Происхождение познания
Вопрос об эволюции познания - о его критериях и механизмах до сих пор остается дискуссионным и недостаточно исследованным. Под напором экспериментально установленных фактов постепенно обнаружилась полная несостоятельность сложившейся еще в естествознании XIX в. и классической теории познания установки, согласно которой биологическая эволюция человека, эволюция психофизиологических механизмов его мышления, в общем, и целом завершилась с появлением Homo sapiens. Многие выдающиеся философы и социологи прошлого разделили убеждение, что человеческий разум — это своего рода чистый лист бумаги, что, будучи продуктом социально-экономических обстоятельств, собственной истории, человек в принципе может научиться чему угодно. Соответственно эволюцию познания и мышления классическая философия в лучшем случае рассматривала только как сугубо культурно-исторический процесс, находящийся вне поля приложения генетических, геннокультурных и психофизиологических факторов.
Открытия последних двух-трех десятилетий позволяют говорить о настоящей революции в теории познания. Среди этих достижений наибольший интерес для эпистемологов представляют выявление генетических факторов: - направляющих когнитивное развитие; - в значительной мере автоматически предрасполагающих человеческое мышление к выбору только некоторых культурных альтернатив; - а также обратного воздействия культуры на гены через давление эволюции; - открытие межполушарной церебральной асимметрии и связанных с функциональной активностью левого и правого полушарий мозга когнитивных типов мышления — логико-вербального (знаково-символического) и пространственно-образного. Эти фундаментальные открытия позволяют связать когнитивную эволюцию (хотя бы в первом приближении) с изменениями доминирующих способов извлечения и обработки информации, т.е. в конечном итоге с эволюцией, базируются на генетике когнитивной системы человека, нашего мозга. Полученные геннокультурными теориями и когнитивной психологией данные свидетельствуют о том, что хотя культурные " мутации", новые поведенческие стереотипы и методы мышления возникают в результате активности сознания, сами инновационные формы этой активности находятся под очень сильным воздействием генетических факторов. Даже если предположить нечто невероятное — что какой-то вид современного человека сформировался в ходе сугубо культурной эволюции, то, как показывают расчеты, в силу универсальности механизмов наследственности и естественного отбора (ведь человек — все-таки живое существо) в течение жизни нескольких поколений произошла бы интеграция культурных инноваций с генетическим воздействием. Как оказалось, генетические механизмы лежат в основе не только общей способности людей решать проблемы — они также обеспечивают их сознание и мышление специфическими правилами и принципами, которые необходимы для быстрого овладения социокультурным миром. Экспериментальные исследования познания, данные непосредственных наблюдений особенностей человеческого развития, в том числе у новорожденных и малышей, которые относительно свободны от культурных влияний, в частности, показывают, что когнитивная эволюция определенным образом генетически направляется, обусловливая наличие сходных форм мышления и поведения. Вот несколько характерных примеров: 1. С детства люди с нормальным зрением воспринимают изменения длины световой волны как четыре основных цвета — красный, зеленый, синий и желтый — с различными сочетаниями в промежуточных зонах. Однако на самом деле, как это фиксируется приборами, имеет место непрерывное изменение световой волны, и поэтому получаемая нами ясная, красочная, с четкими контурами картина — не что иное как, иллюзия, генетически запрограммированная в нашем визуальном аппарате и мозге. Сетчатка нашего глаза усиливает контуры изображения, преобразуя сигналы от цветовых рецепторов в три пары цветовых оппозиций — " красный — зеленый", " синий — желтый" и " светлый — темный". Как показали соответствующие психологические тесты, даже четырехмесячные дети воспринимают изменение длины световых волн, как если бы они уже распознавали четыре цветовые категории. 2. Новорожденные и малыши предпочитают сахар, им не нравится пища, содержащая соль, кислоту, горечь. Это врожденное селективное предпочтение оказывает влияние на эволюцию кухни взрослых. 3. Хотя мимические выражения могут существенно отличаться у представителей разных культур, все же было выявлено общекультурное множество такого рода выражений, отражающих эмоциональные состояния — гнев, ненависть, счастье и т.д. 4. Характерно также, что в случае некоторых повреждений правого полушария мозга пациент оказывается не в состоянии узнавать лица других людей (иногда даже своих самых близких родственников). Однако это расстройство не влечет за собой общей потери визуальной памяти — наш мозг, скорее всего биологически запрограммирован следовать некоторым сенсорным императивам, если дело касается самых насущных нужд социальной жизни. 5. Тревога в присутствии чужих людей, возникающая у детей в возрасте от 6 до 8 месяцев. Эта реакция свидетельствует о врожденной предрасположенности людей жить в небольших группах, состоящих из близких родственников. 6. Врожденная предрасположенность людей мыслить оппозициями, рассматривая одну вещь как нечто противоположное другой. Эта особенность бессознательной стратегии нашего мышления наиболее ярко иллюстрирована фобиями — экстремальными формами боязни, которые вызывают у людей учащение сердцебиения, холодный пот, приступ тошноты, панику и другие автоматические реакции. Безотчетный страх могут внушить опасности, подстерегавшие древнее человечество — закрытое пространство, высота, грозы, бегущая вода, змеи и пауки, а также собаки, самолеты, оживленные улицы и площади, число 13, инъекции, ножи, электричество и многое другое, часто совсем безобидное. 7. Наличие эмпирически фиксируемых корреляций между хромосомными аберрациями и психологическим фенотипом. Как свидетельствуют данные нейробиологии, хромосомные аберрации часто приводят к дефектам интеллекта, к снижению отдельных мыслительных функций (например, к синдрому Тернера — нарушениям, связанным с восприятием пространства). Врожденные закономерности развития человека, своего рода ограничительные начала, направляющие наше сознание и мышление, наши когнитивные способности, до сих пор все еще остаются в значительной мере неизученным феноменом. Социобиологи называют эти закономерности эпигенетическими правилами. Напомним, что эпигенез — это сумма всех взаимодействий между генами и окружающей средой, формирующих отличительные характеристики организма.
Если, например, взять словарь из четырех основных цветов, то его базисом служит взаимодействие генов, предписывающих цветовое восприятие глаз и мозга, с окружающей средой. Последняя, естественно, варьируется, включая в себя наряду с условиями, породившими цветовое зрение человека, также и все последующие изменения, в том числе и вызванные влиянием культуры. Регулирующие цветовое зрение эпигенетические правила достаточно жестки, чтобы направлять эволюцию всех культур в русло все большей артикуляции главных кластеров цветовой классификации, но в то же время их власть не распространяется настолько далеко, чтобы полностью нивелировать межкультурные и межличностные различия, касающиеся цветового восприятия. Будучи результатом адаптации человека, к окружающей среде, эпигенетические правила закрепляются благодаря естественному отбору. Поэтому их природа зависит от ДНК — генетические изменения могут трансформировать эти правила и отношения между ними. Сознание и познание, таким образом, формируются в соответствии с генетическим планом: мы мыслим в определенном, генетически направляемом русле, нам навязывается определенного рода культурная деятельность (например, танцы, семейный брак или язык). Но в то же время наше сознание и познание эволюционируют в определенной окружающей среде — продукте ранее существовавшей культуры, истории, — которая хранится в архивах, памятниках и человеческой памяти. Генетическая основа эпигенетических правил подтверждается рядом данных. Некоторые эпигенетические правила проявляются уже в раннем детстве и остаются относительно неизменными. Более того, анализ родословных и стандартные сравнения братьев-близнецов, подкрепленные в некоторых случаях длительным изучением индивидуального развития, послужили доказательством генетических различий буквально в каждой исследованной с помощью этих средств категории познания и поведения, в том числе и в тех, которые конституируют эпигенетические правила, либо включают общие с этими правилами компоненты. Среди этих категорий — цветовое зрение, острота слуха, память, время, необходимое для овладения языком, вычислительные способности, способности к различению вкуса и запахов, к письму, к конструированию предложений, перцептивному искусству, психомоторному искусству, экстраверсия/интроверсия, гомосексуальность, склонность к алкоголизму, возраст начала сексуальной активности, время, на которое приходятся стадии развития также, некоторые фобии, неврозы и психозы и т.д. Поэтому способы подключения и организации памяти исключительно важны для созидания культуры. Психологи выделяют два вида памяти — кратковременную (первичную) и долговременную (вторичную), — предположив здесь действие двух разных механизмов. Кратковременная память без особых усилий восстанавливает в сознании происходящее сейчас, в данное время, ей необходимо около одной секунды для того, чтобы изучить информацию и самопроизвольно забыть большую ее часть в течение 15-30 секунд.
Долговременная память требует усилий и поиска, ее емкость огромна, она содержит опыт всей жизни. Сознательная мысль запускает процесс извлечения информации из долговременной памяти и затем недолго удерживает ее в кратковременной памяти, где она обрабатывается. В дальнейшем когнитивные психологи разграничили два типа долговременной памяти — эпизодическую (образную) и семантическую. Эпизодическая память позволяет извлечь информацию об отдельных событиях, вспомнить и сознательно воспроизвести во временной последовательности образы конкретных лиц, объектов и действий. Как показывают данные, полученные с помощью метода позитронно-эмиссионной томографии: Эпизодическая память, по-видимому, связана с функциональной активностью соответствующих областей правого полушария, обеспечивающих обработку образной информации (так, например, оказалось возможным вызвать воспоминания о музыкальной мелодии даже без звукового сопровождения, причем томограф зафиксировал в этот момент активность правого полушария.)
Напротив, семантическая память (тесно взаимодействующая с эпизодической) воссоздает смысл (значение) в форме одновременного представления и переживания взаимосвязанных понятий. Например, понятие огня, вероятно, связывается семантически с понятиями горячий, красный, опасный, приготовленной пищей и т.д., а понятие воды — с понятиями прозрачный, жидкий, утоленной жаждой и т.д. Таким образом, в семантической памяти любое понятие выступает как " узел", который почти всегда связан какими-то отношениями с другими " узлами", образуя семантическую сеть. По-видимому, наш мозг обучается путем конструирования растущей сети понятий. Когда удается изобрести какую-то новую сущность, новое понятие и т.п., мозг, обрабатывая информацию, распространяет поиск по семантическим сетям, пытаясь обнаружить связи (отношения) новой сущности с уже известными " узлами" (понятиями). Независимо от того, существуют ли эпигенетические правила или нет, вполне логично предположить, что генетическая запрограммированность человеческого мышления (у человека она, естественно, выражена гораздо слабее, чем у животных) проявляется и на уровне механизмов долговременной памяти, (причем не только семантической, но и образной) в образовании особых структурных связей " узлов", прототипов и т.п. (например, как генетически направляемое предпочтение одних умственных операций, а не других). Именно эти структурные связи и определяют способ обработки когнитивной информации, определяют её стратегию, служат инструментом поиска развивающейся мыслью нового знания, новой информации. С их помощью гены направляют формирование у отдельных индивидов и этнических групп доминирующих способов обработки когнитивной информации (т.е. происходит своего рода " сборка" индивидуального сознания и бессознательного) — будь то типичное для архаического менталитета оперирование полярными противопоставлениями или, например, широкое использование стереотипов, мыслительных идиосинкразий. Эволюция мышления, эволюция способов извлечения и обработки когнитивной информации человеком, таким образом, предполагает глубокие изменения в генах, мозге, эпигенетических правилах и долговременной памяти. В то же время в силу геннокультурных взаимодействий эта эволюция, очевидно, имеет свою особую " историю", наложившую отпечаток на историю развития культуры — религии, искусства, науки, философии.
|