Студопедия — Романтический герой в поэмах М. Ю. Лермонтова.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Романтический герой в поэмах М. Ю. Лермонтова.






«Мцыри» и «Демон» считаются одними из самых зрелых произов Михаила Юрьевича Лермонтова. Жестокость и противоречие повседневной жизни отразились в поэмах автора через призму сознания романтически одинокой личности, обречённой на неминуемую смерть. Героический тип личности стал центральным в Лермонтовских поэмах, а лирическое начало играло не последнюю роль. В них (поэмах) Лермонтов как бы творчески откликнулся на Пушкинское литературное послание обществу того времени. Попутно в поэмах Лермонтова прослеживается увлечение мятежной поэзией Байрона. Но уже в кавказском цикле романтических поэм, к которым и относятся «Демон» и «Мцыри», начинает прослеживаться реальная основа образов и сюжетов.

Лермонтов был хорошо знаком с фольклором Кавказа, с кавказскими обычаями, традициями и бытом, что несомненно нашло своё отражение в одной из его поэм – «Демон».
И всё же, несмотря на ярое увлечение Лермонтовым творчеством своего собрата по перу Байрона, лирический герой его кавказских поэм был несколько иным: это страстная, решительная, свободолюбивая («Мцыри») и волевая личность, наделённая настойчивостью и стремлением к достижению своей цели. Герои Лермонтовских поэм – горцы, кровно связанные со своим народом, и искренне любящие свою родину («Мцыри»). В своих поэмах Лермонтов стремился показать характер кавказского народа, несколько идеализируя его. В романтических поэмах Лермонтов противопоставляет своим безвольным современникам свободолюбивых людей Кавказа («Мцыри»).

. Два этих образа гармонично завершили развитие романтизма в творчестве Лермонтова.
Самый первый вариант «Демона» Лермонтов разрабатывает в 15-летнем возрасте в 1829 году, с учётом того, что он двинул кони в 27 лет.

Затем Михаил множество раз перекраивал поэму, меняя детали сюжета, оставляя неизменным лишь главного героя. Лермонтовский «Демон» был своеобразным итогом в развитии русского романтического жанра. В «Демоне» Лермонтова нашли отражение библейский миф о свержении с небес злого духа и легенды кавказского народа, что несомненно придало сюжету поэмы иносказательный характер.

Лермонтовский Демон, как это свойственно любому романтическому персонажу, осуждает феодальное мировоззрение (отражение декабристского движения и атмосферы того времени) и сам мир в частности:

«Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты…»

Поэтому в поэме прослеживается призыв к идеальному, но иллюзорному счастью. Само же отношение Демона к действительности Лермонтов высказал в двух строчках:

«И всё, что пред собой он видел,

Он презирал иль ненавидел…»

Но Демон помимо абсолютного отрицания (своеобразного раннего нигилизма), попутно отверг и идеалы прекрасного.

«… и всё прекрасное хулил»

Всё это привело Демона к внутреннему опустошению, одиночеству и бесперспективности и именно таким герой предстаёт в самом начале поэмы.

Завязка поэмы состоит в том, что Демон, ощутив пленительность Тамары, всем своим существом стремится к ней. Но при этом развязка поэмы довольно трагична – Демон признаёт свои желания абсурдными и проклинает их. И Лермонтов раскрывает причину неудачи Демона – благородный идеал подменён эгоистическим. Демон призывает Тамару покинуть мир людей без сожаления, ставя свои мимолётные мучения превыше людских страданий и, не в силах преодолеть собственный романтический индивидуализм, губит Тамару и навсегда теряет её. В своём «Демоне» Лермонтов иносказательно показывает изначальную бесперспективность декабристского движения и предлагает иные пути борьбы за свободу, но эта связь Лермонтовского «Демона» и русской действительности того времени из-за условности сюжета не столь ярко видна.

Образ пленного горца созревал в сознании Лермонтова параллельно с образом Демона. Но при этом Мцыри и Демон не являлись разновидностью одного и того же характера. Поэма «Мцыри» - полная противоположность «Демона». Герой поэмы «Мцыри» - молодой монах, пленный горец, томящийся, тоскующий по своей дальней родине.

И тоска, что испытывает Лермонтовский Мцыри – не с родни тоске Демона; тоска монаха это стремление к свободной полноценной человеческой жизни. Даже одиночество Мцыри лишь результат жизни и взросления в окружении чужих по духу людей.

Мцыри одинок не только среди чуждых ему монахов, но одинок в борьбе за свободу, в стремлении «в тот чудный мир тревог и битв…». И кульминацией сюжета становится борьба с барсом, выражающая мысль о возможности победы для человека гор.

В романтическом творчестве Лермонтова ярко выделяются две основные тенденции, которые легко объясняются историческими условиями: это романтическое отрицание действительности, наиболее сильно отражённое в «Демоне» и стремление к идеалу, и вера в лучшую жизнь, отражённая в поэме «Мцыри».

Разимое различие в характерах Демона и Мцыри даёт вывод, что в романтике Лермонтова выступают два лирических героя. И оба этих характера несомненно близки Лермонтову.

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1278. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.035 сек.) русская версия | украинская версия