ЛОГИКА И ЭТИКА ДИАЛОГА
План лекции № 17 1. Основные логико-этические нормы ведения корректного диалога. 2. Софистика как логическая форма интеллектуального мошенничества в споре. 3. Прагматика и этика диалога. 4. Такт и манера ведения спора. 5. Этически некорректные приемы, методы и средства, используемые в сфере прагматики диалога.
Основные логико-этические нормы ведения корректного диалога: 1. доказательность, 2. аргументированность собственной позиции; 3. конструктивность критики мнения оппонента; 4. логическая ясность, лаконичность суждений, точность формулировок и определений. Софистика как логическая форма интеллектуального мошенничества в споре. Софизмом принято называть умышленную логическую ошибку в доказательстве, допущенную с целью введения оппонента в заблуждение, с намерением выиграть спор любыми средствами. Примеры софистических уловок. Подмена тезиса доказательства. В процессе обсуждения одна из сторон произвольно изменяет заявленный в споре основной тезис доказательства в сторону его более широкого или более узкого толкования, или даже полностью заменяет его на новый. Излишняя полнота доказательства. Часто используется тогда, когда нет достаточных аргументов для обоснования основного тезиса в строгой и четкой формулировке. Изменение модальности тезиса доказательства: логически необоснованный переход от предположения возможности, вероятности или правдоподобности некоторого факта, события к заключению о его реальном существовании. Основное заблуждение. Использование ложных аргументов для доказательства собственной точки зрения и намеренной дезинформации оппонента. Предвосхищение основания: использование в качестве аргументов недоказанные или непроверенные утверждения, которые сами по себе нуждаются в обосновании. Порочный круг в доказательстве. Использование в качестве аргумента доказательства утверждения, истинность которого возможно установить лишь после того, как будет обоснован основной тезис данного доказательства: зависимость обоснованности аргумента доказательства от истинности его тезиса. Тривиальная полнота доказательства. Софистические рассуждения, основанные на противоречивых аргументах или утверждениях в процесс обсуждения проблемы. Прагматика и этика диалога. Прагматика диалога – это методология эффективной реализации стратегической цели беседы, спора с помощью определенных оперативно-тактических средства ведения проблематического обсуждения. Прагматика спора устанавливает систему тактических приемов и средств эффективного убеждения и интеллектуального принуждения в выборе позиции, мнения или точки зрения на обсуждаемую проблему. В этике диалога не создаются какие-либо особые нравственные нормы и оценки, отличные от общечеловеческих моральных ценностей. В ней исследуются вопросы применения общих норм нравственности в специфических условиях интеллектуального общения и взаимодействия. Центральной проблемой этики диалога является проблема моральной ответственности участника обсуждения за результаты своего вклада в спор. Отсюда идет четкое разграничение двух планов моральной ответственности полемиста-профессионала: его профессиональная этика и гражданская позиция, нравственные обязательства перед обществом в целом. Другая важная проблема этики диалога – адекватное соотнесение стратегической цели обсуждения с нравственными средствами ее достижения, установление релевантности, целесообразности и нравственности в ведении диалога. Категорический отказ от возможности манипулирования честью и достоинством собеседника или аудитории для достижения профессиональных и конъюнктурных целей или «высших интересов» должен выступать в качестве нравственного кредо профессионала в области социально-политического и правового общения.
Такт и манера ведения спора. 1) Не должно упорствовать, когда или довод противника очевиден, или очевидно правильно доказан. Это ведет только на путь софизмов; если нельзя «увернуться честным образом», пытаются применить нечестные уловки. 2) Не должно слишком легко соглашаться с доводом противника, если довод этот покажется ему правильным. Нередко бывает так, что довод противника покажется нам с первого раза очень убедительным и неопровержимым, но потом, пораздумав как следует, мы убеждаемся, что он произволен или даже ложен. 3) Большое внимание следует уделять манере спорить. Джентльменский спор – в таком споре никаких непозволительных уловок не допускается. Спорщик относится к противнику и его мнениям с уважением, никогда не спускаясь до высмеивания, пренебрежительного тона, «личностей», насмешек, грубостей или неуместных острот. «Хамский спор», прежде всего, отличается открытым неуважением или пренебрежением к мнениям противника. Если спорщик допускает грубые уловки, вроде «срывания спора» или «палочных доводов», если он допускает пренебрежительный или презрительный тон, хохот, глумление над доводами противника; если он унижается до грубых «личностей», грубых слов, близких к брани, насмешливо переглядывается со слушателями, подмигивает им и т. д., и т. д. – то это все особенности той манеры спорить, которую нельзя не назвать «хамской». «Чичиковская» манера спорить – при ней получается только видимость спора; по крайней мере, серьезный спор – невозможен. 4) Чрезвычайно важно спорить спокойно, хладнокровно, но не возбужденно, взволнованно, яростно.
Этически некорректные приемы, методы и средства, используемые в сфере прагматики диалога Эти приемы и средства довольно разнообразны, но сущность их одна – выдать недостоверное, а порой и заведомо ложное за истинное и заслуживающее доверия; победить в споре любой ценой не считаясь с нравственными принципами в выборе средств, необходимых для достижения победной цели. Формальная победа – предполагается достижение победы на основе исключительно выигрыша во внешней форме ведения обсуждения: в красноречии, превосходстве над противником в ораторском мастерстве; в создании и использовании неравных состязательных условий в споре; в сознательном следовании приоритету целесообразности над справедливостью, истинностью. Аргумент-гипербола – преувеличение социальной или иной значимости исследуемого явления Аргумент к авторитету – в споре все основные доводы участника сводятся к ссылкам на авторитетное мнение, с которым оппонент просто не смеет спорить. Аргумент к массам –попытка решать проблему в свою пользу непосредственным обращением к населению, минуя усыновленные законом формы решения, игнорируя сложившиеся в обществе реалии. Аргумент к аудитории –участник спора пытается ограничить доказательство апелляцией к мнению, чувствам и сомнениям аудитории слушателей. Аргумент к личности –один из участников спора содержательную аргументацию собственной позиции проблематического диалога подменяет попытками приписать своему оппоненту реальные или мнимые положительные или отрицательные характеристики, которые возвеличивают или порочат репутацию собеседника. Аргумент к силе. Аргумент к невежеству –один из участников ссылается на неосведомленность или некомпетентность своего оппонента в обсуждении проблем, затрагиваемых в споре: использует аргументацию и упоминает в ходе спора о таких доводах и положениях, которые никто из участников обсуждения не знает и не может подвергнуть проверке. Аргумент к тщеславию –один из спорящих проявляет подчеркнутую и чрезмерную любезность по отношению к своему оппоненту, арбитру или аудитории, проявляет угодливость, расточает непомерные похвалы и высокие оценки деятельности. Аргумент к жалости – попытка обратиться к чувствам слушателей или оппонента, возбудить в них сочувствие, сострадание к сложной ситуации, в которой находится или оказался данный участник.. Аргумент к скромности –жесткое пресечение аргументации оппонента замечаниями о, якобы, проявляемой им нескромности, начальственный окрик, одергивание «зарвавшегося» в полемике оппонента. Экстремистский аргумент –угроза нанесения ущерба спору или его участникам, несоизмеримого с возможными результатами обсуждения и выигрышем или выгодами, которые могут быть получены оппонентами угрожающего лица. Абстрактный аргумент –довод, основанный на мнении, логических построениях, общих рассуждениях, но не на фактах, лежащих в основании обсуждаемой проблемы. Аргумент от незнания к несуществованию. Некорректный довод нигилиста, отвергающего тезис или аргументацию оппонента лишь на том основании, что не имеет о них достаточной информации: раз я об этом ничего не знал, значит, этого нет. Бестактной и просто аморальной является аргументация, основанная на зависти и злобе, аргументация доводами, не имеющими отношение к проблеме.
|