Материя как субстанция: античные представления
Одними из первых проблему материи поставили древние греки. Как у многих народов, впервые освоивших металлургию и таким образом получивших первые наглядные представления о фазовых состояниях вещества, здесь возникает идея четырех основных состояний материи – твердого, жидкого, газообразного, огневого (земля, вода, воздух, огонь) и впервые ставится проблема, из чего все вещи состоят, из чего, как из первого, возникают и во что, как в последнее, они уничтожаются. Постановку этой проблемы традиционно приписывают Фалесу (первая половина VI в. до н. э.). Фалес считал, что началом вещей, их субстанцией (то, из чего возникают все вещи и во что они в конечном счете превращаются) является вода. По мнению Анаксимен, субстанцией мира является воздух. Все возникает из воздуха через его разряжение и сгущение. Разряжаясь, воздух становится огнем, а сгущаясь – ветром, облаками, водой, землей, камнем. Демокрит считал, что бытие – это атомы, движущиеся в пустоте. Атом – неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, невоспринимаемая чувствами (вследствие своей малой величины), самостоятельная частица вещества. Атомы никогда не возникают и не погибают, но бывают разной формы – шарообразные, угловатые, крючкообразные, вогнутые, выпуклые и т.д. В процессе движения в пустоте атомы сталкиваются друг с другом, сцепляются и разъединяются. Так возникновение и уничтожение вещей. Свойства вещей зависят от формы, величины, взаимного расположения составляющих их атомов. Таким образом, в античности возник вопрос о единстве или множественности субстанций. Проблема состоит в том, приписать ли бытие некой единой основе всего существующего, тому, что, изменяясь чувственном уровне, остается неизменным на сущностном уровне, либо описывать материю через качества, характеризующие сами вещи. В соответствии с этим вопрос о материи принимает характер споров о монизме первоначал («вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена) или их плюрализме (атомы Демокрита). Первое порождало трудноразрешимую проблему умножения сущего (если все – только вода, то как воду превратить в огонь), второе – влекло за собой беспредел размножения сущностей (если атомов столько, сколько у вещи качеств, то какой смысл в атомах). Для нас сейчас не важно, как конкретно решили в античности, что есть субстанция. Важен сам факт постановки проблемы единства мира. Следует заметить, что представления античных философов о материи в целом носят довольно наивный характер. Навыки абстрактного мышления еще только складываются в ту эпоху: теоретическое мышление основывалось на основе очевидности обыденного опыта. Поэтому мышлению первых философов присуща метафоричность, стремление оперировать готовым набором устойчивых образов и преставлении.
|