Торе, кожа, толенгут, бий, батыр, шаруа, кул, танба, уран
1.Кризис политической системы государства Абулхаира приводит в 50-х годах XV века к росту оппозиционных настроений как среди знати, так и среди широких масс населения. Поражение в войне с калмыками в 1457 году показало неспособность хана Абулхаира выполнять одну из своих основных функций - организовать эффективную защиту страны от внешней агрессии. Одним из следствий этого поражения стал мятеж султанов Керея и Жанибека, потомков Орыс-хана и их откочевка в Северо-Западный Могулистан, в район рек Шу и Козыбасы. Вообще, откочевка или отказ подчиняться власти хана с уходом в подданство соседних суверенов была достаточно распространенной формой протеста против непопулярных правителей. Однако именно откочевка 1459 - 60 гг. стала предвестницей гибели государства Абулхаира - последнего обломка Улут Улуса в восточной части Дешт-и-Кыпчака. За подданными Жанибека и Керея закрепилось прозвище казак, означавшее беглецы, вольница, люди отделившиеся от своего улуса. Западное Семиречье, Центральный Казахстан, среднее течение Сырдарьи оказались в руках Жанибека и Керея. Это образование получило название Казахского ханства. Появление на политической карте мира нового государства вызвано одновременным действием целого комплекса причин - политических, экономических и этнических. Единый этнос, носивший название кыпчак (XIII-XIV вв.), ногай (XIV-XV вв.) и узбек (XIV-XV вв.) уже существовал и в XVI веке происходит лишь закрепление за ним общего этнонима казах, а за страной им населенной - названия Казахстан. Молодое Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех казахских племен и присоединение присырдарьинских городов. После смерти Керея в 1474 году ханом стал его сын Мурындык (1474-1511 гг.). К концу XV века казахам удалось овладеть большей частью Южного Казахстана и вытеснить потомков Абулхаира в Мавераннарх. Время правления хана Касыма было временем наивысшего могущества Казахского ханства.После смерти Касым-хана казахско-мангытский союз распадается. Борьба за власть между преемниками Касыма привела к образованию нескольких конкурирующих ханств. Подвластью казахов остались лишь Семиречье и часть долины Сырдарьи, остальные земли оказались под властью мангытских биев и среднеазиатских правителей. Лишь в середине 50-х гг. XVI века при правлении хана Хак-Назара (1538-1580 гг.) Казахское ханство выходит из затяжного кризиса, что было следствием значительного изменения политической системы. 2.Органы управления. Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат или курултай - съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался один раз в год, обычно осенью, и решал наиболее важные государственные вопросы - заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания. Кроме того, маслихат избирал и смещал ханов исходя из принципа - выбора наиболее достойного. Обязательным условием для участия в работе маслихата было наличие оружия -полноправным членом этого органа были только взрослые лично свободные мужчины. Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. Хан избирался маслихатом из потомков Чингисхана, точнее из династии Орыс-хана, и выполнял свои функции пожизненно. Известны случаи, когда ханы смещались и изгонялись. Выборы хана сопровождались острой политической борьбой, приводившей нередко к вооруженным столкновениям. Иногда на маслихате происходил раскол, и тогда появлялись два или более ханов, один из которых, тем не менее, считался старшим. Избранного хана специально провозглашали верховным правителем и проводили обряд конфирмации, заключавшийся в троекратном поднятии на белой кошме. Хан выполнял следующие функции: 1. организация вооруженной охраны государства от внешних врагов; 2. определение внешнеполитического курса государства; 3. функции высшей судебной власти; Султаны или представители ханского рода обладали в XV-XVI веках огромными полномочиями. Султан-правитель улуса осуществлял в своих владениях судебную, гражданскую и военную власть и подчинялся непосредственно хану. Совет биев собирался ханом для решения наиболее важных политических и юридических вопросов и имел совещательные функции. При хане была канцелярия - дуан. Весь центральный аппарат ханства в XV-XVI вв. не имел постоянного места размещения и кочевал вместе с ханом и его аулом. 3.Отсутствие классового деления не означало социальной однородности общества. Казахское общество было строго иерархизировано и делилось на ряд сословий, различающихся по происхождению и правовому статусу. Выделяются три основных сословия - белая кость, черная кость и рабы. Самым высоким статусом в казахской степи обладали представители ак-суйек (белая кость), в которую входили торе и кожа. Торе - потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали звание султана и право занимать ханский престол. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов, хотя их права не были так широки, как у торе. Основное сословие составляли кара-суйек (черная кость) - семьи, ведущие самостоятельное хозяйство. Низшее сословие составляли кулы (рабы). К непривилегированным социальным группам относились толенгуты - военные слуги султанов. Вокруг каждого султана образовывалась толенгутская община, некоторые влиятельные султаны и ханы создавали целые толенгутские ассоциации. Именно толенгуты составляли основную военную силу сословия ак-суйек. Территория и население ханства делилось на уделы во главе с султанами - родственниками хана. В составе каждого удела было 50-60 тысяч семей. В начале XVI века ханство делилось на 3-4 крупных удела, один из которых управлялся непосредственно ханом. Каждый удел в свою очередь делился на улусы по 10 тысяч семей. Во главе улусов также стояли султаны, назначаемые ханом. Каждый улус обладал своей территорией со строго разграниченными пастбищами, особенно зимними. Ополчение улуса во время войны было самостоятельным подразделением. Таким образом, фактически ханство делилось на военно-административные единицы. В состав улусов входили ассоциации общин во главе с биями и старшинами. Каждая ассоциация представляла собой объединение общин, кочующих на одной территории. Для регулирования отношений между общинами в ассоциации существовала вымышленная генеалогия, определяющая статус общины в зависимости от положения в генеалогии ее вымышленного предка. Влияние общины на принятие политических решений определяются положением в иерархии, основанной на вымышленной генеалогии / шежiре/. Положение общины в иерархии учитывалось в случае: 1. определения места в боевом порядке; 2. при разделе боевой добычи; 3. вхождения в дом и размещения гостей по местам; 4. при открытии торжества; 5. при представлении качества предлагаемого на празднестве кушанья. Общинные ассоциации имели характерные черты, связанные с правами и обязанностями своих членов: 1.каждый общинник должен знать свою родословную до седьмого колена; 2. община занимала общие кочевья и двигалась по общим кочевым путям. 3. каждый общинник был обязан защищать члена своей общины всеми доступными средствами, включая и кровную месть; 4.каждая община имела " священное" место для погребения. Кроме того, военно-потестарные группы и объединения имели свои отличительные знаки - танба и боевые кличи – уран. Особенностью политической системы казахского общества становиться разделение на жузы- административно-политические и территориально-хозяйственные единицы, обладавшие значительной автономией.В Казахстане определились казахских жуза - или Старший Младший и Средний. В целом, социальная структура казахского общества характеризовалась крайне низким влиянием внеэкономических рычагов формирования социальных отношений. Вся иерархия общества была обусловлена, прежде всего, необходимостью нормального функционирования системы материального производства. Господство двух типов элит - закрытой, в лице султанов и кожа и открытой, в лице биев, батыров и старшин при слабой имущественной дифференциации и господстве потестарных отношений и системы родовой взаимопомощи обусловили относительную стабильность казахского общества и отсутствие каких-нибудь значительных социальных конфликтов в XV-XVII века
|