Введение. Актуальность темы.Гендерные исследования в современной социологии являются предметом дискуссий
Актуальность темы. Гендерные исследования в современной социологии являются предметом дискуссий. Такие направления как исследования феминистского движения, теория маскулинности и др. являются проблемным полем гендерной социологии. Несмотря на многочисленные публикации, посвященные теории маскулинности и поиску идеала мужчины, данная проблематика, на наш взгляд, до конца не изучена и нуждается в уточнении и дальнейшей разработке. Актуальность социологического исследования идеала мужчины связана с социальными трансформациями в современном обществе: генезис (изменение семьи), перераспределение ролевых отношений, феномен гендерного лидерства и т.д. Также известно, что средства массовой информации оказывают большое влияние на человека. Любая информация, идущая через СМИ, мгновенно проникает в сознание людей и формирует в нем различные мнения, установки, стереотипы, с помощью которых каждый человек строит свое отношение к воспринятой информации. Но зачастую при передаче информации вместе с ней передается и то мнение, которое хотят сформировать одни люди у других. Так или иначе, в нашей жизни всегда присутствуют гендерные стереотипы, они постоянно формируют образы мужчины и женщины у большинства из нас. И от данных образов и стереотипов зависят и наша самооценка, и восприятие окружающих, и выбор профессии, а, в конечном счете, и все наше поведение. Поэтому в настоящее время актуально изучать проблемы современного социального отношения в обществе. Данный вопрос становится более актуальным, если рассматривать эту проблему с точки зрения молодежи. Будучи активной частью общества, молодые люди воспринимают ценности в соответствии с принятыми в обществе установками, стереотипами, инновационными изменениями. Практическая значимость исследования заключается в дальнейшей разработке и конкретизации ключевых категорий мужских исследований в современной социологии. Материалы исследования могут послужить для изменения образа межполовых представлений в общественном мнении, формирования гендерной толерантности, повышения общей и гендерной культуры людей, использования на семинарских занятиях по общей социологии, а также при разработке специализированных курсов по гендерным и мужским исследованиям. Также результаты эмпирического исследования могут быть использованы как вторичные данные в других исследованиях по изучению мужчин. Степень научной разработанности проблемы. Непосредственное изучение феномена мужчины в контексте теории маскулинности – это одно из современных направлений исследований в социологии. В эту область были перенесены концептуальные и методологические наработки, созданные в рамках более ранней психологии и гендерной социологии. «Мужские» исследования возникли не как некий ответ на исследования «женские», а как результат осознания сложности и неоднородности самой категории «мужчина». В ХIХ веке «мужские» и «женские» черты и свойства рассматривались как строгая дихотомия, нечто взаимоисключающее, всякое отступление от них воспринималось как патология или движение в ее сторону. Затем женский нормативизм уступил место идее континуума мускулинно-фемининных свойств.[1] Исследование гендерных стереотипов дает богатый материал для познания внутренних мотивов поведения мужчин и женщин в межличностном взаимодействии, что подтверждается исследованиями В.С. Агеева, Ю.Е. Алешиной, Е.В. Каган, А.И. Розова. Исследователи акцентировали внимание на влиянии гендерных стереотипов на особенности межличностных отношений, а так же экспериментально изучали механизмы возникновения и развития данных стереотипов у детей и подростков. Исследователи приводили данные, согласно которым мужчина в представлениях женщин должен быть отважным, справедливым, так же он должен придерживаться моральных идеалов и норм, должен быть образован и воспитан. Всякая социологическая теория предполагает некоторую интерпретацию социально организованных отношений между полами. Обсуждение мужественности и женственности и их соотношения мы можем найти у К. Маркса и Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и Т. Парсонса и др. Во второй половине ХIХ века немецкий философ Ф. Ницше, во многом символизировавший переход от классической философии к неклассической, немало внимания уделял проблеме пола. Он считал, что при разрешении вечного вопроса «Мужчины и женщины», мечтания о равноправии, равенстве воспитания, притязаний и обязанностей есть признак плоскоумия. Человек, который так считает, никогда не достигнет «умственной глубины». Ф. Ницше считал, что мужчина всегда должен думать о женщине по-восточному, видеть в ней предмет обладания, собственности, предназначенный для служения.[2] Целая эпоха в исследовании межполовых отношений связана с именем З. Фрейда и культурой психоанализа. З. Фрейд объясняет психические различия между полами с точки зрения инстинктов, либидо (сексуальное влечение). Большое внимание он уделял Эдипову комплексу – любви к матери и ненависти к отцу и связанному с этим комплексу кастрации, объяснению сексуального влечения на уровне подсознания.[3] С середины ХХ века проблема взаимоотношения полов нашла свое отражение в специальных науках – социологии, психологии, биологии, сексологии и др. С 1960–х годов на Западе, а с 1990–х годов в России появилась новая, специальная отрасль знаний, которая впитала в себя основы всех наук по социальному взаимоотношению полов – гендерология. Однако работы в контексте мужских исследований появляются все чаще, и можно выделить некоторые аспекты исследований этих проблем, получивших освещение в научной литературе. Фундаментальными нам представляются работы, посвященные изучению социальной роли и предназначению мужчины в семье и обществе. Зарубежные исследования по данной проблеме связаны с именами Э. Бадинтер, Ш. Берн, С. де Бовуар.[4] Это научное направление развивают и современные отечественные ученые Г.А. Брандт, В.А. Геодакян, Т.А. Гурко, Е.А. Здравомыслова, И.С. Кон.[5] Авторов, работы которых имеют большое значение для понимания изменения социальной роли и трансформации мужчин, можно классифицировать по следующему принципу: · биологическая школа (физиологическая): В.А. Геодакян, И.С. Кон; · психологическая школа: З. Фрейд, Ш.Берн; Л.Н. Ожигова; · социологическая школа: Дж. Л. Томпсон, Д. Пристли; · философская школа: Н. Бердяев, В. Соловьев, Ф. Ницше, Э. Фромм, С. Де Бовуар, Н.В. Хамитов, Г. Брандт; · антропологическая школа: М. Мид. Результаты исследований в области гендерной социализации приводят к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением которого является всё большая гуманизация и повышение требований к духовному становлению личности, это и определяет актуальность нашего исследования. Таким образом, мужские исследования постепенно становятся важной частью современной зарубежной и отечественной социологии, однако этот процесс находится на начальном этапе. И в отечественной, и в зарубежной литературе практически отсутствуют работы, полностью посвященные идеальному образу мужчины и его роли в современном обществе. Объект исследования – молодежь города Дубна. Предмет исследования – представление молодежи об идеальном мужчине. Цель исследования – исследовать идеал мужчины в мужском и женском представлении молодежи города Дубна. Задачи исследования: 1. В процессе теоретического исследования проанализировать литературу об идеальном мужчине в контексте социологического знания; 2. Провести анализ социологических исследований посвященных восприятию образа и феномена мужчины; 3. Провести исследования среди молодежи города Дубна, с целью изучения идеала мужчины; 4. Провести анализ эмпирических данных посвященных исследованию идеала мужчины; 5. На основе теоретических разработок и эмпирических исследований сконструировать образ идеального мужчины в представлении молодёжи города Дубна. Гипотезы исследования: Основная гипотеза: В современной молодежной среде существует различное восприятие идеала мужчины в мужском и женском представлении. Гипотезы следствия: 1. Идеальный мужчина, по мнению женщин, больше ориентируется на нематериальные ценности. 2. Мужчины встречают идеальных мужчин чаще, чем женщины. 3. Для женщин идеальный мужчина и муж одно и то же. 4. У идеального мужчины, по мнению мужчин и женщин, могут быть вредные привычки. 5. Идеальный мужчина, по мнению мужчин и женщин, имеет высшее образование. 6. Образ идеального мужчины связан у респондентов с имиджевыми атрибутами.
|