Эволюция функций морфемы
Морфема в лингвистике — элемент (часть слова), далее не дели-мый без потери смысла. Имеется несколько типов морфем — кор-невые, аффиксальные, суффиксальные, деривационные (слово-образовательные) и др. Структура языка претерпела ряд изменений
от протоязыка к современному состоянию [Bichakjian 1988]. Это от-носится как к изменению грамматических черт, так и к способу их маркирования.
Увеличение дифференциации проявляется в формировании всебольшего разграничения ролей элементов: флексии становятся ча-стицами с конкретными фрагментарными значениями. Происходит сужение функций: морфемы, входившие ранее в состав слов, стано-вятся отдельными единицами, словами с четкими грамматически-ми функциями, древний абсолютный (неопределенный) падеж рас-падается на разные падежи. Редукция или полный регресс функций наблюдается, например, в уменьшении количества категорий: чисел с 3 до 2, родов с 3-го до 2-го, возможна полная элиминация падежей; отмечается тенденция к отходу от склонений. Это компенсируется интенсификацией (нарастанием), развитием роли предлогов, появ-лением артиклей, сдвигом в сторону более экономного алгоритма — от синтетических к более аналитическим формам. Это обеспечива-ется усилением регуляции, в частности появлением синтаксически релевантного порядка элементов, более жесткой системой согласо-ваний элементов друг с другом. Все это ведет к образованию своего рода морфофункциональных комплексов, обеспечивающих новые функции за счет слияния двух или нескольких форм с иными зна-чениями.
Отмечается увеличение количества единиц одного класса с раз-ными значениями каждой из них (например, предлоги), появле-ние нового класса (артикли), что требуется для обеспечения новой функции — аналитичности. Смена функций морфем выражается в появлении новых качеств у уже имеющихся единиц с возможным регрессом ранее существовавших в языке, возникновение будущего времени и сослагательного наклонения из трех архаических видо-вых форм — аспектов, что произошло после распада единого индо-европейского праязыка.
Примером может служить превращение видовых (аспектных) и модальных форм во временные — три видовые формы (present, aorist, perfect) в индоевропейском языке становятся в анатолийских языках двумя временами (present, preterite) и двумя наклонения-ми (imperative и indicative). Вид perfect превращается во временную форму, из субъективной модальности формируется объективное бу-дущее время.
В целом отмечается сужение ролей элементов от полифункцио-нальных форм в сторону специализации с установкой на фрагмен-тарность, независимость выражения тех или иных функций, то есть прослеживается тенденция к переходу от тяжелых синтетических
|