить воспринимаемые различия между группами и максимизировать сходство между представителями разных групп. Однако, любое отнесение себя к группе подразумевает определение того, кем вы являетесь, но и одновременно того, кем вы не являетесь. Это разделение на «мы» и «они» имеет глубокие исторические корни. Б.Ф.Поршнев считал, что оно восходит к тем временам, когда на земле вместе с нашими далекими предками жили существа, похожие и не похожие на них, это дало возможность появлению внутригрупповой идентификации «мы» – «не мы» (они). Внутри группы понятие «мы» создает чувство принадлежности, общей идентичности. За пределами группы – «они» – группа, не похожая на нашу, обособленная от нашей. Возможность снижения межгрупповой агрессии была исследована М.Шерифом: один из классических экспериментов – исследование межгрупповых отношений подростков в летних лагерях. Исследовались ситуации соревнования, в результате которых возникает межгрупповая враждебность. Но когда лагерь лишался продуктов и воды, требовались совместные усилия соперничающих групп, которые способствовали прекращению вражды.
|