Студопедия — Глава VIΠ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава VIΠ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС






В предыдущей главе мы выяснили характер исторического
процесса, взаимодействие объективных и субъективных факторов
общественного развития. Теперь мы обсудим вопрос о направ-
лении этого развития, Он возникал перед всеми, кто стремился
осмыслить исторический процесс в целом. Ответы на него соста-
вили очень пеструю картину, в которой, однако, нам следует
разобраться.

-,, ИДЕЯ ПРОГРЕССА
В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

В глубокой древнос-и Гесиод выдвинул версию, согласно ко-
торой история прошлз пять веков '. Первый из них был «золо-
тым». Люди в это время отличались высокой моралью, были
благочестивы, жили легко и беспечно, безболезненно умирали.
Следующий — «серебряный» — век был уже намного хуже пре-
дыдущего. Причиной ухудшений послужило начавшееся падение
морали и благочестия Этот процесс падения нравов продолжался
и дальше, в силу чего каждый последующий век оказывался
хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный — «желез-
ный» — век, современный Гесиоду, демонстрирует полный раз-
вал нравственности. Правда, констатировав этот факт, Гесиод
не объяснил, что же будет дальше. Нам это известно, но не будем
чрезмерно строги к Гесиоду, памятуя о том, что в европейской
истории он был первым, кто попытался понять ее путь. Важно
отметить, что его точке зрения представляет собой четко выра-
женную идею регресса (от лат. regressus — обратное движение),
т. е. такого типа развития, который означает переход от высшего
к низшему, деградацию.

Большинство античных авторов не разделяло точку зрения
Гесиода. Ведь он жил s эпоху распада общинно-родового строя
и возникновения нового, первого в истории классового общест-

Под словом «вен» Гесиод понимал эпоху, а не точно измеренный промежу-
ток времени длительностью в 100 лет,


ва — рабовладельческого; крушение старых устоев общества и
нашло отражение в его пессимистической теории. Мыслители
же античности — Платон, Аристотель и др ···· жили уже в эпоху
полисной рабовладельческой демократа;, ο ί крывшей, по их
представлениям, определенную перспектив? для общественного
развития. Отражением этих перспектив б^ги их взгляды на ис-
торию как не процесс, идущий по восходящей линии. Но пред-
ставление о мире как о некоей за/\,: < нутой сфере, перенесенное
на развитие общества, привело к идеям, согласно которым об-
щество развивается не бесконечно, а в ограниченном круге,
повторяя уже пройденные этапы.

Эпоха феодализма с ее теологическими теориями обществен-
ной жизни, провиденциальными по своему характеру, не внесла
сколько-нибудь существенного вклада в рассматриваемую проб-
лему. И хотя мыслители этой эпохи понимали историю как направ-
ленный процесс, внутренняя закономерность истории отрицалась,
а само направление развития человеческого общества считалось
заданным богом.

В борьбе с этими взглядами и родились первые теории истори-
ческого прогресса (от лат. progressus — движение вперед). Они
возникли в период развития капитализма, появления буржуа-
зии — класса, олицетворявшего общественный прогресс. В
XVI! в. идеи общественного прогресса развивал Вико, который
считал, что все народы проходят в своем развитии три этапа —
божественный (подчинение жрецам), героический (аристократи-
ческое государство), человеческий (республика или консти-
туционная монархия). Пройдя эти этапы, человеческое общество
начинает движение по нисходящей линии и возвращается к ис-
ходной точке развития. Затем все повторяется вновь. Вико пола-
гал, что современное ему общество находится в конце периода
зрелости, после чего должна начаться эпоха упадка. Большая
заслуга Вико состоит в том, что он выдвинул идею общественного
прогресса, однако в целом его учение предполагает не бесконеч-
ное общественное развитие, а общественный круговорот.

Эпоху, непосредственно предшествовавшую французской
буржуазной революции, характеризует целая плеяда мыслите-
лей, страстно веривших в исторический прогресс и стремившихся
его обосновать. Так, Гельвеции усматривал в процессе общест-
венных изменений восхождение челозечества от низших, прими-
тивных форм организации жизни к более высоким и сложным ее
формам. Ж. Кондорсе (1743—1794) не только выражал уверен-
ность в том, что общественный прогресс существует, но и дока-
зывал, что он подчинен общим законам. Если люди знают эти
законы, то они могут предвидеть и ускорять развитие общества.
Однако при всей очевидной революционности этих взглядов Гель-
веции, Кондорсе и другие философы указанной эпохи полагали в
то же время, что основой общественного прогресса является
прогресс разума. Их философия истории характеризуется непони-
манием необходимости предшествующих этапов истории, всей


сложности и противоречивости прогрессивного развития обще-
ства.

Наиболее полное осмысление идеи общественного прогресса
в домарксистской философии связано с именем Гегеля. Он ут-
верждал, что развитие есть движение вперед от несовершенного
к более совершенному-·, доказывал, что несовершенное должно
быть понято и как нечто такое, что содержит в себе — в зароды-
ше, в тенденции — свою собственную противоположность, т. е.
совершенное. При всей диалектичносги этих взглядов они тем не
менее оставались целиком идеалистическими. Гегель понимал
исторический прогресс как процесс саморазвития «абсолютной
идеи», что, как нетрудно заметить, напоминает теологические
концепции общественного развития. Другим, не менее важным,
недостатком его взглядов на общественный прогресс является
их крайняя противоречивость. Провозглашая идею бесконечного
прогрессивного развития, Гегель вместе с тем доказывал, что
венцом исторического развития является конституционная мо-
нархия, реализованная в Пруссии. Принося диалектические идеи
в жертву своей философской системе, призванной, по его за-
мыслу, завершить развитие всей истории философии, он не ви-
дел прогресса в будущем, ограничиваясь лишь анализом прош-
лого.

Итак, факт прогрессивного развития общества был провозгла-
шен еще до возникновения материалистического понимания
истории. Но предшествующая философская мысль не могла дать
однозначного ответа на вопросы о том, в чем заключается сущ-
ность общественного прогресса, каковы закономерности, обус-
ловливающие поступательное развитие общества.

2. КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА

Материалистическое понимание истории дало возможность не
только сформулировать сам принцип прогрессивного развития
общества, но и ответить на те принципиальные вопросы о соци-
альном прогрессе, которые были поставлены историей развития
общества и общественных наук, т. е. создать теорию обществен-
ного прогресса. К числу таких вопросов относится в первую оче-
редь вопрос о критерии прогресса. В домарксистской мысли сло-
жилось такое положение, когда каждый мыслитель, признавав-
ший прогрессивный характер развития общества, пользовался
таким критерием прогресса, который подтверждал его собствен-
ную концепцию «прогрессивности», даже если оказывался совер-
шенно неприменимым для целых исторических эпох, а нередко
и социально-исторического процесса в целом.

Например, французские просветители XVIII в. считали крите-
рием прогресса развитие разума. Их идеи сами по себе благород-
ны, но все дело в том, что «развитие разума», как его понимали
эти мыслители, перечеркивало значение тех исторических эпох,
которые, по их мнению, разумом не отличались. Социалисты-уто-


писты, в свою очередь, были сторонниками моральных критериев
прогресса. Их критика капитализма состояла в основном в его мо-
ральном осуждении, в доказательстве его несправедливости.
Разумеется, нравственность как критерий прогрессивности
того или иного общества чрезвычайно важна. Но моральный кри-
терий нередко оказывался крайне субъективным, так как неясно,
например, какая моральная система является предпочтительной,
применима во всех ситуациях, ко всем обществам и во все време-
на. Французские просветители указывали в свое время на мораль-
ную чистоту так называемых диких племен, якобы существовав-
ших до их соприкосновения с европейской колонизацией, развра-
тившей и деморализовавшей их. Действительно, такие пороки
буржуазного общества, как коррупция, власть капитала и т. п.,
диким племенам были не известны, но ведь элементы каннибализ-
ма, принесения человеческих жертв, санкционированная полианд-
рия, полигамия, «предоставление» жен и дочерей во временное
пользование гостям, скальпирование пленников, вполне согласо-
вывавшиеся с нормами примитивной первобытной морали, вряд
ли могут сделать такую мораль общепринятым и объективным
критерием прогресса. В то же время следует со всей определен-
ностью подчеркнуть, что полный отказ от каких бы то ни было
моральных критериев прогресса, нередко отождествлявшихся
с «мелкобуржуазными предрассудками» и «интеллигентским
слюнтяйством», может привести к самым ужасным социальным и
духовно-культурным последствиям. Общество, в котором мо-
ральные принципы и критерии приносятся в жертву властолюбию,
а общечеловеческая мораль объявляется несовместимой с клас-
совой, может прийти в состояние моральной деградации, к поли-
тическому и общесоциальному упадку, к потере гражданского и
человеческого достоинства, к отрицанию прав человека, а вслед-
ствие этого к потере гражданской и экономической активности,
что неминуемо ведет к застою, деформации и перерождению об-
щества.

Научная теория общественного прогресса нуждается не в
субъективных критериях, отражающих неспособность мыслите-
лей разобраться в сложном характере социального развития, а в
критерии объективном, не зависящем от произвола исследовате-
ля. Исторический материализм сделал важный шаг к выработке
такого критерия.

Сложность выяснения критерия общественного прогресса бы-
ла обусловлена, в частности, тем, что общество представляет со-
бой сложную систему, включающую огромное количество эле-
ментов и процессов. Эти различные составляющие также разви-
ваются, поэтому к ним тоже должно быть применимо понятие
прогресса. Если рассматривать общество как систему, то различ-
ные его составляющие представляют собой подсистемы, каждая
из которых способна к прогрессивному развитию и имеет свой
критерий прогресса. Так, критерием прогресса в здравоохране-
нии является снижение заболеваемости, критерием прогресса в


развитии транспорта — рост количества перевозок, критерием
прогресса в торговле — рост товарооборота и т. д. Все такие кри-
терии характеризуют, однако, лишь отдельные стороны общест-
венной жизни, и ни один из них не может дать представления о
прогрессе общества в целом.

Развитие общества как системы вовсе не означает, что все ее
подсистемы развиваются одинаково. Напротив, диалектика обще-
ственного развития такова, что развитие различных сторон обще-
ственной жизни совершается очень часто неравномерно. Более
того, прогресс в одних областях общественной жизни осущест-
вляется на фоне регресса других областей. Так, в рабовладельче-
ском и феодальном обществах, пришедших на смену первобыт-
ному строю, где равно уважались права и достоинства всех членов
общества, прогресс в развитии производительных сил, в науке, в
искусстве достигался за счет бесчеловечной эксплуатации основ-
ной массы населения, за счет низведения людей до положения
рабочего скота. «Невозможна дружба и с конем, — писал Аристо-
тель, один из идеологов рабовладельческого общества, — или бы-
ком или с рабом в качестве раба. Ведь [тут] ничего общего быть
не может, потому что раб — одушевленное орудие, а орудие —
неодушевленный раб...»1

Противоречивость прогресса выражается, однако, не только в
диссонансе, но иногда в разнонаправленности отдельных процес-
сов внутри общей системы. Так, бурный расцвет древнегреческо-
го искусства, по замечанию К. Маркса, не отвечал общему ходу
развития рабовладельческого общества. Некоторые формы ан-
тичного искусства были возможны лишь на ранних стадиях разви-
тия этого общества, когда питательной почвой искусства являлась
мифология. И вообще такая форма общественного сознания, как
искусство, обладая относительной самостоятельностью, вовсе не
обязательно достигает особого расцвета в период бурного разви-
тия производительных сил.

Быстрый рост производительных сил на ранних стадиях разви-
тия капитализма вовсе не означал быстрого прогресса во всех об-
ластях общественной жизни. Напротив, период первоначального
накопления капитала вошел в историю как период невероятных
страданий масс, резкого падения морали господствующих клас-
сов. Об этом периоде истории К. Маркс писал, что «новорожден-
ный капитал источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до
пят»2.

При всей сложности и внутренней противоречивости общест-
венного прогресса вопрос о его критерии не только не снимается,
но, наоборот, приобретает особую важность. При этом любой
критерий прогресса, взятый из области общественного сознания
(морали, права, религии и т. д.), не может быть единственным об-
щеисторическим критерием прогресса, поскольку взгляды людей

1 Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 236.
- /Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 770.


сами меняются под влиянием объективных условий общественной
жизни. То, что считалось моральным в условиях рабовладения,
является безнравственным с современной точки зрения. То, что
могло считаться юридически обоснованным и справедливым в ус-
ловиях частной собственности, является несправедливым и проти-
воправным в условиях социалистической собственности на средст-
ва производства. Итак, общеисторический критерий прогресса
нельзя найти лишь в области общественного сознания.

Было бы в то же время большой ошибкой думать, что критерий
прогресса легко обнаружить в одной лишь сфере общественного
бытия. Однако именно такой взгляд был господствующим в нашей
философской, экономической и исторической литературе на про-
тяжении многих предшествующих десятилетий. Не было свобод-
ным от него и предыдущее издание этой книги.

Считалось, будто бы в трудах создателей исторического мате-
риализма имеется однозначное указание на то, что единственным
критерием социального прогресса являются преимущества того
или иного общественного строя в сфере материального производ-
ства, а точнее, в уровне развития производительных сил, который
часто отождествлялся с уровнем развития техники и производи-
тельности труда. При этом чаще всего ссылались на известные
слова В. И. Ленина: «Производительность труда, это, в последнем
счете, самое важное, самое главное для победы нового общест-
венного строя»'.

Не говоря уже о том, что производительность труда хотя и
зависит от уровня производительных сил, в том числе и от их тех-
нической составляющей, но не тождественна с ними, и обсуждае-
мая нами точка зрения не учитывает, по какому поводу и в каких
конкретных исторических условиях было высказано процитиро-
ванное положение. Оно вполне отражало конкретные пробле-
мы, стоявшие перед нашей экономикой з самом начале послере-
волюционного периода. Экономика была сильно подорвана импе-
риалистической войной и хозяйственной разрухой. В этой ситуа-
ции, сопровождавшейся разрушением производительных сил,
снижением трудовой дисциплины, падением производительности
труда и компетентности многих руководящих органов и руково-
дителей, приведенное высказывание было четко ориентировано
на то, чтобы стимулировать прежде всего решение технико-эко-
номических проблем, подъем производительности труда и произ-
водительных сил в целом. Однако экстраполированное за рамкг-ί
данного периода не в меру усердными интерпретаторами, оно
принимало сомнительный оттенок. Известно, например, что по
сравнению с уровнем производства и производительностью тру-
да, достигнутого сельским хозяйством в ряде стран античного ми-
ра на определенных этапах развития, производительность сель-
скохозяйственного труда s странах средневековой Европы долгое
время оставалась более низкой. Вместе с тем как раз на протяже-

Лен^н и. И, Поли, сс'ор. соч. i, J9. С, 21


нии этих столетий утвердился и победил новый общественный
строй — феодализм, опиравшийся, как известно, именно на сель-
ское хозяйство.

Другой пример касается уже наших дней. За последние семь
десятилетий европейский, американский и японский капитализм
сумели найти в своих социальных и экономических структурах
новые импульсы, новые возможности и механизмы для быстрого
развития производительных сил, резкого повышения производи-
тельности труда и стремительного научно-технологического про-
гресса. По всем этим показателям вследствие конкретных истори-
ческих причин, о которых много уже говорилось раньше, наша
страна и другие социалистические страны существенно отстали.
Тем не менее было бы поспешным из этого конкретно-историчес-
кого факта делать вывод, что новый общественный строй в прин-
ципе, в более широком историческом масштабе времени усту-
пает по своим созидательным возможностям капитализму, что
нынешнее отставание непреодолимо на путях социалистического
развития. Есть веские основания думать, что обновленный, демо-
кратический социализм сумеет в полной мере раскрыть свои воз-
можности в мирном соревновании с капитализмом. Думается,
что по вопросу о возможностях и исторических преимуществах
двух социальных систем жизнь еще не вынесла своего окончатель-
ного заключения. Но уже сейчас можно сделать вывод, что ни
критерии, целиком относящиеся к сфере общественного созна-
ния, ни критерии, целиком сводимые к сфере общественного бы-
тия, а тем более к одним лишь экономическим категориям, не
позволяют правильно понять природу и сущность социального
прогресса. Чтобы преодолеть антидиалектическую разорванность
и противопоставление таких критериев, мы должны указать фун-
даментальную философскую категорию, характеризующую глу-
бинную сущность жизни и деятельности человека, а стало быть,
и всего исторического процесса, в котором эта деятельность осу-
ществляется. Такой категорией, на наш взгляд, является рассмат-
ривавшаяся выше категория свободы.

Напомним, что свобода представляет собой сложную катего-
рию, отражающую процессы и действия, одновременно относя-
щиеся и к сфере сознания, и к внешнему по отношению к нему
бытию. Человек свободен не только тогда, когда он что-либо зна-
ет. Знание существенно, но недостаточно для свободы. Знамени-
тый буриданов осел знал конечно же, что ему необходимо сено,
и видел два совершенно одинаковых стога свежего сена, находив-
шиеся от него справа и слева на совершенно равном расстоянии.
Тем не менее, обладая столь «ценным» знанием, это несчастное
животное погибло, так как не нашло оснований, чтобы предпо-
честь один стог другому. Эта голодная смерть в условиях изоби-
лия подтверждает, что для свободы необходимо уметь еще де-
лать выбор и принимать соответствующие, целесообразные ре-
шения. Если цель осла — утолить голод и выжить, то он должен
был бы принять решение о том, что главное в данной ситуации —


не стоять на месте, а двигаться в любом направлении, лишь оы на-
сытиться. Знания и опирающиеся на них целесообразные решения
образуют субъективные условия свободы. Чего, однако, стоят эти
условия, если их в определенных ситуациях нельзя осуществить?
Даже если бы этот выдуманный знаменитым средневековым ло-
гиком осел двинулся направо или налево, при отсутствии сена он
все равно бы погиб. Объективные условия, т. е. обстоятельства и
средства, при которых можно осуществить принятые решения,
оказываются столь же важными, как и субъективные. Свобода,
следовательно, если мы имеем в виду реальную, а не мнимую
свободу, представляет собой единство субъективных и объектив-
ных условий.

Возвращаясь теперь к реальным проблемам реального чело-
века, мы можем сказать, что из любых двух сопоставляемых
социальных систем для человека предпочтительнее та, которая
обеспечивает ему большую степень свободы. При этом, конечно,
имеется в виду не какой-либо узкий, ограниченный, а широкий,
философский смысл этого понятия. Стоит напомнить, что созда-
тели социальной философии марксизма, много размышлявшие
над смыслом человеческого бытия, направлением истории и це-
лью прогресса, были склонны считать, что смысл бытия, направ-
ление и цели истории состоят в переходе человека к такой орга-
низации общества, которая бы означала скачок из царства необ-
ходимости в царство свободы. При этом речь шла не о какой-то
полумифической свободе общества, а о свободе каждого инди-
вида, так как — напомним еще раз — свобода общества есть сво-
бода каждого гражданина. Мы еще очень далеки от реализации
этого социального идеала, но важно понять, что подлинный
прогресс социальных систем как раз состоит в том, что возраста-
ет степень реально достижимой свободы в указанном выше
смысле если не для всех, то по крайней мере для все большего
числа членов общества.

События нашего недавнего и отдаленного прошлого, связан-
ные с нарушениями законности, принудительными массовыми
социально-экономическими мероприятиями типа насильственной
коллективизации и ускоренной индустриализации, репрессиями,
с застоем в экономической и духовной жизни, характеризуются
как раз снижением уровня свободы для всех и каждого члена
общества. Не только те, кто были жертвами, но и те, кто принимал
неоправданные решения, не были свободны, поскольку эти реше-
ния не опирались на правильно понятые интересы человека,
объективные закономерности экономической и социальной жиз-
ни. Следствием всего этого, как известно, стало усиление команд-
но-административных методов руководства, массовая коррупция,
деморализация общества, снижение инициативы, интеллектуаль-
ного потенциала, а также уровня индивидуального и массового
творчества. Все это показывает, что снижение уровня свободы
есть не только следствие, но и причина стагнации и депрессии
в социально-экономической и духовно-культурной жизни. В силу


этих же обстоятельств резкое повышение меры индивидуальной,
групповой и общественной свободы становится важнейшим со-
держанием обширного комплекса мероприятий, охватываемых
политической и экономической реформой, проводимой в нашей
стране.

Привлекательность нашего общества как реализация опреде-
ленной модели социализма в глазах собственного населения
и населения других стран будет зависеть от многих обстоятельств.
Первоочередным фактором (если выстраивать эти факторы во
временной ряд) должно быть, по-видимому, решение продоволь-
ственной проблемы. Следующим по важности и одновременным
по неотложности должно стать решение жилищной проблемы.
Дальнейшее улучшение материально-экономического положения
трудящихся связано с удовлетворением спроса населения на
товары широкого потребления современного качества, с разви-
тием транспортных средств индивидуального и коллективного
пользования, с радикальным улучшением здравоохранения, обра-
зования, социального обеспечения и т. д. Но все это лишь меро-
приятия по преодолению допущенных ранее серьезных дефор-
маций в развитии общества. Радикальное же обновление всех
сторон экономической, социальной, политической, здравоохрани-
тельной, правовой, морально-психологической и духовно-куль-
турной жизни в стране связано с созданием условий для разви-
тия индивидуальной и массовой инициативы и творчества во
всех сферах жизни для каждого гражданина, каждого члена
общества. Именно для этого необходимо отработать и создать
механизм, гарантирующий непрерывное нарастание уровня соци-
альной и индивидуальной свободы. Только решительно превзойдя
капитализм в этом отношении и гарантировав каждому гражда-
нину свободу деятельности, мышления и информации, новое
общество сможет доказать свои исторические преимущества
перед другими социальными системами.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1957. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия