Понятие и сущность законности
В теории государства и права проблема законности занимает особое место. Законность, в конечном счете, означает отношение общества к праву в целом, характеризует состояние всей системы правовых отношений, а потому может рассматриваться как одна центральных идей теории права. Законность рассматривается с различных сторон: как метод осуществления государственной власти, как политико-правовой режим, как элемент демократии, как социальное состояние, как категория долга, как условия осуществления правопорядка, как основной принцип деятельности государственных органов и должностных лиц и т.д. Все эти проявления законности характеризуют ее с разных сторон. Дня нас же важно выработать четкое общее представление о ней как о научной категории и реальном правовом явлении. Законность существует только потому, что есть право как конституциональное образование. Именно юридический аспект придает законности формально-обязательный характер, возводит ее в ранг правовой категории. Становление идеи законности начинается с утверждения государственности и права, а представления о необходимости следования конкретным правилам существовали еще в культурных памятниках задолго до этого процесса. Еще Петр I выразил суть и значение законности в Российском государстве так: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не охранять, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти...»[81]. Окончательно формализация идеи законности происходит позже. Сам термин «законность» появляется в Новое время, когда для этого складываются соответствующие социально-экономические и идейные предпосылки. В недавнем прошлом отечественная юридическая наука анализировала законность, прежде всего, с позиции требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами права. В этом случае требование законности распространялось лишь на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование, находилось вне ее содержания. Указанное понимание односторонне ориентировало юридическую практику в сторону обвинительного уклона. И действительно, обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов. В этой связи суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан. Традиционная трактовка законности предопределялась тем, что любой нормативный акт, исходящий от государства, в том числе, и антигуманный, считался «правом» и, соответственно, требовал неукоснительной реализации, хотя такие акты ограничивали свободу граждан, допускали беззаконие в деятельности должностных лиц. Указанные обстоятельства требуют нового понимания законности. Идея законности многоаспектна. Законность весьма важно рассматривать как принцип государственно-правовой жизни. Такое понимание законности означает, что требования права в равной мере обращены как к населению, так и к государственным органам и должностным лицам. Законность можно рассматривать также в качестве метода поведения участников регулируемых отношений, в качестве метода государственного руководства обществом, состоящего в организации общественных отношений путем издания и обеспечения к исполнению юридических предписаний. Законность проявляется и как особый режим общественной жизни. В указанном смысле законность призвана отразить реальное господство закона в общественной жизни, господство его в отношении между личностью и властью. Закон, и только он, устанавливает степень зависимости личности от власти и пределы притязаний власти по отношению к личности. Следовательно, законность есть режим обеспечения жизни, который характеризуется верховенством в ней закона, безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод.
|