Структура, формы и методы эмпирического познания
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
Неполнота формально-логического подхода к уровням познания связана с двумя обстоятельствами: 1) с анализом лишь структуры знания без его сопоставления с исследуемым объектом, 2) с отвлечением от развития, на деле, всегда имеющем место в любом познавательном процессе. Вследствие этого необходим содержательный подход, учитывающий, кроме того, изменение, развитие знания. Если с данных позиций определить эмпирическое знание, то можно сказать: это такой уровень, при котором в объекте фиксируются факты и дается их описание на ступени явления. Данное познание доставляет материал, который затем обрабатывается теоретическим познанием. Вообще, чтобы правильно определить, раскрыть эмпирическое познание, необходимо сопоставить его с познанием теоретическим. И наоборот, теоретическое познание раскрывается лишь в соотношении с познанием эмпирическим. Так вообще определяются противоположные понятия науки. В приведенном определении выявлены объект, цель и средства эмпирического познания. «Объект» — познание явления. «Цель» — доставить материал для дальнейшей обработки в теоретическом познании, когда последнее существует. «Средства» — добывание фактов и описание их. Остановимся на этих средствах подробнее. 1. Добывание фактов. Прежде всего, встает вопрос, что считать фактом науки, или научным фактом? По данному вопросу нет единого мнения. Одни считают факт чем-то объективно существующим, не входящим в самое систему науки, другие — истинное, достоверное знание о нем как объективно существующем. Определяя специфику научного познания, мы тем самым охарактеризовали и Научный факт: именно он получен в результате специально организованной деятельности, применения научного метода, опосредствован системой, доказан как истинно существующий, выражает какую-то сторону закономерной действительности.
В гносеологическом плане фактом называется фрагмент объективной действительности, зафиксированный в науке как реально существующий. Первая часть данного определения говорит о том, что факт есть сама действительность, ее сторона, фрагмент, а не просто наше знание о ней, тем более не высказывание, вторая — что о данном фрагменте имеется вполне достоверное, истинное знание. Если отбросить первую часть, тогда окажется, что наука изучает не действительность, а само знание и даже хуже — высказывание, в котором выражается знание, с чем никак нельзя согласиться. При отбрасывании же второй части определения окажется, что факт как материальное, к тому же непознанное явление, входит в самое науку, что абсурдно, ибо материальное никак не может входить в состав идеального.
|