Студопедия — И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ






До сих пор, рассматривая диалектику как теорию развития,
мы характеризовали развитие со стороны его направления (за-
кон отрицания отрицания) и внутренних источников (закон един-
ства и борьбы противоположностей). Взаимосвязанные и взаимо-
обусловливающие друг друга противоположности, возникающие
между ними противоречия, а также преодоление и устранение
последних образуют действительное содержание и, так сказать,
движущую пружину всякого процесса развития. Но каждое
явление, каждый процесс, как уже говорилось, имеют не только
содержание, но и форму, и одно без другого невозможно. Поэто-
му для решения как теоретических, так и практических задач
необходимо ответить на вопросы: какова форма любого процесса
развития, развития вообще, происходит ли оно плавно, постепен-
но, непрерывно или же в нем наблюдаются перерывы, скачки,
нарушение постепенности? От ответа на них зависит решение
многих научных и политических вопросов, верное понимание
социальных проблем современности.

1. НЕПРЕРЫВНОЕ И ПРЕРЫВНОЕ В ПРИРОДЕ,
ОБЩЕСТВЕ И МЫШЛЕНИИ

Данные вопросы, как и многие другие проблемы диалектики,
по-разному решались в истории философии. «Невозможно
дважды войти в одну и ту же реку» — так Гераклит выразил мысль
о постоянстве происходящих в природе изменений: ведь когда
человек вторично входит в реку, вода, в которую он погружался
прежде, находится ниже по течению, второй раз он погружается
уже в другую реку. Один из последователей Гераклита — Кра-
тил — решил пойти дальше своего учителя. В одну и ту же реку,
утверждал он, невозможно войти не только дважды, но и однаж-
ды. Ведь пока я погружаю ногу в реку, вода течет, и в каждое
следующее мгновение нога оказывается в другой реке. Поскольку
все изменяется непрестанно, говорил Кратил, ни о чем нельзя
высказать что-нибудь истинное: пока человек произносит свое
высказывание, то, о чем он говорит, исчезает, уступая место
чему-то другому, которое в следующее мгновение сменяется


чем-нибудь третьим, и т. д. В результате все, что он высказывает,
не соответствует действительности.

На первый взгляд перед нами просто забавный парадокс. Но
при ближайшем рассмотрении мысль Кратила оказывается неиз-
бежным выводом из определенного понимания движения и
изменения. Кратил исходит из того, что всякое изменение есть
исчезновение того, что было, и возникновение того, чего не было.
Каждое мгновение что-то исчезает и появляется нечто совсем
другое. Процесс изменения состоит только из таких перерывов,
никакой непрерывности в нем нет. Таков ответ Кратила на постав-
ленный выше вопрос о форме изменений. С его точки зрения,
между водой, мгновенье назад ушедшей вниз по течению реки,
и водой, пришедшей на ее место, нет ничего общего. Мир вообще
являет собой фантастическое зрелище. Плывущее по небу бес-
форменное облако быстро исчезает, уступая место развесистому
дубу, на месте столь же быстро исчезнувшего дуба оказывается
спящий котенок, затем — крутой утес, затем — танцующая жен-
щина и т. д. Конечно, здесь мы сгустили краски. Но суть взгляда,
усматривающего в любом изменении мгновенное исчезновение
одних объектов и столь же внезапное появление других, заклю-
чается именно в том, что каждый объект существует лишь миг
и погибает, едва появившись. Можно ли о таком объекте выска-
зать что-нибудь определенное? Конечно нет! Если бы всякое
изменение было таким, каким его считал Кратил, то он был бы
прав, отрицая вообще возможность истинных высказываний.

Согласиться с Кратилом нельзя, ибо материальные объекты,
изменяясь непрестанно, каждое мгновенье, вовсе при этом не
исчезают. Река Волга, например, не только постоянно течет
и изменяется, но при этом сохраняются существенные характе-
ристики Волги, в силу которых она является вполне определенной,
отличной от других рек водной артерией, берущей свое начало
на Валдайской возвышенности, проходящей через ряд районов
Европы и завершающейся в Каспийском море. Хотя все окружаю-
щие нас объекты непрестанно изменяются, у них остаются сущест-
венные характеристики, в силу которых они не исчезают, а сохра-
няются (иногда довольно долго). На каждом шагу мы сталкиваем-
ся с тем, что исчезновение какого-нибудь объекта или появление
нового объекта происходит так постепенно и непрерывно, что
невозможно определить момент его исчезновения или, соответ-
ственно, появления нового объекта.

Вводя в вещества, поглощаемые организмом, так называемые
меченые (радиоактивные) атомы, ученые установили, что за 80
дней половина белков, содержащихся в теле человека, выводится
из его организма и заменяется новыми. Несмотря на это,
невозможно указать момент исчезновения старого состава на-
шего тела и возникновения нового его состава. Иными словами,
человек на протяжении всей своей жизни остается самим собой.
Далее, суточные температурные колебания, осадки, ветры, дви-
жение ледников, деятельность растительных и животных орга-


низмов, хотя и медленно, но день за днем, непрестанно разру-
шают горы. Образующиеся при этом осколки и мелкие частицы
переносятся текущей водой, ветрами, ледниками в котловины.
В результате за достаточно длительные периоды исчезают мощ-
ные горные массивы и глубокие котловины, возникают ранее не
существовавшие равнины. Приводящий к таким последствиям
процесс происходит непрерывно, постепенно в течение многих
тысячелетий, так что зафиксировать момент исчезновения гор-
ного массива и появления равнины невозможно. Наукой обнару-
жено множество подобных процессов в органической и неорга-
нической природе.

Все это свидетельствует о том, что тезис Кратила «всякое из-
менение состоит только из перерывов, всякое изменение — это
полное исчезновение того, что было, и внезапное возникнове-
ние того, чего прежде не было» не соответствует действительно-
сти. В наши дни трудно встретить человека, разделяющего этот
тезис. У него гораздо больше противников, рассуждающих при-
мерно так. Нам лишь кажется, что в процессах, совершающихся
в материальном мире и в сознании, происходят перерывы. Про-
цесс, в котором наступил бы перерыв, не мог бы после этого
продолжаться (без вмешательства извне), как не могут соеди-
ниться края разбитой яичной скорлупы без вмешательства чело-
века, который бы их склеил. Что касается тех явлений, которые
принято считать гибелью одних вещей и возникновением других,
то в обоих случаях нет никаких перерывов. Возникновение —
это сравнительно быстрое увеличение ранее существовавшего,
гибель — быстрое уменьшение существовавшего прежде, но оба
изменения совершенно непрерывны.

Однако взгляд, признающий только непрерывные увеличение
или уменьшение того, что было, отрицающий возникновение или
гибель чего-нибудь, требует признания, что каждый из нас суще-
ствовал не только до своего рождения, но и до рождения своих
родителей и прародителей, т, е. признания нашего вечного су-
ществования. Ведь если было время, когда меня вовсе не было,
значит имели место возникновение, перерыв, которых данный
взгляд не допускает. Более того, согласно данному взгляду,
каждый из нас не только всегда существовал, но и будет всегда
существовать, а смерть — это всего лишь изменение наших раз-
меров. Ведь допустить, что настанет время, когда меня не будет,
значит признать возможность гибели, перерыва, которые отверга-
ются данным взглядом. Таким образом, отрицание перерывов
приводит к поразительному выводу, что все небесные и земные
тела, все растения, животные, люди всегда существовали и всегда
будут существовать. В чистом виде вывод этот так нелеп, что
поборники непрерывности, конечно, его отвергают. Но он с необ-
ходимостью следует из отрицания перерывов. Между тем с пере-
рывами мы встречаемся во всех областях действительности.

При определенных условиях в результате взаимодействия
атома алюминия и атома гелия оба эти атома исчезают и скачко-


образно возникают атом водорода и атом кремния. В каждой
звезде действуют мощные силы тяготения, сжимающие ее, и
направленная наружу сила давления, порождаемая большой
плотностью вещества и излучения в недрах звезды и расширяю-
щая ее. То одна, то другая из этих противоположностей преоб-
ладает, но пока между ними существует приблизительное равно-
весие, звезда излучает более или менее непрерывно и равно-
мерно. Когда же в результате внутренних процессов темпера-
тура ядра звезды возрастает настолько, что внутреннее давление
начинает значительно превосходить силы тяготения, происходит
перерыв постепенности — гигантский взрыв. Из недр звезды
выбрасывается колоссальное количество вещества и энергии.
Рождается так называемая сверхновая звезда. Нечто подобное
обнаруживается и в развитии живых организмов. Результатом
различных непрерывных процессов, происходящих в клетке,
является ее деление. В ходе этого деления раздваивается ядро,
удваивается число хромосом, старая клетка исчезает и на ее
месте появляются две новые. Длительнее и сложнее процесс
полового размножения высокоорганизованных млекопитающих.
Зародыш после зачатия в течение нескольких недель или месяцев
претерпевает множество всевозможных изменений. Но новый
организм возникает скачкообразно, его рождение всегда пред-
ставляет собой перерыв постепенности. То же — ив мире расте-
ний. Почки растут постепенно, незаметно для глаза в них совер-
шаются важные изменения, но до какого-то срока они остаются
почками. А затем наступает перерыв постепенности — почки
лопаются, и внезапно дерево предстает перед нами в одеянии
молодой листвы.

Здесь уместно спросить: не является ли та форма развития,
в которой постепенные, малозаметные непрерывные изменения
предшествуют скачку, перерыву постепенности, возникновению
чего-то принципиально нового, законом, действующим только в
природе — органической и неорганической? Оказывается, что и в
развитии мышления — в истории наук, в том числе и филосо-
фии, — обнаруживается такая же постоянная, устойчивая связь
непрерывности и прерывности, постепенности и скачкообраз-
ности.

Эта особенность развития отчетливо обнаруживается и в исто-
рии человеческого общества, и в тех общественных процессах,
современниками и участниками которых мы являемся. Однако,
учитывая исключительную важность проявления этой закономер-
ности в общественной жизни для практической, общественно-
политической деятельности людей, особенно в условиях обновле-
ния советского общества, мы посвятим этой стороне дела отдель-
ную главу.

Мы уже видели, каких познавательных результатов достигли
философия, естествознание и общественные науки в конце
XVIII—первой половине XIX в. Тем не менее диалектику раз-
вивал идеализм, а материализм оставался в основном метафизи-


ческим. Но середина прошлого века оказалась поворотным
пунктом в умственном развитии человечества. Критически пере-
работав все накопленное предшествующим развитием науки и
философии, К. Маркс и Ф. Энгельс создали учение, коренным
образом отличное от всех ранее существовавших философских
систем. Это было перерывом постепенности, революцией в раз-
витии философии. В физике на протяжении XVIII—XIX вв.
также происходили непрерывные изменения, делались важные
открытия, не изменявшие, однако, ее основных принципов. В
течение всего этого периода основные представления подавляю-
щего большинства ученых о строении материи оставались в об-
щем прежними, хотя в их среде и возникали разногласия по более
или менее частным вопросам. Открытия радиоактивности, элект-
рона, электромагнитной структуры атома на рубеже XIX и XX вв.
явились той каплей, которая переполнила чашу. Наступила рево-
люция в естествознании.

Размышляя над только что приведенными примерами, легко
заметить общую им всем черту. Она состоит в том, что в процес-
сах развития, происходящих в органической и неорганической
природе, в обществе, в мышлении, существует постоянная, нерас-
торжимая связь непрерывного и прерывного, постепенных мало-
заметных изменений и изменений заметных, скачкообразных,
революционных. Эта связь носит универсальный характер, охва-
тывая все стороны бытия и сознания.

2. ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕПРЕРЫВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
И СКАЧКОВ

Сторонники мнения, что перерывов постепенности нет и быть
не может, нередко выдвигают такой довод. Все этапы, все звенья
процесса изменения причинно связаны и, следовательно, вплот-
ную примыкают друг к другу. Поэтому всякое изменение
непрерывно. Если допустить, что между каким-нибудь этапом А
и следующим этапом Б имеется перерыв, зазор, то окажется, что
между ними нет связи, что этап А вовсе не причина этапа Б.
Последний окажется беспричинным явлением, чудом. Но чудес,
разумеется, не бывает, поэтому нет и никаких перерывов посте-
пенности. Однако, во-первых, перерыв постепенности, скачок —
это вовсе не беспричинное явление. Взрыв, рождение сверхновой
звезды подготавливается, вызывается, причинно обусловливается
непрерывным нарастанием температуры в ядре звезды. Рожде-
ние живого существа подготавливается непрерывными измене-
ниями зародыша в период беременности, эти изменения и яв-
ляются причиной родов. Открытия, представляющие собой ска-
чок, переворот в науке, подготавливаются и обусловливаются
непрерывным накоплением теоретических и экспериментальных
приобретений, вызывающих в конечном счете этот переворот.
Как мы увидим ниже, подобным же образом обстоит дело и с
развитием общества. Во-вторых, сам скачок определяет характер


того непрерывного изменения, какое происходит после скачка,
в результате него. Взрыв, порождающий сверхновую звезду,
накладывает свою печать на ее дальнейшее непрерывное изме-
нение. Когда в результате непрерывных изменений, претерпе-
ваемых радием, происходит скачкообразное превращение его в
радон, непрерывные изменения радона после этого скачка су-
щественно отличаются от тех непрерывных изменений, которые
происходили в радии до данного скачка: если длительность
периода полураспада радия равна 1022 годам, его температура
плавления +960°, кипения -J-1140°, то соответствующие харак-
теристики радона равны: 3, 8 суток, —71 ° и —62°.

Существенные преобразования непрерывных изменений
имеют место при всех превращениях одного химического эле-
мента в другой, при всех фазовых переходах. Так, непрерывные
изменения расплавленного металла существенно отличаются от
непрерывных изменений, происходивших в этом металле до его
скачкообразного превращения из твердого тела в жидкость.
Та же картина наблюдается при сопоставлении изменений, со-
вершающихся в жидкости до ее скачкообразного превращения
в газ, и тех изменений, которые происходят в газе после этого
скачка.

Аналогичным образом обстоит дело в химических, геологи-
ческих, биологических процессах. Например, характер, направле-
ние, темпы жизненных процессов родившегося животного корен-
ным образом отличаются от того, что происходило с зародышем
до родов, эти отличия обусловлены именно рождением живот-
ного. Наука, после того как в ней совершился скачок, переворот,
приобретает новые особенности, ее непрерывное развитие после
переворота происходит иначе: причиной этого является проис-
шедшая в ней революция. Качественные революционные изме-
нения — неотъемлемая черта общественного развития в целом.
Социальные революции знаменуют разрушение старого и появ-
ление нового общественного строя; качественные революцион-
ные изменения в технике и технологии — характернейшая
особенность научно-технического прогресса. Существует вообще
тесная связь и взаимозависимость между скачком — револю-
цией — и тем, что происходит до него и после него: непрерывные,
эволюционные изменения обусловливают определенный пере-
рыв, а этот перерыв, эта революция обусловливают определен-
ные непрерывные, эволюционные изменения, развертывающиеся
после него.

Характеризуя взаимосвязь скачкообразного и непрерывного
развития и выявляя связанное с их пониманием отличие метафи-
зической концепции развития от диалектической, В. И. Ленин пи-
сал: «Чем отличается диалектический переход от недиалектиче-
ского? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенно-
сти»1.

1 Ленин ß. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 256.


Противоположность непрерывных количественных и скачко-
образных коренных качественных изменений диалектически
относительна. То, что в одном отношении выступает как непре-
рывное изменение, в другом — представляется как скачкооб-
разное, качественное изменение. Хотя вопрос о непрерыв-
ных и скачкообразных изменениях в обществе специально ана-
лизируется в следующей главе, выдвинутое здесь положение
лучше всего рассмотреть на примере социальных измене-
ний.

Переход от первобытнообщинного общества, где не было ни
эксплуатации, ни классов, к обществу классовому был качествен-
ным скачком, внесшим коренные изменения в отношения между
людьми, во взаимоотношения человека с природой, в материаль-
ную жизнь и сознание людей. Но, будучи перерывом, скачком
по отношению к ряду тысячелетий существования людей до
этого скачка и по отношению к ряду тысячелетий жизни общества
после него, этот переход, занявший немалое время в истории,
включал в себя ряд непрерывных изменений и подготовленных
ими скачков. Точно так же жизнь классового общества в период,
последовавший после его возникновения, представляет собой
непрерывное изменение только по отношению к скачку, давше-
му начало эксплуататорского общества. Внутри же себя этот
многовековой период содержал ряд скачков (переход от рабо-
владения к феодализму, а от него к капитализму), каждый из
которых подготавливался длительным непрерывным развитием.
Здесь и каждый перерыв, скачок содержит в себе ряд малых не-
прерывностей и скачков, и каждая непрерывность складывается
из малых скачков и непрерывностей.

Такое же соотношение непрерывности и прерывности обнару-
живается в развитии природы и мышления. Взрыв сверхновых
звезд, в результате которого могут образоваться новые звезд-
ные системы, по отношению к их предшествующему развитию
есть лишь краткий миг, резкое нарушение ранее действо-
вавших закономерностей. В масштабе же наших земных про-
цессов он охватывает длительный период, в течение которо-
го на протяжении многих земных лет происходит разруше-
ние сверхновых и образование новых астрофизических объ-
ектов.

Открытие М. Планком кванта действия представляет собой
скачкообразный революционный переворот в развитии классиче-
ской физики. Вместе с тем это открытие является относительно
постепенным процессом, охватывающим около десяти лет, в те-
чение которого идея кванта обсуждалась, уточнялась и видоизме-
нялась многими учеными, включая самого Планка, Эйнштейна
и других.

Таким образом, противоположности непрерывного и прерыв-
ного, количественного и качественного находятся в диалектиче-
ском единстве, во взаимопроникновении, они как бы превраща-
ются друг в друга. Этот вывод имеет важное значение для


социально-политической, производственной и научной деятель-
ности людей, он должен учитываться в процессе выработки и
принятия практических решений.

3. ДВЕ КОНЦЕПЦИИ СООТНОШЕНИЯ
КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА

Каждый объект обладает множеством различных характери-
стик. Существенными среди них мы будем называть лишь те,
утрата которых кладет конец существованию данного объекта.
Небесное тело, обладающее значительной массой, представляю-
щее собой сжатые в относительно небольшом объеме раскален-
ные газы, вследствие чего оно излучает электромагнитные
волны и частицы — вот, например, существенные характеристики
звезды. Обмен веществ, способность к сохранению своей орга-
низации, к самовоспроизведению и эволюции — существенные
характеристики живого. Появление предмета, обладающего су-
щественными характеристиками объекта А, означает появление
объекта А. Утрата каким-нибудь предметом существенных
характеристик объекта А означает исчезновение объекта А.

После такого пояснения, что мы обычно имеем в виду, когда
говорим, что объект возник, что он сохраняется или что он исчез,
рассмотрим смысл следующих двух определений: 1. Изменение,
заключающееся в том, что объект, существовавший до этого
изменения, исчезает, а на его месте возникает объект, которого
до данного изменения не было, называется качественным. 2. Если
же в ходе других изменений различные стороны или части объек-
та растут, уменьшаются, перегруппировываются в известных
пределах либо вовсе исчезают и появляются вновь, но претерпев-
ший все такие изменения объект сохраняется, продолжает
существовать, то такие изменения называются количественными.
Лишь тогда, когда количественные изменения достигают опре-
деленного предела, данный объект исчезает, превращается в
другой объект. В момент, когда такой предел достигается, имеет
место совпадение количественного и качественного изменений.
Характеристики, утрата которых обязательно означает прекра-
щение существования объекта, называются его качеством. Харак-
теристики, утрата которых в определенных пределах не затраги-
вает существования объекта, называются его количеством.

В. И. Ленин указывал, что количественная и качественная
определенность вещей и процессов являются их важнейшими
объективными характеристиками, с которыми человек сталкива-
ется в самом начале своей познавательной и предметно-прак-
тической деятельности: «Сначала мелькают впечатления, затем
выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества...
(определения вещи или явления) и количества»'.

Подобно причине и следствию, необходимости и случайности,
количество и качество — это философские категории, т. е. пре-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 301.


дельно широкие понятия. Смысл каждого из них обнаруживается
лишь при выяснении его отношения ко второму понятию, явля-
ющемуся его диалектической противоположностью.

Качественное изменение выступает только в двух формах:
«не было, а теперь есть», «было, а теперь нет». Количественные
изменения бесконечно многообразны: «больше — меньше»,
«быстрее — медленнее», «тяжелее — легче», «чаще — реже»,
«выше — ниже», «теплее — холоднее», «проще — сложнее» и
т. д. Количественные изменения, происходящие непрерывно, и
качественные изменения, представляющие собой перерыв посте-
пенности органически обусловливают друг друга.

Эту взаимосвязь количества и качества люди заметили еще в
древности. Как гласит предание, Пифагор, оказавшись вблизи
кузницы, обратил внимание на зависимость различий между Гар-
моническими созвучиями, вызываемыми совпадающими ударами
молотов, от различий в весе молотов. Он счел, что раз молоты
можно взвесить, выразив их вес в числах, качественные характе-
ристики созвучий точно определяются количественными характе-
ристиками молотов. Отсюда он сделал вывод, что основа вообще
всех качественно различных явлений в мире — «число», т. е.
определенные количественные соотношения. Пифагор и пифа-
горейцы считали количественные характеристики и соотношения
сущностью качественных различий между всеми явлениями дей-
ствительности и основой всего мироздания. С их точки зрения,
познание имеет место лишь там, где выявляются количественные
соотношения, там же, где они не выявляются, нет и никакого по-
знания.

Математические исследования продвинулись в Древней Гре-
ции так далеко, что европейской науке потребовалось полторы
тысячи лет, чтобы сделать следующий шаг в развитии математи-
ческих знаний. Греки, применив математику к познанию тех
явлений природы, которые можно было более или менее успеш-
но исследовать, ограничиваясь наблюдениями, измерениями и
строгими логическими построениями, создали один из разделов
теоретической механики (статику), гидростатику, геометриче-
скую оптику, первую астрономическую систему мира. Все это
способствовало утверждению взгляда, сводящего любые качест-
венные изменения к количественным изменениям. Как ни отлича-
лись друг от друга взгляды на соотношение количества и
качества, которых придерживались пифагорейцы, Платон, Демо-
крит и их последователи, в одном они сходились: в действитель-
ности, объективно существуют только различные соотношения
размеров, геометрической формы, пространственного располо-
жения, а те изменения, которые кажутся нам качественными,
исчезновением или возникновением, суть только изменения
количественных соотношений.

В античном обществе, однако, научная мысль и практика раз-
вивались за редкими исключениями в отрыве друг от друга. Для
этой эпохи характерно и то, что ученые, умевшие производить


точные наблюдения, почти не ставили научные эксперименты.
Ввиду этих особенностей античной науки при изучении большин-
ства явлений природы математика не применялась, а выполня-
лись лишь качественные исследования. Такое положение
благоприятствовало утверждению концепции «качеств», вырази-
телем которой явился Аристотель. В противоположность пифа-
горейцам, Платону, Демокриту он был убежден, что качествен-
ные превращения, исчезновение одних объектов и возникнове-
ние на их месте других происходят в природе объективно, на
самом деле. Он полагал, что никакое перемещение частиц не
может превратить одно тело (например, воду) в совершенно
иной, качественно от него отличный объект (например, пар).
Аристотель высказал ряд глубоких мыслей о связи между коли-
чеством и качеством. Он был убежден, что в основе всех явлений
и процессов лежат не количественные, а качественные изменения.
Таким образом, теоретическая мысль античного общества
(в распоряжении которой было мало фактического научного
материала, в результате чего важнейшие философские вопросы
решались на основе непосредственного созерцания и отвлечен-
ных, умозрительных соображений) оставила две концепции
соотношения качества и количества: 1) основу всех явлений дей-
ствительности составляют количественные отношения, а их внеш-
ние выражения — качественные различия и изменения — имеют
второстепенное значение; 2) основу всех явлений действитель-
ности составляют их качественные характеристики, а их количест-
венные характеристики играют второстепенную роль. Одни
особенности античной науки благоприятствовали утверждению
первой концепции, другие — способствовали утверждению
второй.

В средние века восторжествовала концепция «качеств». Из-за
отрицательного отношения церкви, определявшей духовную
жизнь общества, к светским наукам уровень знаний о природе
и математических знаний (в последних существенные успехи
были достигнуты лишь на Востоке) оставался до XIII в. крайне
низким. В XIII—XV вв. господство концепции «качеств» обуслов-
ливалось также авторитетом Аристотеля.

Научная революция XVI—XVII вв. принесла с собой не только
систематическую постановку естественнонаучных экспериментов,
но и систематическое применение к исследованию природы мате-
матики, обогащенной в это время выдающимися открытиями. В
глазах тех, кто осуществлял эту революцию, все явления и процес-
сы природы объективно обладают лишь количественными и
пространственно-геометрическими характеристиками. Все же
прочие характеристики, приписываемые этим явлениям и процес-
сам, свойственны лишь восприятию людей. Так, Лейбниц утверж-
дал, что в «телах все должно объяснять только посредством
величины, фигуры и движения». Создание аналитической геомет-
рии, математического анализа, классической механики принесло
невиданные ранее теоретические и практические результаты.


4. ЗАКОН ВЗАИМОСВЯЗИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ
И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
И ИХ ПЕРЕХОДА ДРУГ В ДРУГА

Итак, с точки зрения механистического материализма только
качественное исследование, не сочетаемое с исследованием ко-
личественным, математическим, не позволяет достаточно глу-
боко познать изучаемые явления. К. Маркс говорил, что любая
наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается
применить в своих исследованиях математику. Развитие науки,
особенно в наше время, подтверждает справедливость этой
мысли: очень мало осталось ныне областей знания, в которых
не применяется математика.

Но выяснение одних лишь количественных характеристик и
количественных изменений недостаточно ни в одной области зна-
ния, так как чисто количественных характеристик, чисто количе-
ственных изменений не существует. Будучи количественными в
одних отношениях, они содержат в себе качественные особен-
ности, качественные различия и изменения в других отношениях.
Качественные различия и качественные изменения налицо даже
в самих количественных соотношениях и изменениях, которыми
занимается математика. Так, простые числа качественно отлича-
ются от всех прочих чисел. Качественным является переход от
квадратных уравнений к уравнениям высоких степеней. Качест-
венно различаются геометрические объекты неодинаковой раз-
мерности, различной топологии.

Философская мысль конца XVIII в. и особенно начала XIX в.,
анализируя современные ей научные достижения, выступала про-
тив взгляда, сводящего все качественные различия и изменения к
количественным. Гегель показал несостоятельность, односторон-
ность абсолютизации качественной или количественной опреде-
ленностей явлений, поскольку та и другая суть взаимообуслов-
ленные, неотделимые друг от друга противоположности. Он
открыл диалектический закон: непрерывные количественные
изменения, достигая определенного предела, именуемого ме-
рой, вызывают перерыв, скачок, в результате которого сущест-
вовавший до того объект исчезает и возникает новый, ранее не
существовавший, а на смену прежнему качеству приходит новое;
это качественное изменение порождает изменение прежних
количественных параметров и изменений.

К данному закону Гегель пришел, исследуя мышление. Е-му
удалось доказать, что все процессы мышления протекают в соот-
ветствии с указанным законом. Действительность, по Гегелю,
представляет собой различные проявления «абсолютной идеи»,
«всеобщего». Отсюда вытекало, что открытому им закону подчи-
няются и все другие явления мира. Здесь, конечно, налицо
идеалистическое искажение. На самом деле не развитие в мате-
риальном мире подчиняется указанной закономерности мышле-
ния, а эта закономерность — отражение объективного закона,


управляющего материальными процессами. Тем не менее откры-
тие Гегеля имеет большое значение. Рассматривая процессы,
совершающиеся в самых различных областях, мы имели воз-
можность убедиться в универсальности открытого им закона, в
том, что он имеет силу и для всех материальных явлений, и для
мышления.

Рассмотрим подробнее понятие меры. Сделаем это на
примерах. Радий-226 при комнатной температуре — серебристо-
белый металл, в котором непрерывно происходят количествен-
ные изменения: он непрестанно испускает альфа-лучи (ядра
гелия), вследствие чего его атомный вес понижается. Когда этот
вес достигает величины 222, происходит скачок, качественное
изменение: радий превращается в газообразный (при комнатной
температуре) радон, физические и химические свойства которого
существенно иные, чем у радия. Так же обстоит дело и с другими
радиоактивными превращениями элементов. Все такие качествен-
ные превращения совершаются лишь в тот момент, когда коли-
чественные изменения в атомах соответствующего элемента
достигают вполне определенного предела — меры. Так случается
и тогда, когда превращение занимает более или менее продол-
жительный период, и тогда, когда оно происходит практически
мгновенно. Если нейтрон «атакует» ядро атома урана-235, оно
делится на два осколка— ядро стронция-95 и ядро ксенона-1 39;
при этом освобождается 2—3 нейтрона и некоторое количество
энергии. Если масса куска урана не достигает критической вели-
чины (около килограмма), большинство освобождающихся нейт-
ронов вылетает за пределы куска и не вызывает деления новых
ядер. Но если она достигает этой величины, размеры куска ока-
зываются больше длины свободного пробега нейтрона; число
нейтронов, производящих деление ядер урана, настолько увели-
чивается, что наступает цепная реакция. За миллионные доли
секунды происходит деление огромного количества ядер урана,
совершается качественный скачок, взрыв, уран исчезает, возни-
кают совершенно другие элементы (стронций, ксенон) и выделя-
ется колоссальное количество энергии.

Мы подробно остановились на атомных превращениях прежде
всего для того, чтобы наглядно показать, что скачкообразный
переход от прежнего качества к новому совершается не в любой
произвольный момент количественных изменений, а лишь по
достижении этими изменениями кульминационной точки, строго
определенной для каждого конкретного процесса, т. е. по дости-
жении присущей только данному процессу меры. Открытие
атомных превращений положило начало той революции в естест-
вознании, дальнейшее углубление которой играет решающую
роль в развитии наук о природе в наши дни. До открытия этих
превращений ученые даже и не догадывались о поразительном
своеобразии происходящих в микромире процессов, исследова-
ние которых привело их затем к созданию и развитию квантовой
теории. Эта же теория, в свою очередь, обнаружила, что в микро-


мире исключительно велика роль скачкообразных качественных
изменений, происходящих при достижении количественными
изменениями меры непрерывности. Все более широкое использо-
вание атомной энергии в мирных целях требует очень точного
учета меры, достижение которой влечет за собой катастрофу —
взрыв ядерного реактора. Знание этой меры и мероприятия,
направленные на то, чтобы происходящие в реакторе процессы
не достигли ее, имеют огромное значение.

Нетрудно убедиться в том, что нет ни одной области действи-
тельности, в которой не обнаруживалось бы действие закона взаи-
мосвязи количества и качества и не выступало бы исключительно
важное значение меры. С данным законом и с необходимостью
строгого установления меры, которую он подразумевает, вынуж-
дены считаться не только все отрасли естествознания, но и мате-
матика: во всех ее разделах рельефно выступает первостепенное
значение меры. Ограничимся лишь одним примером. Если ос-
нование системы логарифмов больше единицы, то логарифмы
чисел, больших единицы, положительны; если же их основание
меньше единицы, логарифмы чисел, больших единицы, отри-
цательны. В технике — промышленной, сельскохозяйственной,
транспортной — значение точного определения и практического
учета меры чрезвычайно велико, так как во всех этих областях
также действует закон взаимосвязи количества и качества.

Об универсальности этого закона и, следовательно, философ-
ской категории меры свидетельствует разработка недавно воз-
никшей теории развивающихся систем, исследующей некоторые
особенности, общие всем системам — и естественным, т. е. встре-
чающимся в природе, и искусственным, т. е. порожденным тех-
никой. Ученый, сыгравший большую роль в создании киберне-
тики, Дж. фон Нейман (1903—1957) доказал теорему, согласно
которой существует критический уровень сложности системы;
при достижении этого уровня поведение ее качественно изме-
няется. Как видно из работы физика М. Дрездена (1974), посвя-







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 713. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия