Структура научного познания, его методы и формы
Исторически развиваясь, познание, проходит два этапа: этап эмпирического познания и этап теоретического познания. На современной стадии они образуют два взаимосвязанные уровня познания: эмпирический уровень и теоретический уровень. (Рис. 5.2) Проблема структуры познания и соотношения его уровней является в настоящее время весьма важной и актуальной. С ее решением связано правильное понимание таких вопросов, как наглядность в познании, гносеологическая функция образа-модели, соотношение формализации и наглядных образов, роль интуиции и творческого воображения. Методологическое значение «уровневого» подхода к анализу современного познания заключается в том, что он позволяет наметить пути решения вопроса о взаимоотношении теоретического аппарата современной науки и ее эмпирического базиса, с необыкновенной остротой вставшего в современном познании. Особенно остро проблема соотношения эмпирии и теории именно как гносеологическая проблема выявилась в физике в результате создания специальной и общей теории относительности, а также квантовой механики. Сложившаяся здесь гносеологическая ситуация осознавалась самими физиками, что нашло отражение в их попытках переосмыслить взаимоотношение между данными опыта и теоретическими построениями. Приведём некоторые основания, по которым выделяются эмпирический и теоретический уровни в философии. В философии эмпирический уровень науки обычно связывают с наблюдением, описанием, измерением, экспериментом, которые подготавливают первичный материал для раскрытия тех или иных закономерностей. Собственно теоретический уровень начинается с нахождения законов. Иногда различие теоретического и эмпирического уровней знания не без оснований связывают с познанием сущности и явления. Следует также указать и на попытку определить теоретический уровень знания через понятие теории. Но при этом надо учитывать, какие атрибутивные признаки считаются необходимо ей присущими. Вот как выглядит определение теории, данное в «Философской энциклопедии». Здесь теория определяется как «форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. В этом смысле теория противопоставляется эмпирическому знанию и отличается от него: - во-первых, достоверностью содержащегося в ней научного знания, обеспечиваемой получением этого знания в соответствии с существующими научными стандартами и выражающейся в его внутренней непротиворечивости, реализации его проверки на истинность и т. д.; - во-вторых, тем, что теория дает обобщенное описание исследуемых в ней явлений, формулирование в ее рамках общих законов, которые не только описывают определенный круг явлений, но и дают их объяснение и содержат возможность предсказания новых, еще не изученных фактов; - в-третьих, выделением в составе теории множества искомых утверждений, получаем: из исходных путем вывода, доказательства, причем сам процесс доказательства подчиняется особым логическим закономерностям, которые формулируются для данной теории или для определенного класса теорий. Благодаря этим особенностям, теория отличается от других форм знания тем, что в ней возможен переход от одного утверждения к другому без непосредственного обращения к чувственному опыту; в этом, в частности, коренится источник предсказательной силы теории». В приведенном определении выделяются такие признаки теории, как системность, достоверность, обобщенность, доказательность, отличающие теорию от других форм знания. К признакам теории, по мнению многих исследователей, относятся также всеобщность и наличие абстрактного идеализированного объекта. Но существование «описательных» теорий, относимых некоторыми к эмпирическому уровню, указывает на некорректность данного определения теоретического уровня знаний через понятие теории. Неразрывности теоретического и эмпирического познания в пространстве и времени, противостоит их методологическая разнонаправленность: теоретическое исследование направлено на развитие и совершенствование концептуальных средств науки, в то время как эмпирическое исследование имеет своей целью установление связи концептуального аппарата с реальностью. Ясно, что в основе этих двух форм исследования лежат два типа деятельности: деятельность применения и деятельность совершенствования. Тут сразу же напрашивается вопрос: а разве теоретическое исследование не предполагает связи его с реальностью? Некий «идеализированный фрагмент» научного знания, является точкой схождения двух векторов: экстенсивной деятельности по ассимиляции объекта науки и интенсивной деятельности по преобразованию понятия. Отсюда вывод о том, что такая двойственность научного исследования есть частный случай всеобщей формы социально-культурной деятельности человека. Взаимодополнение логики субъект-объектных отношений и внутренней логики идеальных образований порождает традиционную «двухвалентность» знаковых структур (смысл, значение и т. п.). Обусловленная логикой предметной деятельности, эта двойственность идеального мира человека наиболее отчетливо проявляется в науке как высшей форме познания. Если даже не брать науку в историческом срезе, то можно указать две различные формы исследования: теоретическую и эмпирическую.
Теоретическая форма научного познания есть та единственная форма, для которой характерна деятельность по преобразованию познавательных норм и средств. Основное «орудие» такого преобразования — это процедура экспликации, характерная для любой теории. Экспликация, это творческое конструирование нового понятия, основа развития «теоретического мира».
Эмпирическое исследование, напротив, складывается из двух составляющих: материала опыта, характеризуемого как «материя» мысли, и концептуальной схемы, являющейся ее «формой».
Их взаимодействие представляет собой синтетический акт познания. Но этот акт не имеет всеобщего алгоритма, а связан с определенной субъективной характеристикой, а именно, выражаясь языком Канта (1724-1804), со «способностью суждения». Таким образом, протекая во взаимодействии опыта, рассудка и творчества, эмпирическое познание осуществляет связь концептуального аппарата науки с данными наблюдения и эксперимента. Две указанные - формы научного исследования существуют в единстве, но на разных этапах развития науки их роли могут меняться. Таким образом, основанием, выделяются теоретический и эмпирический уровни знания, выступают особенности познавательной деятельности при теоретическом и эмпирическом исследовании, приводящие к формированию теоретического и эмпирического знания. Выделение данного основания приводит к выводу, что с точки зрения методологического анализа специфики познавательной деятельности, лежащей в основании теоретического и эмпирического исследования, общий признак первого можно связать с направленностью теоретического исследования на совершенствование и развитие концептуальных средств науки, на построение «теоретического мира», а общий признак второго — с направленностью на установление связей концептуального аппарата науки с реальностью, выявляемой в наблюдении и эксперименте. Термины «эмпирическое» и «теоретическое» употребляются еще и в качестве оценочных характеристик двух разных логических принципов исследования, и тогда уже речь идет о логике эмпиризма (эмпирической логике) и логике теории (теоретической логике). В этом же «оценочном» смысле говорят и об «эмпирической науке», т. е. об эмпирическом уровне, на котором еще находится данная научная дисциплина, в противоположность другой научной дисциплине, поднявшейся уже до собственно теоретического уровня. Исторический опыт показывает, что наука проходит две стадии в своем развитии: - стадию накопления эмпирического материала; - и стадию его теоретической обработки, которой соответствует создание собственного концептуального аппарата и собственной терминологии; На обеих стадиях осуществляются теоретическое и эмпирическое исследования, поэтому вопрос о первичности-вторичности теоретического и эмпирического в науке правомерно ставить только по отношению к стадиям, но не к способам исследования, то есть в плане истории.
Эмпирическая стадия — это генетический этап развития науки, на котором концептуальный аппарат еще не развился в единую, внутренне дифференцированную систему, а развитие содержания знания происходит благодаря установлению связи «смыслов» через отношения их «значений». Однако в основе науки и на се эмпирической стадии лежат определенные концептуальные построения, созданные как гипотезы или заимствованные из других наук.
Теоретической является стадия, на которой научные положения устанавливаются на основе действий с идеализированными объектами и лишь впоследствии получают эмпирическую интерпретацию. Особая сфера деятельности теоретика называется «теоретическим миром» и складывается она из теоретических моделей, отражающих существенные отношения реальности. Известно, что разработка теоретической модели происходит в рамках определенной «парадигмы», которая подразумевает некий исходный понятийный каркас, задающий сферу предметного содержания науки («сферу возможного опыта»). Существуют различные основания, по которым предложения науки делятся на «эмпирические» и «теоретические»: 1) предложения науки, содержащие термины непосредственного наблюдения (эмпирические), и предложения, содержащие термины, не являющиеся терминами непосредственного наблюдения; 2) предложения, которые фиксируют факт (эмпирические), и предложения, которые выражают законы (теоретические); 3) выделяются эмпирические и теоретические объекты науки, которые отличаются различным уровнем схематизации и идеализации. (Рис. 5.3) Небесполезно вкратце остановиться на концепции теоретическою и эмпирического уровней знания, вопросе о природе теоретических и эмпирических объектов науки. То, что объект теоретического знания есть идеализированный объект, общеизвестно. Но часто делается уступка «наивному реализму» в том, что под эмпирическим объектом науки понимается сам объект в реальной действительности. Эмпирические, и теоретические объекты являются результатами известной схематизации и идеализации, реальных вещей действительности. Следовательно, различать два основных уровня научного знания необходимо по другому основанию: первый - это анализ, направленный на наиболее полное описание чувственно данного многообразия; второй - анализ, имеющий целью проникновение в сущность вещей. Результатом этих двух видов интеллектуальной деятельности является построение эмпирической и теоретической моделей реальности. Необходимо построение такой семантической системы, индивидные переменные которой пробегают по двум областям: эмпирических и теоретических объектов, причем выбор той или иной интерпретации должен зависеть от контекста. Объекты двух областей значений различаются на основе указания способа идеализации. Принимая во внимание проблему сводимости теоретических терминов к терминам наблюдения, возникшую в языках естественных наук, считается целесообразным выделение соответствующих подъязыков семантической системы, и тогда проблема сводимости будет стоять только для предложений эмпирического подъязыка. Далее встает задача совмещения синтаксического единства создаваемой им логической системы с ее семантической «чувствительностью», т. е. возможностью различения предложений, фиксирующих факт, и предложений, выражающих закон. В предложенной системе эти два рода высказываний формулируются в одном языке, и различия между ними носят, синтаксический характер. Таким образом, структура логического языка науки делается пригодной для построения высказываний, отражающих различные этапы научного познания. В ней выделяются три типа предложений: - предложения, фиксирующие индивидуальные черты отображаемых объектов, - предложения, указывающие эмпирические зависимости данной предметной области, - предложения, выражающие теоретические законы. Поскольку это подразделение проводится по отношению к определенной языковой системе, последняя включает в себя три различных «языка». Таковыми являются: язык наблюдения, язык эмпирических конструктов и язык теоретических конструктов. Язык наблюдения содержит предложения, фиксирующие факты. В эти предложения входят термины наблюдения и, следовательно, не входят переменные и кванторы. Язык эмпирических конструктов фиксируют как индивидуальные факты, так и эмпирические зависимости; этот язык оперирует индивидными переменными и кванторами по ним. Язык теоретических конструктов содержит предложения всех трех типов. В нем допускаются переменные (следовательно, и системы объектов), отличные от наблюдаемых. Такой внутренне дифференцированный язык науки дает основание классификации этапов процесса познания. Эти этапы, определяются в зависимости от того, в предложениях какого уровня и какого языка формулируются исходная информация и результат данного процесса познания. Намечается следующая классификация этапов. 1. Наблюдение и составление протоколов наблюдения. 2. Анализ протоколов наблюдений и нахождение эмпирических зависимостей (алгоритмов поведения объекта). 3. Нахождение по начальным данным и эмпирическим зависимостям поведения изучаемого объекта - предсказание. 4. Выработка основных идей и нахождение основных соотношений, лежащих в основе объяснения, — формирование теории. 5. Развертывание сформированной теории. 6. Нахождение по эмпирическим зависимостям соответствующих утверждений теории — объяснение. 7. Н ахождение по теоретическим утверждениям эмпирических зависимостей (этап, по содержанию обратный предыдущему). Таким образом, в результате формально-логического анализа языка науки строится развернутая схема научного исследования как восхождения от эмпирического к теоретическому с постоянной обратной связью. Дальнейшее исследование этой проблемы привело к выделению различных аспектов ее рассмотрения. Во-первых, эмпирическое и теоретическое выступают как два уровня познавательной деятельности, различающихся как по своему объекту, так и по специфическому характеру исследовательских процедур. Во-вторых, эмпирическое и теоретическое выступают как два различных типа научного знания со специфическим содержанием и специфическими логико-методологическими принципами построения и развертывания. В-третьих, эмпирическое и теоретическое представляют собой различные уровни в структурной организации научного знания, в динамических связях, на которых они основываются в своем функционировании и развитии. В реальном процессе развития научного знания эти три аспекта образуют неразрывное единство. Рассмотренные выше модели эмпирического и теоретического уровней знаний, несмотря на некоторое различие, имеют одну общую черту, они в основном находятся в русле формально-логического подхода, который отличается своей ограниченностью.
|