Структура теоретического познания, его методы и формы
Сравнивая теоретическое познание с его противоположностью, с эмпирическим познанием, следует, прежде всего, отметить ту его особенность, что оно порождено сущностью познаваемого объекта и обусловлено практической необходимостью отражения этой сущности. Если на эмпирическом уровне мы имеем дело с явлением предмета, то есть с тем, что лежит на поверхности, то уровень теоретический привязан к сущности, лежащей в глубине предмета, скрытой от внешнего взора. В этом объективная основа теоретического познания, в этом же коренной, фундаментальный критерий отличения его от познания эмпирического. Следовательно, истоки специфики теоретического знания лежат не в нем самом, не в особенностях структурных связей его элементов, как представляется некоторым формальным логикам, а в объективном предмете, детерминирующем само теоретическое познание. Отсюда вытекают и другие его (теоретического знания) особенности, связанные с целью, средствами и формой его организации. Цель теоретического познания заключается в том, чтобы открыть закон, закономерности изучаемого объекта. А законом, являются не просто общие, повторяющиеся необходимые связи, но связи существенные. Если познание связало с открытием закона (в указанном смысле), его следует назвать теоретическим, пусть оно даже лишено сложных абстрактных построений, «конструктов». И наоборот, исследователь может создать самые, что ни на есть сложные «конструктные» системы, но если он не имеет дела с законами, его познание еще нельзя назвать теоретическим, оно будет находиться в сфере эмпирического. В научной практике принято говорить об «эмпирических законах», то есть о законах, открываемых эмпирическим познанием. Появление на Солнце каждые одиннадцать лет темных пятен считается одним из таких законов. В данном случае, бесспорно, в объекте фиксируется общая, повторяющаяся, необходимая связь, но отсутствует' связь существенная, самая важная для закона. Поэтому «эмпирический закон» не стоит в собственном смысле слова называть законом. Пусть это будет правилом, регулярным повторением одного и того же, но не законом. Категория же «закон», отражая сущность, фундаментальна, чтобы ее можно было употреблять для обозначения просто повторяющего. Целям теоретического познания соответствуют необходимые средства познания. К таким средствам относится в первую очередь объяснение. Эмпирическое описание в основном схватывает то, что лежит на поверхности, оно не проникает во внутреннюю сущность фактов, в глубинную их закономерность. В этом состоит его недостаток, несоответствие даваемого им знания объективной действительности. Реально существующий факт всегда богаче, чем даваемое описанием знание. Таким образом, на этапе описания обнаруживается противоречие, требующее перехода к более продуктивной ступени научного знания, к объяснению.(Рис.5.3) Высшим сравнительно с описанием этапом научного мышления является объяснение, которое идет дальше описания, познает законы действительности. Если описание отвечало на вопросы «какой?», «как?», то объяснение дает ответ на другой познавательный вопрос — «почему?», «какова причина?». Тут находится один из критериев различения объяснения и описания. Исследователь не ограничивается описанием, он идет дальше, к объяснению. Нельзя согласиться с утверждением некоторых авторов, будто ученый чаще ставит себе вопрос «как?», а не вопрос «почему?»или «зачем?». Все зависит от того, какой ученый и какого этапа развития научного мышления он достиг. Развитая наука предполагает решение вопроса «почему?», связанного с изысканием закономерностей. Так называемый феноменологический метод науки, с помощью которого лишь описывают «феномены» (явления), но не раскрывают и не объясняют «ноумены» (законы), имеет определенное значение, однако он по природе своей крайне ограничен. Ученый не должен уподобляться муравью, лишь собирающему то, что ему попадается, по принципу «чем больше, тем лучше» и не создающему из собранного ничего нового. Истинный ученый, владеющий искусством объяснения, открытия законов, подобен пчеле, которая собирает с цветов нектар и перерабатывает его в мед. Кстати, сама этимология слова «объяснение» не передает точного смысла заключенного в нем понятия. При научном объяснении дело не в том, чтобы неясное сделать ясным (ясность должна быть и в описании), а в раскрытии причины, сущности, закономерности события. Врач, например, тоже может хорошо и ясно, описать ту или иную болезнь, однако объяснить ее не каждому под силу и не всегда осуществимо (до сих пор нет удовлетворительного объяснения раковых заболеваний). Представители так называемого генетического структурализма заявляют, что объяснить что-либо, значит включить его в более общую систему, показать место его в данной системе. Вряд ли можно с этим согласиться. Если, например, мы включим раковое заболевание в класс неинфекционных болезней, мы мало что в нем объясним, не выявив ни его сущности, ни причины. Объяснение конкретного, явления всегда предполагает учет не только общей (чем ограничивается генетический структурализм), но и особенной, специфической причины. Сам процесс объяснения развивается по этапам: - Может быть гипотетическое, предположительное объяснение, носящее вероятностный характер. Естественно, в этом случае допустимо несколько гипотетических объяснений одних и тех же фактов, явлений как раз в соперничестве их формируется истина. -Бывает высший этап объяснения - теоретическое, которое тоже имеет свои градации, ступени — более полное, глубинное и менее полное, глубинное. Скажем, экономические кризисы капитализма можно объяснять отсутствием плановости в ведении хозяйства. Это будет правильно. Их можно объяснить наличием частнокапиталистической собственности. И это верно. Но более глубоким оказывается объяснение экономических кризисов капитализма антагонизмом между общественным характером производства и частной формой присвоения. Следовательно, есть резон говорить об объяснениях разных порядков, уровней: первого, второго, третьего и т. п. Вполне понятно, что и в процессе объяснения, как во всех других познавательных актах, могут встречаться ошибки. Типичной ошибкой в объяснении является тавтология, при которой в качестве объясняющего используется само объясняемое. Здесь фактически никакого объяснения нет, тавтологическое объяснение — это кажущееся объяснение, псевдообъяснение. Примером тавтологического объяснения может служить «объяснение» физиками XVIII в. тепловых процессов теплородом, а огня — флогистоном. Другая встречающаяся ошибка в объяснении - принятие в качестве причины следствия, а в качестве следствия причины. Подобную ошибку допускают некоторые культурологи в частности при объяснении общественных явлений. С их точки зрения не материальная жизнь людей обусловливает «духовную жизнь», и является причиной этой последней, а, наоборот, духовная жизнь выступает основой и причиной жизни материальной. Вполне понятно, что подобное превратное «объяснение» общественной жизни вовсе не является на деле объяснением.
|