Тема 5. Смысл человеческого бытия
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. 1. Вопрос о смысле жизни в философии, религии, литературе
Проблема смысла человеческой жизни выходит за пределы аксиологии и соприкасается с онтологией и гносеологией, являясь завершающим этапом раскрытия всех проблем философии. В какой-то степени можно сказать, что распознавание смысла человеческой жизни и есть смысл существования самой философии. Проблема смысла жизни выливается в простой вопрос – «зачем человек живет? в чем временная и конечная цель жизни?». Эти вопросы задаются не только рассудком, но глубоким внутренним чувством, всем существом, и философия призвана ответить на это глубинное вопрошание человека. Материал для анализа чрезвычайно обширен. Это религия, литература, искусство, психология, медицина и, наконец, сама философия. Именно последняя должна принять на себя роль обобщения различных областей знания. Понимание самой главной цели бытия и жизни содержится в любой религии. И это понятно. Обратимся для примера к жизни Соломона, который был царем сильного и богатого государства. Он прославил себя строительством храма. Доходы нескончаемым потоком плыли из самых разных источников. Слава о его мудрости и богатстве шла по всему свету. К тому же он не был лишен земных удовольствий. В его роскошном дворце жило огромное количество жен и наложниц. Соломон обладал поэтическим даром и написал множество песней и притч. Среди них книга Екклезиаст. Какой же завет оставляет он потомкам? Познавший божественную мудрость, Соломон пишет: «Суета сует, - сказал Екклесиаст, - все суета!». И далее: «Выслушаем сущность сего; бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека». [1, Екклесиаст, гл.12, ст.8, 13] В первой фразе - выражение бессмысленности жизни. А во второй - утверждение ее смысла. Вся великая литература, раскрывая в образной форме природу человека, также ставит и разрешает вопросы цели человеческого бытия в мире. Для примера стоит вспомнить Пушкина, который поэтически так сформулировал вопрос: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» [15. 300]. А Есенин, как бы отвергая первую строку, сам себе дает такой ответ: «Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит» [8. 137]
|