Процесс отождествления предмета самого с собой и его отличения от других предметов мы будем называть процессом конструктивизации действительности
Процесс конструктивизации и в логическом и в генетическом смысле является условием адекватного использования языка и познания на любых его уровнях. Развитие познания связано с выработкой новых, достаточно сложных, а иногда и противоречащих здравому смыслу способов конструктивизации. На первоначальных же этапах человеческого познания процесс конструктивизации был непосредственно и притом существенным образом связан с общественной практикой. Объективной основой конструктивизации действительности является отношение движения и покоя. Выделение в изменяющихся предметах относительно постоянного, инвариантного и лежит в основе отождествления предметов с самими собой. При этом относительно тождественное, инвариантное в ходе познания абсолютизируется. Наличие инвариантного, „спокойного" в предмете не детерминирует жесткой однозначностипроизведенного нами членения действительности на дискретные единицы. Так данные этнографии и языкознания убедительно свидетельствуют об этом. У народов, стоящих на сравнительно низкой ступени общественного развития, вводятся такие членения объектов, которые отсутствуют у других. К примеру, в тасманийском языке имелись особые имена для реки вообще, для большой реки, для очень большой реки, для очень маленькой реки. В языке же эскимосов существует до 20 слов для обозначения льда в разных состояниях его образования и таяния. Членение текучей, связанной в своих частях непрерывными переходами действительности детерминируется не только существующей в самих предметах относительной их тождественностью и различимостью, но и потребностями человеческой деятельности. Вычленение многих видов рек у тасманийцев, как и многих видов состояний льда у эскимосов, и введение особых имен в язык для этих видов предметов произошло потому, что реки в жизни и деятельности тасманийцев, а лед в жизни, в практике эскимосов играли особо важную роль. Введение в их языки специальных имен для разновидностей этих предметов обеспечивало большую надежность в общении людей, в их взаимопонимании в процессе коллективной деятельности. Деятельность входит в определение предмета и в том смысле, что на ее основе очерчиваются границы предметов, а тем самым и их специфика (от того, как будет проведена граница между животным и растительным царством, специфицирующие свойства этих царств будут различными), и в том смысле, что способы использования, употребления одного и того же предмета иногда рассматриваются как специфицирующие признаки самих предметов (и соответствующих им понятий) и связаны с наделением их различными именами. Так, один и тот же кусок ткани, используемый для вытирания стола, мы называем тряпкой, используемый для занавешивания окон — шторой, используемый для накрытия стола — скатертью и т. п. Процесс познания окружающей действительности на уровне ее конструктивизации является противоречивым. Это, например, выражается в том, что качества категориального характера познаются через свою противоположность: непрерывное через дискретное, изменения через их инварианты, целое через свои части, относительное через абсолютное, интерсубъективное через вовлечение его в сферу тех интересов, которые определяются общественной практикой. Процесс конструктивизации является в то же время условием дальнейшего, более глубокого познания. Трудно вообразить, как может осуществляться процесс познания, если предметы как его объекты не отождествлены сами с собой и не отличены друг от друга, то есть если они не конструктивизированы. Если же указанная конструктивизация осуществлена, мы можем уже, например, отождествлять различныепредметы между собой, образуя соответствующие множества, и тем самым упрощать действительность на основе применения классифицирующих методов мышления; мы можем устанавливать такие отношения между множествами предметов, которые характеризуются обычно как закономерные и т. п. Итак, у человека познание действительности, отождествление предметов во времени и различение их в пространстве осуществляется на основе деятельности и языка и уже на самых элементарных этапах и уровнях конструктивизации действительности носит противоречивый характер. Освоение действительности организмом на допсихическом уровне связано лишь с его „подготовкой" к развертывающимся в достаточно стабильной последовательности циклическим изменениям среды (ср. „подготовку" растений к зимовке уже при первых похолоданиях). Освоение на уровне психическом осуществляется на основе рефлекторной деятельности, на основе условного рефлекса, работающего по типу замкнутого рефлекторного кольца. Сфера прогнозирования, освоения действительности при этом чрезвычайно расширяется. Однако и в этом случае предметом освоения являются непосредственно воспринимаемые, хотя иногда и непосредственно биологически не значимые для организма характеристики предметов. Практическая и знаковая деятельность изменяют характер освоения процессов действительности на уровне человеческого познания. Прежде всего структура и характер практической деятельности таковы, что они предполагают подчинение определенной последовательности действий конечному целевому результату, а также учет и фиксацию таких характеристик орудия и предмета деятельности, которые не даны непосредственному созерцанию, а выявляются в процессе деятельности, в процессе взаимодействия орудия и предмета деятельности и лишены непосредственного биологического значения для человека.
|