Художник. Пол-огурца или рогалик сладкий.
А днем выпрашивал у рыночной торговки Пол-огурца или рогалик сладкий. И я б вернулся, если бы не он...
Белла. Кто?
Художник Лувр! Билет за два сантима — И предо мной открылся лик богов. Я, как прикованный, Стоял перед Рембрандтом... Шарден, Курбе, Делакруа... Ван-Дейк и Веронезе... Как мог я жить, не видя их, скажи! Великие, они не презирали Бездомного мальчишку из России, Они показывали мне свои полотна, Они тайком молились за меня.
Белла. А тот, неистовый, который Себе отрезал ухо?
Художник. Он умер... Но на площади Мадлен, В картинной галерее, он мне сказал: «Шагал, не ползай по поверхности Земли, Переверни тот пласт, что видят все, И окунешься в первозданный хаос, В первоначало линий и цветов».
Белла. Я рада за тебя. Ты счастлив, Марк?
Художник. Как без тебя могу я быть счастливым?
Белла. Это правда?
Художник. Спроси любого из моих друзей. Пусть скажут, Чье имя на губах моих и днем, и ночью. Когда б ты здесь была, В моей убогой келье, Я познакомил с ними бы тебя. Гийом Аполлинер с улыбкой неизменной, Фернан Леже и самый близкий — Сандрар...
Белла. Художник?
Художник. Поэт. Великий, Белла! Лавина солнца, бедности и рифм! Врывается он шумно, Как сирокко, в мою мансарду, Гремя написанными только что стихами, И все крушит и валит в мастерской... Сандрар...
Быстро надевает шляпу с широкими полями, обматывает шею ярким шарфом. В руках у него большая сумка. Далее — в образе Сандрара. Сандрар. Шагал, танцуй! Мы — богачи! Мне в «Суаре» авансик отстегнули. Мы будем пировать, зови ребят. На ужин будет только буква «С».
Выкладывает из сумки несколько пакетов. Салатик, сыр пикантный, соус, спаржа... Филе свиное... Ай, что ж я натворил?! Мой милый иудей, «хрю-хрю» тебе нельзя, Но нас, безбожников, помилуй и прости. Да оторвись ты от бумажек, слышишь? Опять, небось, невесте шлешь стихи? Ступай на кухню, живо! Я с нею без тебя поговорю!
Приподнимает шляпу. Бонжур, мадмуазель.
Белла. Бонжур, месье Сандрар.
Сандрар. Ваш сумасшедший друг...
Белла. Жених!
Сандрар. О, да, пардон — жених, Но все же сумасшедший — Привез нам из России Невероятный город. Поверьте мне, мадмуазель, Париж такого не видал! Кубисты, импрессионисты, футуристы — Все это, честно говоря, оскомину набило. И вдруг какой-то маленький еврей Усаживает скрипачей на крыше — о-ля-ля! Раввина в длинном лапсердаке Заставляет подняться в небо — Ну что за сумасброд ваш Марк! А кошка с человеческим лицом? А голова, летящая, как мяч, навстречу солнцу? И так светло становится в душе, Так весело, как будто цирк приехал И ты в коротеньких штанишках и матроске, Разинув рот, глядишь на эти чудеса.
Белла. Он просто вам рассказывает сны.
Сандрар. И в этих снах мы часто видим вас.
Белла. Меня?
Сандрар. Как сказочную фею, Плывущую над крышами домов. Мы с вами познакомились давно. И я, и Модильяни, и Хаим Сутин, и Фернан Леже — Все, кто живет в огромном деревянном доме, Похожем на пчелиный улей, В котором сотни келий-мастерских Для гениев непризнанных и нищих. И вот, когда мы соберемся, как сегодня, В мансарде у Шагала — И греки говорливые, и итальянцы с гитарою, Цыгане, русские — все наше братство, И вы, глядящая на нас со стен мансарды, Тоже с нами. я почитаю вам свои стихи...
Роется в карманах, вынимает несколько смятых листков. Разворачивает один из них. Читает. «Про Шагала. Корову берет — и коровой рисует. Церковь берет — и ею рисует. Селедкой рисует, Ногами, руками, кнутом, Головами, И всеми дурными страстями местечка еврейского, Всей воспаленною страстностью русской провинции, Рисует для Франции, Чувственности лишенной, Рисует всем телом, Глаза у него на заду. И вдруг — перед вами портрет... Это ты, читатель, И я. И он сам, И невеста его, Бакалейщик с угла, И молочница, И повивальная бабка... Каждый день Совершает он самоубийство. И вдруг перестал рисовать. Это значит Спит он теперь».
Смешно храпит. Б е л л а смеется. С а н д р а р кланяется. Б е л л а аплодирует ему. Шагальчик, что молчишь? А ну-ка расскажи нам, милый, Как заработал ты на той неделе Четыре франка.
Снимает шляпу и шарф. Белла. О Марк, родной! Купили, наконец, твою картину? Поздравляю!
|