Формационная концепция общественного развития
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1885) - сторонники материалистического понимания истории. Исторический материализм утверждает следующие принципы: Закономерность исторического процесса. Законы истории представляют собой объективную связь и последовательность общественных явлений, которая складывается независимо от воли и желания людей. Определяющая роль материального производства в развитии общества. (См. Тема 3.5.) Социально-экономическое развитие общества обуславливает технический прогресс - совершенствование орудий труда.. Крупные, революционные изменения способа производства влекут за собой и революционные преобразования во всем устройстве общественной жизни. Зависимость общественного сознания от общественного бытия. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, бытие, объективные условия жизни определяют их сознание. Духовная жизнь общества вторична по отношению к материальной, производна от нее. Поскольку идет прогресс материальной культуры, постольку происходит и прогресс культуры духовной. Развивая указанные идеи, Маркс и Энгельс сформулировали понятие общественно-экономической формации. Это понятие означает: 1) определенный тип общества, обусловленный особенностями лежащего в его основе способа производства 2) ступень общественного прогресса. В структуре формации Маркс выделял базис и надстройку. Каждая общественно-экономическая формация обладает специфическими чертами, которые отличают ее социальную структуру, политическую организацию, право, духовную культуру.
Среди марксистов – особенной в СССР – вошло в традицию выделять пять различных способов производства, и, соответственно, пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую (высшей фазой развития которой должно быть коммунистическое общество). Эти формации исторически следуют друг за другом и выступают как ступени общественного прогресса.
Во-вторых, он не считал обязательной жесткую линейную последовательность формаций. В разных странах Однако у самого Маркса картина исторического развития общества выглядит более сложно. Во-первых, Маркс говорил о существовании еще одного способа производства – азиатского, который существовал в древней Индии и в древнем Китае. Во-вторых, он не считал обязательной жесткую линейную последовательность формаций. В разных странах они возникают в разное время и длительность их существования различна; поэтому они могут развиваться параллельно и взаимодействовать друг с другом. История движется вперед неравномерно, и не каждая страна проходит через всю последовательность исторических типов общества. В-третьих, Маркс различал «первичную» (доклассовую) и «вторичную» (классовую) формации, а также две «крупные формы» последней – докапиталистическую и капиталистическую. Разработанная Марксом и Энгельсом теория утверждает, что движущей силой истории является классовая борьба. Она достигает своего высшего выражения в революциях, приводящих к смене общественного строя. Маркс называл революции «локомотивами истории».
|