Обсуждение результатов. Как видно из изложенного, звуки, издаваемые обезьянами, пред-ставляют собой сложные звуки
Как видно из изложенного, звуки, издаваемые обезьянами, пред-ставляют собой сложные звуки. Исследование восприятия этих зву-ков, которое рассматривалось выше, основывалось на опознании по сходству их друг с другом (табл. 2), а также по нескольким критери-ям оценок (табл. 1). Обобщенные характеристики опознания, из ко-торых вытекала классификация сигналов (табл. 3), позволяли разде-лить их по фонетическим и звуковысотным оценкам на три группы: гласноподобные (мелодические), согласноподобные (шумовые) и смешанные.
При сопоставлении с сонограммами (рис. 2 ) разделение на три группы по соотношению гармонических и шумовых составляющих в сигналах выступало достаточно ясно. Однако при использовании критерия эмоциональной значимости деление сигналов на три ка-тегории оказалось неприемлемым. Так, из относимых к гласнопо-добным пяти сигналов (2, 3, 4, 7, 8) два сигнала — приветственный
(2) и короткий пищевой — получали отличные от основной группы (3, 4, 7) эмоциональные характеристики (табл. 3).
Динамические спектрограммы показывают, что именно эти два сигнала (2 и 8), обладающие типичными для гласноподобных зву-ков гармоническими составляющими, имеют совершенно отлич-ную временную структуру. Для этой структуры характерно наличие коротких импульсов, которые для сигнала (2) образуют посылку из восемнадцати импульсов с фиксированными небольшими интерва-лами между импульсами. Сигнал (8) образуется из одного или двух коротких импульсов, отставленных друг от друга на значительные и сильно варьирующие отрезки времени. В случае приветственного сигнала слышится приятная трель; короткий пищевой сигнал вос-принимается как отдельный короткий звук, не имеющий эмоцио-нального выражения.
Ошибки в классификации этого сигнала в группе гласноподоб-ных звуков (смешение восьмого сигнала с седьмым и четвертым, см. рис. 3) также определяются отличием во временной структуре сигна-лов — количеством предъявляемых импульсов. Таким образом, оче-видно, что для эмоциональных характеристик отличия временной
структуры сигнала могут приобретать решающее значение для отне-сения его к разным категориям (положительным, отрицательным, нейтральным).
Заключение
Изложенное показывает, что, так же как при изучении опознания других сложных звуков, и в первую очередь звуков речи, исследова-ние звуков обезьян требует установления существенной для данных критериев опознания совокупности физических параметров сигнала.
Встает общий вопрос, требующий рассмотрения. Исследуемые звуки представляют собой с биологической точки зрения сигналы, используемые обезьянами данного рода для коммуникации. Опоз-нание этих сигналов людьми обнаружило примечательное соответ-ствие между эмоциональными характеристиками этих звуков, дава-емыми людьми, слышавшими их впервые, и теми эмоциональными состояниями животных, о которых можно судить по формам поведе-ния, характерным для излучения определенных типов сигналов. Это дает основания для суждения о некоторых признаках звуковых ком-муникационных сигналов, которые должны быть однозначно связа-ны с выражением определенных эмоциональных состояний.
Вместе с тем представленные данные оставляют открытым вопрос об организации других видов коммуникационных сигналов для дан-ного вида обезьян. Это в первую очередь относится к таким получаю-щим нейтральную и неоднозначную эмоциональную характеристику сигналам, как ориентировочный. Этот сигнал, очевидно, использует-ся для звуковой связи между животными на дальнем расстоянии [Гер-шуни, Мальцев 1970; Marler, Hamilton 1967]; он обладает наиболее сложной по своей организации спектрально-временной структурой.
Результаты исследования восприятия этого сигнала, которые излагаются в другой работе (предварительные сообщения [Гершу-ни и др. 1975]), показывают, что признаки, существенные для его опознания, значительно отличаются от исследованных сигналов, имеющих выраженную эмоциональную значимость. Дальнейшее исследование должно дать возможность ответить на вопросы о ха-рактере организации разных коммуникационных сигналов у раз-личных представителей приматов. Подобное исследование суще-ственно для изучения эволюции функции звуковой коммуникации, приводящей к речи человека.
Авторы выражают большую благодарность Л. В. Бондарко (ка-федра фонетики ЛГУ).
|