Нечестный факир
Одному скупому брахману удалось скопить денег. Задумал он однажды поехать к святым местам в Каши. За одним только дело стало: не знал он такого честного человека, чтобы оставить ему на хранение свои денежки, ведь он их с таким трудом собирал, даже ел порой не досыта. Тут к ним в деревню пришёл за подаянием факир. Жил он за околицей в убогой лачуге. Запала брахману в голову мысль про этого факира. На другой день взял он свою кубышку и пришёл к факиру. —Почтенный праведник! Хочу я совершить паломничество в город Каши. Пожалуйста, возьми к себе на хранение мои деньги, а когда вернусь, я их заберу. Факир сначала отказался. Долго его брахман упрашивал, наконец он согласился и сказал: —Ну ладно, только ты сам закопай деньги в углу. Я своими руками до чужих денег и не дотронусь. Ещё больше стал доверять брахман факиру, закопал деньги, где он велел, и со спокойным сердцем уехал. Прошло время, возвратился брахман из святых мест и пошёл к факиру за своими деньгами. Факира он застал у гробницы святого. —Ну какое мне дело до чужих денег? – ответил он брахману с недовольным видом. – Где ты их положил, там и возьми. Брахман всё раскопал в том углу, но денег и след простыл. Загоревал брахман и начал просить факира отдать добро. А факир в ответ лишь возмущается. Так и ушёл бедняга брахман с пустыми руками. Всю дорогу он на чём свет стоит ругал и клял себя за глупость. От тяжкой заботы брахман всю ночь глаз не сомкнул, а на рассвете надумал пойти с жалобой к падишаху. Портрет Бирбала. Миниатюра могольской школы. Ок. 1600 г.
Пришёл он во дворец и рассказал Акбару подробно о своём горе, стал со слезами просить помощи. Обеспокоился падишах, узнав о его несчастье. Бывший при этом Бирбал, видя, что государь озабочен, и говорит: —Покровитель бедных! Зря вы тревожитесь. Я безо всякого труда разыщу деньги того брахмана. Обрадовался падишах и велел ему начать розыск. Бирбал позвал одного верного человека, дал ему узелок с драгоценностями, пошептал что-то на ухо и отпустил. Чуть погодя он сказал брахману: —Ступай к факиру. Как раз сейчас у него тот человек, что я послал. Ты при нём смело требуй свои деньги. На этот раз он тебе не откажет. А человек, посланный Бирбалом, пришёл к факиру, учтиво поздоровался и сказал: —Господин факир! Я жду брата из чужих краёв, но он всё не едет. Забота гнетёт меня денно и нощно, не могу я усидеть дома, поеду его разыскивать. Хочу оставить тебе на хранение вот эти драгоценности. Сделай милость, припрячь у себя моё добро, и я спокойно уеду. —Уважаемый, что мне до всего этого, – ответил факир. – Прячь своё добро, где хочешь. Для меня богатство – всё равно что пыль. —Господин факир! Таких божьих людей, как ты, мы не опасаемся, а другим не верим, – стал упрашивать гость. Он развязал узелок и показал факиру драгоценности. Увидел факир блеск дорогих каменьев и сразу прельстился. Только хотел он дать своё согласие, как в лачугу вошёл брахман. —Господин факир! Сделай милость, отдай мне мои деньги. Не к лицу факиру чужое добро присваивать. «Если я откажу, брахман начнёт меня поносить да позорить, дело откроется и богатство уйдёт из моих рук. Отдам-ка я лучше брахману его деньги и выставлю отсюда поскорее», – подумал факир. —Почтенный господин брахман! Разумнее надо поступать! Ведь ты закопал свои деньги в одном углу, а искал в другом. Как же ты мог их найти? – и факир указал на другой. И что же? Раскопал брахман землю в этом месте и нашёл деньги. Забрал он своё добро и, счастливый, пошёл к Бирбалу. Стал рассказывать, как получил деньги, а тут вдруг входит приятель вазира. Бирбал тихонько поговорил с ним о чём-то и послал к факиру. Приходит приятель Бирбала к факиру и говорит человеку, что просил принять драгоценности на хранение: — Братец, чего ты здесь так засиделся? Ведь твой брат приехал с чужбины, ждёт не дождётся тебя дома. Беги скорее! — Почтенный факир! Это вашими молитвами вернулся мой брат, а я было собрался ехать на розыски. Незачем мне теперь уезжать, – с этими словами гость завязал в узелок драгоценности, поклонился факиру и был таков. Вместе с ним ушёл и приятель Бирбала. Вскоре они явились к вазиру. Он привёл их к падишаху и доказал, что факир – нечестный человек. Его за обман и наказали по заслугам.
|