Становление субьектно-обьектного видения мира
Всем формам познания действительности на уровне живого присущи следующие общие черты: 1. Процесс познания предполагает использование кодовых семиотических систем: - На уровне биологической формы они имеют лишь естественный характер (например, кодирование наследственных свойств организма в молекулах ДНК, перекодирование электромагнитных и звуковых колебаний в нервные импульсы); - На уровне человеческого познания к их числу добавляются искусственные кодовые системы (например, естественный язык, искусственные языки науки). 2. Познание всегда было связано с воспроизведением действительности и, в частности, с фиксированием объективного тождества и различия в свойствах и отношениях предметов. - На допсихическом биологическом уровне тождество и различие воспроизводится в протоплазме клеток и на основе этого воспроизведения формируются соответствующие наследственные механизмы. - На биологическом психическом уровне они воспроизводятся в форме субъективно переживаемых образов. Часть приобретенного при этом опыта кодируется в наследственных механизмах. - В процессе человеческого познания тождество и различие воспроизводятся в соответствующих понятиях. Образ будет в дальнейшем пониматься в самом широком гносеологическом смысле. Как образы нами будут рассматриваться ощущения, восприятия, понятия, суждения (в том числе и гипотезы), научные теории и т. н. Рассмотрим теперь, какие особенности процесс отражения приобретает на уровне человеческого познания (как донаучного, так и научного). Благодаря возникновению членораздельной речи опыт, приобретенный человеком входе онтогенеза, не погибает вместе с его смертью, как это имеет место даже у самых высокоорганизованных животных (если при этом он не переходит на уровень наследственности), а передается посредством языка группе и последующим поколениям. Это создает огромные возможности для расширения и углубления наших знаний о мире. С развитием практической деятельности в сферу интересов и познания человека включалось множество новых характеристик предметов, которые не обязательно были значимыми для него как биологического существа; они изучались и фиксировались им именно потому, что были важны в первую очередь для осуществления групповой деятельности. Здесь следует подчеркнуть, что на основе практической и знаковой (языковой) деятельности людей осуществлялись те логически первоначальные познавательные процессы, которые явились условием дальнейшего прогресса познания. Известно, что реализация функций языка как носителя объективной информации о предметах действительности, их свойствах и взаимосвязях предполагает умение отождествлять указанные объекты сами с собой и отличать их друг от друга по тем или иным характеристикам. Известно, что эта способность к отождествлению и различению предметов присуща и животным; она является необходимым условием ориентировки животного в окружающей его среде и играет существенную роль в эволюционном процессе. При наличии развитой нервной системы эта способность осуществляется на основе условнорефлекторной деятельности. Именно в силу того, что приобретенный человеческий опыт передается последующим поколениям (и при этом является основой для его постоянного расширения и совершенствования), отождествления и различения объектов, фиксируемые в знаках (словах и словосочетаниях) естественного языка, должны быть достаточно устойчивыми и осуществляться по объективным, существенным признакам. В противном случае было бы невозможно достаточно надежное взаимопонимание между поколениями и в пределах каждого поколения, приобретенный опыт не мог бы служить базой для его успешного расширения и углубления. Важнейшим условиемпрогресса человеческого познания, осуществляющегося всегда на основе языка, является процесс конструктивизации действительности. Каждый предмет постоянно изменяется в каких-то его характеристиках (и в этом смысле не является одним и тем же), между отдельными единичными предметами не существует, строгих разграничительных линий. Если это так, то возникает, например, вопрос о том, что является основанием для применения одного и того же собственного имени или определенной дескрипции к индивидуальному предмету в различное время? (или применение одного и того же имени к человеку в разные периоды его жизни, применение дескрипций к деревьям, ручьям и т. п. в различные времена года и т. п.). Таким основанием является то, чтопредмет в одно и то же время тождественен самому себе и отличается от себя и других предметов.
|