В древней философии в основе определения материи лежало представление о материале, из которого сделаны все вещи
Материя как субстанция: Новое время В новое время в основе определения материи лежит уже не понятие материала, а понятие неизменных свойств, общих для всех материальных предметов.
В субстанциональный фундамент вещей входит геометрические и физических свойства или акциденции: протяженность и непроницаемость (плотность). Декарт отождествляет материю с единственным ее свойством – протяженностью. По мнению Декарта, в телесном мире истинно лишь то, что постигается с помощью мышления. Те же качества тел, о которых мы узнаем на основе ощущений, в действительности не принадлежат им, т. к. всякое ощущение смутно. Поэтому природа материи, то есть тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно – вещь твердая, весомая, окрашенная или каким-либо иным образом возбуждающая наши чувства, но лишь в том, что оно есть – субстанция протяженная в длину, ширину и глубину. Тела для Декарта – только пространственные величины, а физика – это геометрия. Как можно прийти к подобному выводу? Если человека попросить вообразить какой-то предмет, то что бы он не вообразил, предмет обязательно будет иметь пространственные характеристика. Попробуйте вообразить вещь без пространственных характеристик. Если вам это удалось, вы либо опровергнули Декарта, либо ничего не поняли. Позднее Локк пришел к выводу, что истинные качества вещей те, с устранением которых исчезают и сами вещи. Такие качества, как цвет, звук, запах, вкус, температура вещь может иметь либо не иметь. Эти качества случайны.
|