Сущность биполярности понятия одиночества в психологии
«Одиночество – это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, тяжелое переживание, связанное с утратой жизненных ценностей или близких людей, постоянное ощущение покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования»[14]. Люди знакомы с одиночеством со времен зарождения человечества на земле. Но даже спустя тысячелетия донаучных познаний и столетия научных исследований, данное явление, как в бытовом представлении, так и в психологической науке, продолжает оставаться не до конца изученным и противоречивым. Его часто путают и объединяют с такими понятиями как депривация, изоляция, отчужденность, уединение, замкнутость, брошенность. Но одиночество несет в себе более глубокий смысл, часто с философско-экзистенциальным подтекстом. Оно обладает самым большим спектром сфер влияния на человеческую жизнедеятельность, являясь базисным компонентом личности, потому что, как утверждает Т. Вульф «одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека» [31, с. 320]. Существует несколько видов одиночества в зависимости от отсутствия определенного предмета/предметов или объекта/объектов: 1. Территориальное одиночество. Человек испытывает его, когда покидает привычную географическую местность, с которой у него связано множество сильных эмоций и значимых событий. 2. Персональное одиночество. Оно возникает в моменты кратковременного, длительного или постоянного отсутствия каких-либо других людей (родственников, сексуальных партнеров, друзей, коллег, соседей). 3. Социальное одиночество. Данный вид характеризуется наличием отрицательных переживаний от невозможности или неспособности выполнять различные общественные роли, функции и шаблоны. Достаточно часто человек ощущает социальное одиночество, находясь в неприятном или непривычном для себя образе жизни, испытывая угнетающую неуютность в своем настоящем временном пространстве. «Выделяют также хроническое, ситуативное и преходящее одиночество»[15]. Хроническое одиночество носит постоянный характер и является последствием частых неудачных попыток построить длительные и качественные отношения с окружающим миром. Появление ситуативного одиночества напрямую зависит от наличия сильных потерь в жизни человека, при этом, чем утрата неожиданнее, тем одиночество острее. Преходящее одиночество может периодически возникать у любого индивида, иногда имея, а иногда и не имея под собой реальных причин. «Психологическая природа одиночества амбивалентна: оно может служить источником как положительных, так и негативных переживаний. Личность может либо стремиться к нему, либо страшиться его»[16]. Первый подход рассматривает одиночество как острый кризис и заключается в боязни его наступления, а также в стремлении скорейшего избавления от него. «Учитывая последнее, ряд авторов даже выявили личностные особенности человека, способствующие возникновению одиночества. Это нарциссизм, мания величия, враждебность, неспособность сдерживать гнев и устанавливать межличностные отношения, инфантильное чувство всесильности, экстернальность, склонность к депрессии и чувству вины, низкая самооценка» [22, с. 203]. Сторонники этого направления убеждены в том, что состояние одиночества деструктивно и губительно по своей сути, а значит крайне нежелательно для благополучия человека, тем более в пожилом возрасте. Рис.2. Ассоциативный ряд одиночества как деструктивного состояния Подобное представление приводит к появлению сильных отрицательных эмоций (гнев, страх, уныние, разочарование, печаль, зависть, аутоагрессия) в периоды одиночества. Данные переживания заполоняют жизнь человека, разрушают внутренний баланс личности и тем самым не просто подталкивают, а вынуждают индивида устанавливать хоть какие-либо контакты. Проблема заключается в том, что отношения, созданные с целью избавления от внутренней эмоциональной пустоты, обычно не приносят желаемого умиротворения и являются кратковременными и достаточно поверхностными. Человек воспринимает естественное наступление одиночества как жесткий и несправедливый выброс его личности из счастливой жизни в яму безысходности и отчаяния. Он считает это состояние наказанием и даже проклятием, но никак не одним из этапов развития. Второй подход направлен на конструктивное восприятие одиночества. Одиночество рассматривается, как возможность познать себя, особый период реформации собственной личности и преобразования прошлого опыта, настоящих возможностей и будущих целей в качественно новую ступень жизненного существования. «Быть одиноким – значит быть единственным, неповторимым, отвечающим за свою жизнь, значит не быть членом стада, коллектива, общества, человеком массы. Если нельзя спрятаться за всеобщее, если надо жить на свой страх и риск, ибо на все случаи жизни и на каждый жизненный путь не подберешь правил и законов, то только такая одинокая, собственная, своеобразная жизнь и может быть жизнью нравственной»[17]. Сторонники данного направления считают, что одиночества не надо бояться и избегать, нужно наоборот стремиться прожить это состояние наиболее полно и всесторонне, потому что оно уникально по своей природе. Оно предоставляет человеку ситуацию, в которой можно по-настоящему проявить не только свои внешние ресурсы, но и, что является более значимым в современный век беспрерывной погони за различными благами и массового маскарада социальных ролей, свой внутренний потенциал, свое истинное Я. Рис. 3. Ассоциативный ряд одиночества как конструктивного состояния
Испытывая одиночество и оставаясь наедине с самим собой, человек лишается привычной моральной обустроенности и эмоциональной стабильности. Сначала, разумеется, приходит страх и растерянность. Но после, если он позволит себе вырваться за границы шаблонного мышления, ему откроется чувство глубокой личностной свободы. «Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я не жил вовсе. Я не хотел жить подделками вместо жизни – она слишком для этого большая драгоценность»[18]. Одиночество всегда проявляется индивидуально и специфично в зависимости от степени влияния гендерных, культурных, этнологических, социальных и, конечно же, возрастных компонентов личности индивида, его ощущающего. Именно поэтому на ранних стадиях феноменологически-бихевиористскогоисследования одиночества очень важнополучить данные о том, как люди объясняют свои собственныепереживания. Такие объяснения могут быть полученыв ходе интервью или с помощью целевого анкетирования, а также в результате изучения примеров изхудожественной литературы и поэзии [31, с. 277]. Довольно часто в психологии более детально и грамотно рассмотреть ту или иную проблему в большей степени удается не психологам-практикам, отгороженным от общества стенами лабораторий, а специфическому классу психологов-практиков, живущих и работающих в неразрывной связи с обычными людьми – писателям. Так, одним из базисных методологических положений данной работы является теория одиночества американского писателя Томаса Вульфа. [31] Она представляет собой идею о глубокой экзистенциальной необходимости одиночества в жизни, как обязательной составляющей таких понятий как счастье, любовь, радость, творчество, а значит и обязательной составляющей самой личности человека. Т. Вульф считал, что одиночество по своей сути всегда конструктивно и нужно бороться не с ним, а с многовековым негативным восприятием его людьми. Таким образом, понятие одиночества в психологической науке являет собой биполярный феномен, содержащий в себе широкий спектр генетических, архетипических, морально-нравственных, сознательных и бессознательных конструктов, актуализирующих свою доминантность под влиянием эмоционально-волевых механизмов личности [29].
|