Эволюция системы водно-солевого равновесия
Эта система определяет стабильность ряда физико-химических кон-стант в организме у животных и человека. К ним относится объем жидкости тела, их осмотическое давление, рН, соотношение между ионами и концентрация каждого из них. Исследование живых су-ществ, относящихся к различным типам первично- и вторичноро-тых, разным классам позвоночных, находящихся на разных этапах постнатального развития, свидетельствует о возможности признать значимыми следующие принципы эволюции функций системы:
1) возрастание количества регуляторных факторов,
2) увеличение числа регулируемых параметров,
3) повышение степени гомеостатирования.
У большинства морских беспозвоночных и у миксин во внутрен-ней среде к числу регулируемых физико-химических параметров от-носится рН, концентрация некоторых ионов. Миноги, рыбы и пред-ставители остальных классов позвоночных обладают системами стабилизации осмотического давления крови, жидкостей внутрен-ней среды. Это открывало перед такими животными возможность занятия новых ареалов — заселения пресных вод, суши. Сопостав-ление функциональной организации систем регуляции водно-соле-вого обмена у животных разного уровня развития свидетельствует о том, что меняется количество гуморальных факторов регуляции. Так, для ионов, имеющих особенно важное значение для деятельно-сти клеток, имеется не один, а два, а иногда и большее число гормо-нов и других факторов регуляции. В настоящей статье, где большое внимание уделено информационным системам, существенно отме-тить, что регуляторные пептиды, различные гормоны могут рассма-триваться как слова биологического языка гомеостатических систем [Mayer, Baldi 1991].
Возрастание количества регуляторных факторов не является единственным механизмом, используемым в эволюции для улуч-шения качества регулирования. Проведенные нами исследова-ния показывают, что как и в случае влияния нервной системы на мышцу, где стимуляция одних нервов может оказывать пусковой эффект, а других — адаптационно-трофический, что приспоса-бливает работу мышцы, органа чувств к сиюминутным потребно-стям организма [Орбели 1962], так и в отношении ряда гормонов, в частности вазопрессина, установлено два типа эффектов. Один из них, осуществляемый в случае вазопрессина при стимуляции V2-рецепторов, приводит к увеличению проницаемости эпителия осморегулирующсго органа для воды, другой зависит от стимуля-ции на клетке Vi-рецепторов, в этом случае обеспечивается выде-ление в клетке иных вторичных мессенджеров, модуляция уровня проницаемости, а тем самым и изменение величины всасывания воды [Наточин 1992]. В итоге более точно регулируется осмоляль-ность крови, что имеет исключительное значение для работы кле-ток различных систем, особенно нервной системы. От изменения осмоляльности внеклеточной жидкости зависят колебания объема клеток. Этот параметр должен поддерживаться с исключительной точностью, чтобы обеспечить высокую эффективность выполнения клеткой се функций.
В процессе эволюции позвоночных возрастает способность почки
и других эффекторных органов и систем к повышению степени гоме-остатирования физико-химических параметров внутренней среды.
Эволюция функций предложений
Предложение — это выражение мысли и чувства, в нем важно все: слова, их порядок. Поскольку предложение составлено из слов по определенным правилам — как универсальным, отражающим об-щие когнитивные свойства человека, так и специфическим, свой-ственным данному языку, то, говоря об этом уровне, нельзя не кос-нуться эволюции самих правил (то есть синтаксиса). В этой связи следует отметить ряд общих тенденций.
Прежде всего лингвисты фиксируют эволюцию синтаксиса от когнитивного (обозначение ролей — действие, деятель, объект дей-ствия и т. п.) к собственно языковому (появление таких частей пред-ложения, как подлежащее, сказуемое, дополнение, что не обязатель-но совпадает с когнитивными ролями). Это говорит о нарастании специализации функций.
Происходит также и реорганизация структуры предложения для повышения его функциональной адекватности — способности выра-зить сложные системы понятий и отношений.
Иерар хия структуры выражается в появлении отношений субор-динации — сначала у групп слов внутри простого предложения, за-тем при формировании специальных придаточных предложений.
Отмечается увеличение степеней свободы синтаксиса — пере-ход к более мобильным правилам управления отдельными частями предложения и отдельными предложениями внутри сложных пред-ложений, замена системы склонений синтаксическими функциями (что является более экономным алгоритмом), а соответственно, по-явление синтаксически более релевантного порядка слов.
Направление эволюции синтаксиса можно условно описать таким образом: от групп равнозначных слов к группам коррелированных слов, к соединению по типу корреляции двух простых равнознач-ных предложений, к возникновению подчинения внутри предложе-ний и, наконец, к возникновению сложноподчиненных предложе-ний. Далее развитие идет по пути появления сложных предложений с подчинениями и сочинениями на разных уровнях (например, од-но внутри другого). Туда могут включаться и разные причастные и прочие обороты. Для описания этих сложнейших конструкций раз-работано понятие глубины синтаксиса (уровней сочинения и подчи-нения). Историками языка отмечается интересное явление «перево-рачивания» грамматической структуры в процессе эволюции языка от типа «объект-действие» к типу «действие-объект» и от «ветвя-щейся влево» структуры (John’s brother’s car) к «ветвящейся вправо» (the саr of the brother of John) [Bichakjian 1988].
Сказанное выше в описании языка, как и в случае биологиче-ских систем, свидетельствует о возрастании количества регулятор-ных факторов и регулируемых параметров, то есть в данном случае ведет к наиболее адекватной передаче информации, к формулиро-ванию мысли.
|