Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Возрождение и тенденции развития отечественной социальной психологии




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Факторы возрождения отечественной социальной психоло­гии. В конце 50 — начале 60-х годов начинается этап возрожде­ния отечественной социальной психологии. Внешним импульсом к ее возрождению на первых порах явился растущий интерес к психологическим проблемам бытовой религиозности в стране. Он был обусловлен настоятельной необходимостью понять при­роду идеологической неэффективности антирелигиозной пропа­ганды в условиях усиления религиозности населения в послевоенный период. Официальный заказ на эту тему и после­довавшие за этим массовые социологические опросы как у нас, так и за рубежом показали, что питательной почвой для религи­озности являются не идеологическая приверженность людей к церкви, предполагающая знание религиозных догматов, как мог­ло казаться, а социально-психологические факторы.

Последние, как показали исследования, были представле­ны потребностью в эстетическом оформлении переживаний че­ловеком особо значимых для него жизненных ситуаций. Это рождение ребенка и его последующее совершеннолетие, брако­сочетание и потеря близких. Осознание социально-психологи­ческой природы религиозности дало импульс росту не только многообразных форм гражданской обрядности как способу удов­летворения названных потребностей, но и стимулировало ин­терес к общественной психологии.

Вместе с тем в числе факторов, которые способствовали возрождению социальной психологии, были: растущие запро­сы общества, связанные с потребностью изучения и учета со­циально-психологических знаний во всех областях социальной жизни, необходимостью более полного представления о струк­туре общественных отношений и общественного сознания; ус­пехи психологической науки в сфере изучения взаимоотношений личности в коллективе; изменение идеологической атмосферы в стране, начавшееся в период 60-х годов, известное под назва­нием "оттепели", когда на волне общественно-политического подъема, вызванного разоблачением культа личности, советс­ким руководством было допущено некоторое смягчение идео­логического контроля в духовной жизни общества в целом и научной сфере в частности [28, с. 33].

В 1959 году ленинградские ученые (Б. Г. Ананьев, А. Г. Ко­валев, В. Н. Мясищев и Б. Д. Парыгин) выступили с критикой отрицания права отечественной социальной психологии на суще­ствование и развитие как науки [48]—[50].

В статьях А. Г. Ковалева и Б. Д. Парыгина, опубликован­ных в "Вестнике ЛГУ" за 1959 год, аргументировалась необос­нованность отказа в праве советской социальной психологии на разработку на том основании, что одноименная зарубежная наука носит якобы антинаучный и апологетический характер. Отвергался и тезис о несовместимости социальной психологии с марксизмом, обосновывалась продуктивность ее развития на этой основе.

Дискуссия о предмете социальной психологии, развернув­шаяся в начале 60-х годов в журнале "Вопросы психологии", привлекла еще большее внимание научной общественности к этим проблемам. А в 1963 году вопросам социальной психоло­гии была посвящена секция на II съезде Общества психологов СССР, проходившем в Ленинграде.

Начало дискуссии о праве социальной психологии на су­ществование и ее предмете. В работах философов и психологов был поставлен вопрос о месте и роли психологического факто­ра в структуре общественного сознания. Становилась все бо­лее очевидной несводимость последнего к идеологии.

Вместе с этим нужно было понять и объяснить как причи­ну длительного упрощения во взглядах на общественное созна­ние, так и природу господства вульгарно-социологических представлений во взглядах на общество и человека, а также определить свое отношение к непростой судьбе отечественной социальной психологии.

Однако сделать все это можно было лишь при условии снятия с социальной психологии идеологического заклятия и жупела "лженауки", а это предполагало развитие новой трак­товки связи между этой дисциплиной и марксизмом.

Совместима ли социальная психология с марксизмом?Всем была хорошо памятна заключительная идеологическая оценка социальной психологии как лженауки, несовместимой с марк­сизмом, повсеместно прозвучавшая в 40-х и 50-х годах в тру­дах философов и психологов.

Как писал в те годы известный психолог С. Л. Рубинш­тейн, "проповедовать особую историческую психологию — это по большей части не что иное, как защищать любезную сердцу; реакционеров социальную психологию, являющуюся, по суще­ству, не чем иным, как попыткой психологизировать социоло­гию, т. е. протащить идеализм в область изучения общественных явлений" [45, с. 240]. Только теперь, радикально пересмотрев эту оценку, можно было приступить и к другим доказатель­ствам в пользу права данной дисциплины на существование как науки.

Именно эта задача и была решена в конце 50-х и первой половине 60-х годов в выступлениях ряда отечественных фи­лософов, историков и психологов.

В первом сборнике "Проблемы общественной психоло­гии", посвященном этим вопросам (вышел в 1965 году), пред­ставлено доказательство того, что как классики марксизма, так и их последователи не были чужды социально-психологичес­кому видению и пониманию социальных отношений [51].

Было убедительно показано, что в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, написанных до 1848 года за десять с лишним лет до появления первых специальных исследований социальных психологов), в подготовительных работах к "Святому семей­ству", в "Немецкой идеологии", в "Положении рабочего клас­са в Англии", в "Манифесте Коммунистической партии" и др. дан анализ многообразных явлений общественной психологии: настроений и потребностей, интересов и традиций различных социальных групп, слоев и классов буржуазного общества.

Указывая на социальную обусловленность сознания, мар­ксизм вместе с тем не отрицал и активной роли человеческой деятельности, психологического, субъективного момента в ис­тории общества. Г. В. Плеханов говорил в этой связи о том, что "для Маркса проблема истории в известном смысле была также психологической проблемой" [17, с. 170—171].

Действительно, К. Маркс не только признавал, но и под­черкивал большое значение психологического фактора в жизни общества. Именно в недооценке этого момента он видел основ­ной недостаток метафизического материализма. В "Тезисах о Фейербахе" К. Маркс писал: "Главный недостаток всего пред­шествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувствен­ность берутся только в форме объекта или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно" [52, с. 3]. На то обстоятельство, что существова­ние и развитие общества подчиняется объективным, независи­мым от воли и сознания людей законам и нисколько не отрицает участия воли каждого человека в данном процессе, указывал Ф. Энгельс в письме И. Блоху [53, с. 469]. Подчеркивая силу обратного воздействия психологического фактора на всю сис­тему социально-экономических отношений, Ф. Энгельс гово­рил о массовых побуждениях людей как о рычагах и даже как о движущей силе общественного развития [54, с. 373].

Итальянский марксист Антонио Лабриола в ряде своих работ ("Памяти Манифеста Коммунистической партии" (1895), "К вопросу о монистическом взгляде на историю" (1898), "Ис­торический материализм и философия" (1900) и др.) проводит мысль об активной роли народных масс в историческом про­цессе и необходимости изучать их психологию.

Отвергая абстрактные представления о "коллективной душе", "народном духе", развиваемые в 60-х годах XIX века немецкими философами Лацарусом и Штейнталем, А. Лабри­ола противопоставляет им конкретно-исторический подход к общественной психологии. О ней он говорит как о "конкрет­ных и определенных формах общественного сознания, при рас­смотрении которых перед нами предстают в своем подлинном облике плебеи Рима той или иной эпохи, ремесленники Флорен­ции времени, когда вспыхнуло движение чомпи, или же те кре­стьяне Франции, в среде которых зародилась, по выражению Тэна, стихийная анархия 1789 года..." [55, с. 90—91].

На необходимость изучать психологию народных масс, их жизненный опыт, настроения и взгляды указывал и основа­тель Итальянской коммунистической партии А. Грамши. Осо­бенно важное значение имеют, по его мнению, жизненный опыт и убеждения, взгляды масс, которые накладывают свой отпе­чаток на определенные философские воззрения и теории.

Неоспоримая заслуга постановки и разработки ряда важ­нейших проблем социальной психологии принадлежит Г. В. Пле­ханову.

Значимость общественной психологии понимал и В. И. Ленин. В его работах дан анализ психологии различных социальных групп и классов буржуазного общества: пролета­риата и буржуазии, мелкой буржуазии города и деревни, буржу­азной интеллигенции и т. д. Вместе с тем в центре его внимания постоянно находились социальные и политические настроения низов, приливы и отливы революционного настроения масс.

Однако, как это уже отмечалось ранее, социально-психо­логический подход к восприятию социума не получил должно­го развития в рамках марксистской традиции.

Абсолютизация экономического детерминизма и поли­тической борьбы, в частности, насильственных методов ре­шения многих проблем социального и экономического преобразования общества, безусловно, мешала видеть реаль­ную значимость социально-психологического фактора, его действительную роль как в историческом процессе, так и в повседневной жизни людей.

В то же время получила критическую оценку позиция тех исследователей, которые отождествляли перспективу развития отечественной социальной психологии с "угрозой" психологи­зации социологии.

Становилась все более очевидной необходимость пере­смотра сложившегося отношения ко многим традициям как отечественной, так и зарубежной социологической и психоло­гической мысли.

Из того факта, что зарубежная социальная психология не является марксистской, вовсе не следует, что социальная пси­хология вообще не наука, равно как нельзя отрицать ни поли­тической экономии, ни истории, ни социологии вообще, потому что зарубежные авторы разрабатывают эти науки на иной ос­нове. Кроме того, разрабатывать отечественную психологию — это совсем не значит во всем соглашаться с западными со­циальными психологами.

Тенденции развития социальной психологии. Первые мо­нографические исследования, посвященные проблемам возрож­дающейся социальной психологии, сделали предметом внимания ученых еще более широкий круг проблем этой на­уки: истории, методологии и теории (Б. Д. Парыгин. "Соци­альная психология как наука". Л., 1965 и Е. С. Кузьмин. "Основы социальной психологии". Л., 1967); таких фундаментальных явлений как историческая психология (Б. Ф. Порш-нев. "Социальная психология и история". М., 1966); обществен­ное настроение (Б. Д. Парыгин. "Общественное настроение". М., 1966); восприятие человека человеком (А. А. Бодалев. "Восприятие человека человеком". Л., 1965) и др.

В 1962 в Ленинградском государственном университете была создана первая в стране лаборатория социальной психоло­гии под руководством Е. С. Кузьмина. Несколько позже откры­ли и первые кафедры социальной психологии: в 1968 году в Ленинградском университете (под руководством Е. С. Кузьми­на) и в 1972 в Московском университете (под руководством Г. М. Андреевой). В 1968 году начала работу проблемная лабо­ратория социально-психологических исследований при кафедре философии Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена под руководством Б. Д. Парыгина. По его инициативе в 1969 году там же был учрежден и первый в стране факультет социальной психологии[3].

Для 60-х и 70-х годов в истории отечественной социаль­ной психологии характерно не только организационное оформ­ление данной науки, но также и динамичное развертывание ее собственного инструментального и концептуального потенци­ала. Доминирующими направлениями развития в 70-е годы ста­новятся как разработка методологии и методов, так и осуществление самих эмпирических исследований проблем — групп и коллективов; поведения личности, его регуляции и са­морегуляции; психологии руководства и управления и др.

В этот же период предпринимаются и первые попытки кон­цептуальных построений как специальных теорий, прежде всего теории коллектива [56], так и общей социально-психологичес­кой теории [57].

Для 80-х годов характерным является процесс нарастаю­щей дифференциации [58, с. 452] социально-психологических исследований, развивающихся в трех основных направлениях: во-первых, преимущественно теоретическом; во-вторых, теоретико-эмпирическом или теоретико-прикладном; в-третьих, преимущественно прикладном. С первым связана разработка общей социально-психологической теории, со вторым — спе­циальных концептуальных подходов (концепции социально-пси­хологического климата, социалистического соревнования, конфликтов в коллективе, управления коллективом и др.)> с тре­тьим — практических приложений социальной психологии к раз­личным сферам практической деятельности (экономической, политической, правовой и др.).

Переход от 80-х к 90-м годам заслуживает специального рассмотрения как некий переломный этап в развитии данной науки: от советской к постсоветской отечественной социаль­ной психологии. Начиная со второй половины 80-х годов и вклю­чая 90-е годы есть основание говорить о специфических чертах и особенностях состояния современной, постсоветской социаль­но-психологической мысли и соответствующих ей исследова­ниях [58, с. 432—451].

Состояние, проблемы и задачи современной отечествен­ной социальной психологии.

С начала своего возрождения в 60-х годах отечественная социальная психология прошла значительный путь. За это вре­мя она получила развитие по всем аспектам: методологическо­му, теоретическому и прикладному. Накоплен большой эмпирический материал. Социальная психология вошла в систе­му как обучения, образования и подготовки кадров, так и во все сферы практической деятельности — экономику и политику, право и духовную жизнь. Теперь уже ни у кого не вызывает со­мнения ни право данной науки на существование и развитие, ни ее практическая значимость в социальной жизнедеятельности.

Вместе с тем даже с учетом всех достижений в этой обла­сти нельзя говорить о полном соответствии потенциала и воз­можностей социальной психологии требованиям, ожиданиям и потребностям современной социальной ситуации.

При всем многообразии проблем, которые встают теперь перед социальной психологией, все они связаны с совершенство­ванием социально-психологической культуры личности и человеческой деятельности, общности, общения, управления и др. Наиболее актуальной сегодня становится необходимость раз­вития способности данной науки к обоснованной интегральной оценке современной социальной ситуации.

Возрастающая сложность последней, обусловленная мас­штабностью, динамизмом, радикальностью и противоречивос­тью происходящих перемен, требует все более адекватного и тщательно выверенного подхода к их восприятию, пониманию и прогнозированию. Это предполагает прежде всего развитие социально-психологического видения проблем человека в со­временных условиях его жизнедеятельности.

Актуальность обращения именно к такому осмыслению феномена человека не случайна. Она вызвана тем обстоятель­ством, что как радикальная трансформация, так и выход из гло­бального кризиса общества предполагают высокий уровень социально-психологической готовности людей ко все более эк­стремальным условиям их жизнедеятельности.

Существенно и то, что именно человек является главным источником, движущей силой и резервом успехов социального обновления. Он же вместе с тем оказывается в эпицентре соци­альных перемен, в напряженной зоне столкновения всех альтер­нативных тенденций реформационного процесса.

От психического состояния людей, уровня их внутренней культуры, веры в себя и убежденности в правильности избран­ного пути в решающей степени зависит как ход, так и исход стратегии демократизации общественных отношений, преодо­ление тоталитаризма и духовное возрождение России.

Многие трудности и пробуксовки в практике социально-экономического, равно как и правового, и политического ре­формирования общества, объясняются не только и даже не столько несовершенством тех или иных частных социальных проектов, сколько их несоотнесенностью с духовно-нравствен­ным, социально-психологическим состоянием человека.

Нельзя не видеть того, что падение жизненного уровня на­рода, связанное с процессом социально-экономических преоб­разований, происходит не только на фоне, но во многом и под влиянием разрушения складывавшихся десятилетиями как хо­зяйственных, так и духовных связей людей, нравственных цен­ностей, привычек и стереотипов.

Отсутствие мер по адекватной компенсации возникаю­щего (а в известном смысле и усиливающегося) духовно-нрав­ственного вакуума является одним из факторов развития деструктивных процессов. Это наблюдается во всех сферах социальных отношений — экономических, политических и пра­вовых. Об этом же свидетельствуют рост преступности, сни­жение уровня гражданского самосознания, нравственной мотивации людей и в целом стабильности общества.

Однако ни состояние тревожности человека, ни его сомне­ния в эффективности действий тех или иных властных струк­тур еще не тождественны позиции неприятия стратегии радикального обновления общества до тех пор, пока остается вера в себя, надежда на лучшее будущее и доверие к основно­му направлению взятого курса.

Нельзя не считаться и с фактором социально-психологи­ческой нестабильности состояния общества и человека. Соци­альная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, в способности поддержания социального правопорядка, сомнения в эффективности действий тех или иных политических лидеров порождает непрогнозируемость массового состояния и поведе­ния людей. Последняя в конечном итоге во многом есть резуль­тат недооценки значимости состояния массовой психологии как фактора реформационного процесса.

Альтернативой этому является поворот внимания различ­ных властных структур, средств массовой информации, науки, а также и самого человека к тем глубинным изменениям в его духовном состоянии, которые связаны с динамикой социаль­ного обновления.

Определенные подходы к постановке и решению данных вопросов уже наметились в последние годы [59]—[60].

Вместе с тем наряду с опытом теоретической разработки не менее необходима и программа практического обеспечения соответствующих решений и подходов. Видную роль в этом предстоит сыграть активным методам обучения, психологичес­кой диагностике, терапии и коррекции психической жизнедея­тельности людей.

Особую актуальность в рамках данного направления приобретает разработка таких методов социально-психоло­гического тренинга коммуникативной и управленческой де­ятельности, которые бы обеспечили переход от традиций и навыков командно-административной системы к новому опы­ту партнерского общения в условиях демократизации обще­ственных отношений [61].

Только при условии разностороннего социально-психоло­гического обеспечения всех видов человеческой жизнедеятель­ности — экономической и правовой, бытовой и политической, духовно-нравственной и социокультурной — возможно успеш­ное формирование психологической готовности человека к эф­фективному действию в изменяющемся мире.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1039. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.029 сек.) русская версия | украинская версия








Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7