Студопедия — Художник.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Художник.






Мне ничего от вас не надо, раби Шмерц.

Вот кисточка и тушь. Малюйте сами!

Я проживу без панцирной кровати,

Пусть только звезды будут надо мной.

 

Простирает руки к небесам. Снова становится старым, немощным.

О, бедные! Я вас одних оставил

Над городом печальным и веселым,

Над улочкой горбатой, над халупой старой,

От сырости разбухшей,как картошка,

Упавшая в селедочный рассол...

 

Появляется Ангел в образе Мамы. На плечах серебристая шаль. В руке сумочка. Тихая музыка.

Мама.

Сынок! О божье наказанье, где ты?

 

Художник (встрепенулся).

То голос мамы... Звезды

Ее дыхание доносят...

 

Музыка становится громче.

Я слов твоих не слышу,

Но разве я не знаю,

О чем ты шепчешь, мама,

Умершими губами?

 

Мама.

Я колыбель качала

Твою, сынок, когда-то...

Ты пил меня по капле,

Кровиночка моя.

Но почему, скажи мне,

В ту ночь не ты, а звезды

Глаза мои закрыли?

А я ждала — тебя...

 

Художник.

Я слов твоих не слышу,

Но разве я не знаю,

О чем ты плачешь, мама,

Роняя слезы в снег?

 

Музыка смолкает.

Мама.

Сынок, да где же ты?

Ищу, зову, а он опять на крыше!

Когда за ум возьмешься, шалопай?

 

Художник (самому себе).

Как смел я не приехать из Парижа?

Ты так меня любила, так ждала, наверное,

А я...

 

Мама (озабоченно).

Ступай домой, переодень сорочку

И гребнем расчеши свои вихры.

Да смажь погуще их репейным маслом.

 

Художник.

Куда мы, мама?

 

Мама.

К Марголину Исааку.

 

Художник.

В скобяную лавку? Зачем?

 

Мама.

Ты будешь помогать ему в работе.

 

Художник.

Я? В лавке скобяной?

 

Мама.

Хвала Всевышнему,

Коль там возьмут тебя,

Обучат делу и хоть раз покормят

С приказчиками за одним столом.

 

Художник.

А что там на обед?

Небось, дверные петли?

Подковы? Топоры? Багры?

 

Мама.

Молчи, бесстыдник!

 

Художник.

Нет, мама, нет! Не убивай меня!

 

Мама.

У Шмерца — нет, у Рубинштейна — нет!

К Марголину идти — и тоже нет?

Когда же будет «да»?

Тебе отца не жалко?

Нас десять ртов, а он один на всех.

 

Тихая музыка — не то песня, не то молитва.

О Господи, услышь мои слова.

Не за себя прошу — за сына старшего,

За Мордуха, рожденного в ту ночь,

Когда полгорода в огне сгорело...

Ты уберег тогда его кроватку,

Ты сохранил младенцу жизнь —

Да будет имя Твое благословенно!

Так вразуми, Отец небесный,

Беспутного мальчишку:

Картинками одними

Сыт не будешь...

 

Художник.

О, мама, мама...

Когда она сажала в печку хлеб,

Я подошел и тронул ее

За перепачканный мукою локоть:

«Мама, спаси меня... Пойдем со мной...

На Гоголевской я вчера увидел

Большую вывеску: на синем фоне

Написано там было:

«Школа живописи», мама...»

 

Мама.

Ты хочешь стать художником?

Ты спятил! На за что!

 

Художник.

И вот идем мы в мастерскую.

Уже на лестнице пьянящий запах красок.

Картины... гипсовые головы... портреты...

«Что вам угодно?» — спрашивает мэтр.

 

Мама.

Не знаю, что с ним делать, господин учитель.

 

Вынимает из сумочки несколько «картинок».

Вот его рисунки...

.

Художник, надев очки, преображается в Мэтра. Рассматривает рисунки, шевелит губами.

Мэтр.

Так, так... Определенно что-то есть...

 

Мама.

Вот жаль, а то бы не было мне с ним мороки.

 

Мэтр.

Но как-то дико... Пристрастье

К фиолетовому цвету.

Лица, небо, листья —

Все фиолетовое! Это же абсурд!

А вот смотри-ка, мальчик:

Самовар стоять не может так,

Как ты его поставил — он мигом упадет.

Ты понял?

 

Мама.

Пошли домой, сынок.

 

Прячет рисунки в сумочку.

Мэтр.

Нет, нет, мадам.

Ему учиться надо — и серьезно.

Скажи мне, мальчик, почему

Не соблюдаешь ты законов перспективы?

Как? Ты не знаешь, что это такое?

Давай с тобой посмотрим из окна.

Вон улица. На ней деревья, видишь?

Чем дальше от окна они, тем меньше,

И люди уменьшаются в размерах

По мере удаления от нас.

А у тебя? Мне непонятно, мальчик,

Как твой устроен глаз.

Ты видишь зорко, но не так, как в жизни

Эти предметы выглядят.

 

Снимает очки, выходит на авансцену.

Художник.

Где улица, учитель? Где деревья?

Дорогу вижу я, шатры среди песков,

Евреев обнаженных,

Бредущих под палящим солнцем

Из самого Мицраима в Израиль...

 

Мама.

О Боже, что он мелет?

Протри глаза и не позорь меня?

Смотри, идут евреи в синагогу

На праздник Песах, только и всего.

Художник.

Сама дорога молится за них,

Пылает небо, догорают свечи,

И половиной диска луна выходит

И глядит на всех

Большим прозрачным глазом.

И вдруг она срывается с небес!..

 

Мама.

Господь с тобой!

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 433. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия