Студопедия — БИЛЕТ № 20
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

БИЛЕТ № 20






1. Романтизм в лирике В. А. Жуковского.

 

Жуковский — занимает первые строчки среди писателей-романтиков. Он проходит очень хорошую школу. Уже в самом начале своего творчества. Дебютирует он как хорошо поэт классицизма. Начал свое литературное творчество с элегий в сентиментальном духе и приобрел известность вольным переводом элегии Грея «Сельское кладбище» (1802), но, развив романтические тенденции, зародившиеся еще в эпоху сентиментализма, Жуковский скоро стал романтиком и вышел за пределы сентиментальной «чувствительности».

В творчестве Жуковского черты романтизма отчетливо обнаруживаются во второй половине первого десятилетия. В 1808 году в «Вестнике Европы» печатается баллада Жуковского «Людмила», представляющая собой вольный перевод баллады «Ленора» Бюргера, поэта немецкого предромантизма. Основанное на народных преданиях с их фантастикой и суровым колоритом, произведение Жуковского прозвучало новым словом в русской литературе.

Принцип романтического двоемирия.

1797 год«Майское утро», первое печатное стихотворение, подражание И. Дмитриеву. Это традиционная одическая похвала.

Элегия – жанр лирики, стихотворное произведение, исполненное грусти, сожалений, уныния.

1802 год«Сельское кладбище», начало литературной деятельности Жуковского, он в 1801 году перевёл элегию Т. Грея. Успех у читателей и широкая известность. Карамзин высоко оценил. В центре элегии – мотив благородства и высоких нравственных достоинств поселян в противовес суетному тщеславию богатых и знатных вельмож. Она начинается с описания наступающего вечера, затем воссоздаётся картина сельского кладбища. На нём поэт предаётся меланхолическим размышлениям, взирая на могилы жителей села, с которыми он сравнивает жизнь заносчивых и знатных богачей, украшающих свои могли импозантными памятниками, отражающим их суетность и тщеславие и суетность. Автор приходит к выводу о внесословной ценности человеческой личности, о том, что духовная полнота человека никак не зависит от его сословной принадлежности. Мысли о смерти всех живущих на земле не колеблют сентиментально-романтической убеждённости Жуковского в абсолютной оправданности бытия: лирический герой, «бедный певец», живёт «надеждою, что жив его спаситель – Бог». В этой элегии Жуковского появляется психологический анализ: что чувствует герой, почему, откуда появились подобные мысли. Поэт интересуется нравственным сознанием героя, его нравственными переживаниями.

1806 год – написана элегия «Вечер», опубликована в 1807 году в «Вестнике Европы». Элегия начинается лирической картиной вечера. Природа не только вызывает у поэта тот или иной эмоциональный отклик. Она рождает мечты, воспоминания, мысли. Тут стоит оговориться. В.А. Жуковский – поэт-романтик. В основе романтического мировосприятия лежит конфликт между прекрасным, светлым, недосягаемым идеалом и обыденной, серой, пошлой действительностью. Конфликт универсален и трагичен. Есть определённый набор тем: молодость (утраченная), друзья (покинувшие), любовь (неразделённая), смерть (ранняя). Раскрывая свой внутренний мир, лирический герой вспоминает о «священном круге друзей», которых больше нет с ним. Поэт надеется, что воспоминания «о радостях души» будут сильнее, чем суетные интересы. К концу элегии возникает мысль о близкой смерти. Пафос: меланхолический. Присутствует психологический параллелизм – отражение переживаний лирического героя через природу. Эпитеты, пейзажи, движения, цвета. Новаторство: романтический пейзаж лишён экзотики (среднерусская полоса). Кольцевая композиция.

1812 год – «Певец во стане русских воинов». Стихотворение написано в Тарутине, в штабе Кутузова. Гимн получил широкое распространение и признание в армии ещё до напечатания. Вечером на поле брани певец в кругу воинов хочет воздать славу героям Отечественной войны. Сначала он вспоминает исторических героев (Святослава, Донского, Петра, Суворова), затем пьёт за Отчизну, потом говорит о ратных вождях (Кутузов, Раевский), потом призывает отомстить врагу. Жуковский отмечает оборонительный и освободительный характер войны. Яркий образец русской гражданской поэзии. Он связан с традициями одической поэзии. Это нашло отражение не только в патриотическом пафосе гимна но и в особенностях формы: много славянизмов («днесь его могила», «горе подъял ужасну брань»), батальная живопись. Элементы оды сочетаются с элегическими. Песня звучит в ночном поле, при свете луны, ночью. Героическое и элегическое объединено лирической интонацией.

1814 год – «Теон и Эсхин». Тема произведения – противопоставление «нетленных» благ и благ «изменяющих». Теон видел земное блаженство в высокой любви, возвышенных мыслях, нашёл подлинное счастье. Жуковский показывает умудрённого жизнью романтика, для которого уже нет противоречия между идеалом и действительностью. Счастье, которого достиг Теон, не мечта. Его не может разрушить утрата любимого человека («для сердца прошедшее вечно»), а будущее обещает встречу с любимыми. Осуществимость идеала основывается на подчинении жизни прекрасной, возвышенной цели. Именно это делает человека человеком. Устами Теона Жуковский сформулировал романтическую идею личности, выраженную и в других его произведениях. Достоинство человека зависит не от социального положения, а от морального состояния. Эсхин искал счастья в роскоши, славе, веселье, чувственной любви, всё изведал. Но не нашёл счастья.

1819 год – «Невыразимое», напечатано в 1827 году. Это своеобразный манифест этических и философских представлений Жуковского-романтика. Объясняется (почти) его взгляды на природу романтического вдохновения, философия искусства слова: только поэзия на мгновение запечатлевает красоту запредельного, а так как в ней заключена изначальная тайна, то слова никогда не в состоянии найти адекватное выражение красоте. Поэт в неизбывной тоске стремится за ускользающей от его взора красотой. Поэтическое познание (по Жуковскому) совершается путём открытия «бесконечного» в «конечном», путём обнаружения небесно-прекрасного в любом предмете (вещи, человеке, растении, животном). Природа изначально одушевлена присутствием Создателя в созиданье. Поэт стремится слиться с природой, уподобиться ей, но вынужден признать своё бессилие. Прекрасное на миг появляется перед взором художника, чтобы осветить его душу божественным светом и «подтвердить» существование иного, безусловно прекрасного, мира. Прекрасного можно почувствовать лишь сердцем. Подлинный язык восторга – молчание. Жуковский ставит вопрос и о самом предмете поэзии – это выражение неуловимых душевных движений. Внутренняя сущность прекрасного раскрывается в мимолётном поэтическом ощущении и в молчаливом созерцании природы.

1821 год – «Воспоминание»

1821 год – «Лалла Рук», в 1827 году опубликовано в «Московском телеграфе». Письмо Жуковского к А. Тургеневу: «Прекрасное существует, но его нет, ибо оно, так сказать, является нам единственное для того, чтобы исчезнуть, чтобы нам сказаться, оживить, обновить душу, - но его ни удержать, ни разглядеть, ни постигнуть мы не можем».

1822 год – «Море». Поначалу стихотворение кажется лишь пейзажной зарисовкой. Поэт с берега взирает на южное летнее море. Но в нём нет конкретности, в этом пейзаже. Поэт в своих ощущениях становится как бы зеркальным отражением природы. За пейзажем – иносказание. Море близко душе поэта так, как могут быть близки друг другу две равноправные и равновеликие стихии: морская бездна и бездна лирического «я». Аналогично тому, как море отражает в своих волнах лазурь неба, как оно тянется к нему из «земной неволи», человек не может существовать без того, что выше его и что даёт ему право на жизнь. «Смятенная любовь» и «Тревожная дума» обращены к далёкому «светлому небу» и вне этой устремлённости лишены сколько-нибудь возвышенного начала. Море «чисто» чистотою неба, лазурно его светозарной лазурью». Море у Жуковского олицетворяет неволю, плен, печаль и тоску.

Жуковский открыл новое понимание принципа поэтической субъективности. Выражение процессуального характера душевной жизни поэтического «я» - лирический феномен Жуковского. Именно он открыл утончённый анализ сознания человека в го эмоциональной изменчивости. Он предельно точно выразил сущностные основы элегического романтизма: тоска в разлуке, томление по встрече с возлюбленной, растворение сознания в воображении и мечте.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1976. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия