Студопедия — Речь президента
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Речь президента






ЧТО ПРОИСХОДИТ? Что за шум? По телевизору выступает президент страны, аиз отделения для больных афазией* доносятся взрывы смеха... А ведь они,помнится, так хотели его послушать! Да, на экране именно он, актер, любимец публики, со своей отточеннойриторикой и знаменитым обаянием, - но, глядя на него, пациенты заходятся отхохота. Некоторые, впрочем, не смеются: одни растеряны, другие возмущены,третьи впали в задумчивость. Большинство же веселится вовсю. Как всегда,президент произносит зажигательную речь, но афатиков она почему-то оченьсмешит. Что у них на уме? Может, они его просто не понимают? Или же, наоборот,понимают, но слишком хорошо? * Афазия - полная или частичная утрата способности устного речевогообщения вследствие поражения головного мозга. 116 О наших пациентах, страдающих тяжелыми глобальными и рецептивнымиафазиями, но сохранивших умственные способности, часто говорят, что, непонимая слов, они улавливают большую часть сказанного. Друзья, родственникии медсестры иногда даже сомневаются, что имеют дело с больными, так хорошо иполно эти пациенты ухватывают смысл нормальной естественной речи. Речь наша, заметим, большей частью нормальна и естественна, и по этойпричине выявление афазии у таких пациентов требует от неврологов чудеснеестественности: из разговора и поведения изымаются невербальные индикаторытембра, интонации и смыслового ударения, а также зрительные подсказкимимики, жестов и манеры держаться. Порой в ходе таких проверок специалистдоходит до полного подавления всех внешних признаков своей личности иабсолютной деперсонализации голоса, для чего иногда используютсякомпьютерные синтезаторы речи. Цель подобных усилий - свести речь до уровнячистых слов и грамматических структур, устранить из нее то, что Фреге*называл 'тональной окраской' (Klangenfarben) и 'экспрессивным смыслом'.Только проверка на понимание искусственной, механической речи, сходной сречью компьютеров из научно-фантастических фильмов, позволяет подтвердитьдиагноз афазии у наиболее чутких к звуковым нюансам пациентов. В чем смысл таких ухищрений? Дело в том, что наша естественная речьсостоит не только из слов, или, пользуясь терминологией Хьюлингса Джексона,не только из 'пропозиций'. Речь складывается из высказываний - говорящийизъявляет смысл всей полнотой своего бытия. Отсюда следует, что пониманиеесть нечто большее, нежели простое распознавание лингвистических единиц. Невоспринимая слов как таковых, афатики тем не менее почти полностью извлекаютсмысл на основе остальных аспектов устной речи. Слова и языковые конструкциисами по себе ничего для них не значат, однако речь в нормальном случае полнаинтонаций и эмоциональной окраски, окружена экспрессивным * Готлоб Фреге (1848-1925) - немецкий логик, математик и философ, одиниз основоположников логической семантики. 117 контекстом, выходящим далеко за рамки простой вербальности. Врезультате даже в условиях полного непонимания прямого смысла слов уафатиков сохраняется поразительная восприимчивость к глубокой, сложной иразнообразной выразительности речи. Сохраняется и, более того, часторазвивается до уровня почти сверхъестественного чутья... Все, кто тесно связан с афатиками, - родные и близкие, друзья, врачи имедсестры - непременно догадываются об этом, зачастую в результатенеожиданных и смешных происшествий. Вначале кажется, что афазия не приводитни к каким серьезным изменениям в человеке, но затем начинаешь замечать, чтопонимание речи у него как бы вывернуто наизнанку. Да, что-то ушло,разрушилось, но взамен возникло новое, обостренное восприятие, позволяющееафатику полностью улавливать смысл любого эмоционально окрашенноговысказывания, даже не понимая в нем ни единого слова. Для человека говорящего - homo loquens это почти абсолютная инверсияобычного порядка вещей. Инверсия, а возможно, и реверсия, возвращение кчему-то примитивному и атавистическому. Именно поэтому, мне кажется,Хьюлингс Джексон сравнивал афатиков с собаками (это сравнение могло быоскорбить обе стороны!), хотя его интересовали больше дефекты языковойкомпетентности, нежели удивительная и почти безошибочная чуткость и тех идругих к тону и эмоциональной окраске. Генри Хед, более внимательный в этомотношении, в своем трактате об афазии (1926) пишет о 'тональном чувстве',утверждая, что у афатиков оно всегда сохраняется, а зачастую дажезначительно усиливается*. * 'Тональное чувство' - любимое понятие Хеда; он использует его нетолько говоря об афазии, но и в отношении любого аффективного элементаощущения, который может быть затронут из-за расстройства таламуса илипериферийной нервной системы. Возникает впечатление, что Хеда подсознательнопритягивает проблема 'тонального чувства' - его интересует, так сказать,неврология тональности, в противоположность и в дополнение к классическойневрологии пропозиции и процесса. Интересно, что в США 'тональное чувство' -распространенное бытовое выражение, особенно среди чернокожего населения наюге страны. (Прим. автора) 118 С этим связано часто возникавшее у меня ощущение, что афатикамневозможно лгать (его подтверждают и все работавшие с ними). Слова легковстают на службу лжи, но не понимающего их афатика они обмануть не могут,поскольку он с абсолютной точностью улавливает сопровождающее речь выражение - целостное, спонтанное, непроизвольное выражение, которое выдаетговорящего. Мы знаем об этой способности у собак и часто используем их каксвоеобразные детекторы лжи, вскрывая обман, злой умысел и нечистыенамерения. Запутавшись в словах и не доверяя инстинкту, мы полагаемся начетвероногих друзей, ожидая, что они учуют, кому можно верить, а кому - нет.Афатики обладают теми же способностями, но на бесконечно более высоком,человеческом уровне. 'Язык может лгать, - пишет Ницше, - но гримаса лицавыдаст правду'. Афатики исключительно восприимчивы к 'гримасам лица', атакже к любого рода фальши и разладу в поведении и жестах. Но даже если ониничего не видят, - как это происходит в случае наших слепых пациентов, - уних развивается абсолютный слух на всевозможные звуковые нюансы: тон, ритм,каденции и музыку речи, ее тончайшие модуляции и интонации, по которым можноопределить степень искренности говорящего. Именно на этом основана способность афатиков внеязыковым образомчувствовать аутентичность. Пользуясь ею, наши бессловесные, но в высшейстепени чуткие пациенты немедленно распознали ложь всех гримас президента,его театральных ужимок и неискренних жестов, а также (и это главное) фальшьтона и ритма. Не поддавшись обману слов, они мгновенно отреагировали наочевидную для них, зияюще-гротескную клоунаду их подачи. Это и вызывалотакой смех. Афатики особо чувствительны к мимике и тону, им не солжешь, - а какобстоят дела с теми, у кого все наоборот, кто потерял ощущениевыразительности и интонации, полностью сохранив при этом способностьпонимать слова? У нас есть и такие пациенты - они содержатся в 119 том же отделении, хотя, вообще говоря, страдают не от афазии, а от агнозии, или, еще точнее, от так называемой тональной агнозии. Выразительных аспектов голоса для этих пациентов не существует. Они неулавливают ни тона, ни тембра, ни эмоциональной окраски - им вообщенедоступны характер и индивидуальность голоса. Слова же и грамматическиеконструкции они понимают безупречно. Такие тональные агнозии (их можно назвать 'апросодиями') связаны срасстройствами правой височной доли мозга, тогда как афазии вызываютсярасстройствами левой. В тот день речь президента в отделении афатиков слушала и Эмили Д.,пациентка с тональной агнозией, вызванной глиомой* в правой височной доле.Это дало нам редкую возможность увидеть ситуацию с противоположной точкизрения. В прошлом эта женщина преподавала английский язык и литературу исочиняла неплохие стихи; таланты ее были связаны с обостренным чувствомязыка и недюжинными способностями к анализу и самовыражению. Теперь же звукичеловеческой речи лишились для нее всякой эмоциональной окраски - она неслышала в них ни гнева, ни радости, ни тоски. Не улавливая выразительности вголосе, она вынуждена была искать ее в лице, во внешности, в жестах,обнаруживая при этом тщание и проницательность, которых ранее никогда засобой не замечала. Однако и здесь возможности Эмили Д. были ограничены,поскольку зрение ее быстро ухудшалось из-за злокачественной глаукомы. В результате единственным выходом для нее было напряженное внимание кточности словоупотребления, и она требовала этого не только от себя, но и отвсех окружающих. Ей становилось все труднее следить за болтовней и сленгом,за иносказательной и эмоциональной речью, и она постоянно просиласобеседников говорить прозой - 'правильными словами в правильном порядке'.Она открыла для себя, что хорошо построенная проза может * Глиома - злокачественная опухоль головного мозга. 120 в какой-то мере возместить оскудение тона и чувства, и таким образом ейудалось сохранить и даже усилить выразительность речи в условияхпрогрессирующей утраты ее экспрессивных аспектов; вся полнота смысла теперьпередавалась при помощи точного выбора слов и значений. Эмили Д. слушала президента с каменным лицом, с какой-то страннойсмесью настороженности и обостренной восприимчивости, что составлялоразительный контраст с непосредственными реакциями афатиков. Речь не тронулаее - Эмили Д. была теперь равнодушна к звукам человеческого голоса, и всяискренность и фальшь скрытых за словами чувств и намерений остались ейчужды. Но помимо эмоциональных реакций, не захватило ли ее содержание речи?Никоим образом. - Говорит неубедительно, - с привычной точностью объяснила она. -Правильной прозы нет. Слова употребляет не к месту. Либо он дефективный,либо что-то скрывает. Выступление президента, таким образом, не смогло обмануть ни Эмили Д.,приобщившуюся к таинствам формальной прозы, ни афатиков, глухих к словам, нокрайне чутких к интонациям. Здесь кроется занятный парадокс. Президент легко обвел вокруг пальцанас, нормальных людей, играя, среди прочего, на вечном человеческом соблазнеподдаться обману ('Populus vult decipi, ergo decipiatur'*). У нас почти небыло шансов устоять. Столь коварен оказался союз фальшивых чувств и лживыхслов, что лишь больные с серьезными повреждениями мозга, лишь настоящиедефективные смогли избежать западни и разглядеть правду. * Римский афоризм: 'Народ желает быть обманут и, следовательно, будетобманут'. 121 122







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 660. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия