Вопрос I.1 Предмет, структура и функции истории науки. Модели ее развития.
- Аверинцев С.С. Мировоззренческий стиль: подступы к явлению Лосева. – «Вопросы философии», 1993, № 9.
- Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. Глава “Бытие как совершенство - красота как бытие”. - М., 1977.
- Алпатов М.В. Художественные проблемы Итальянского Возрождения. - М., 1976.
- Андреев В.И. Эволюция мироздания. Философские заметки. - СПб., 2004.
- Андропов А.А. Осмысление природы мира и мироздания. – М., 2003.
- Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. - М., 1988.
- Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. – М., 2001.
- Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.
- Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М., 1972.
- Ахутин А.В. Понятие “природы” в античности и в Новое время. - М., 1988.
- Барышков В.П. Аксиология личностного бытия.- М., 2005.
- Баткин Л.И. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978.
- Бахтин Б.Г. Человек и архитектура. – М., 2005.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965.
- Бахтин М.М. Философским основам гуманитарных наук. Собр. соч. в 7-ми т., том 5. – М., 1996.
- Бейтс Е. Интенции, конвенции и символы. - В кн.: Психолингвистика. - М., 1984.
- Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля. – «Вопросы философии», 1994, № 4.
- Библер В.С. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры) – «Вопросы философии», 1993, № 5.
- Библер В.С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения). – «Вопросы философии», 1989, № 6.
- Библер В.С. Мышление как творчество. - М., 1975.
- Богомолов А.С. Английская буржуазная философия ХХ века. - М., 1973.
- Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.
- Богомолов А.С. Буржуазная философия США ХХ века. - М., 1974.
- Бойс М. Зороастризм. - М., 1987.
- Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. - М., 1980.
- Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.В. Мудрецы и философы Древней Индии. - М., 1972.
- Бонецкая Н.К. М.М.Бахтин и традиции русской философии. – «Вопросы философии», 1993, № 1.
- Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1-3. - М., 1990.
- Буржуазная философия ХХ века.- М., 1974.
- Буржуазная философская антропология ХХ века. - М., 1986.
- Бхаскар Р. Общества (личность и общество). - В кн.: Социо-логос. - М., 1991.
- Вартофский М. Искусство как гуманизирующая практика. - В кн.: Вартофский М. Модели. - М., 1988.
- Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. – М., 1972.
- Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1988.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990. -808 с.
- Вебер М. Религия Китая. - М., 1964.
- Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. - М., 1981.
- Вейнгартнер П. Фундаментальные проблемы теории истины. Пер. с англ. – М., 2005.
- Великие философские учения. Мыслители. Концепции. Даты.Т.1, 2005.
- Велмер А. Модели свободы в современном мире. - В кн.: Социо-логос. - М., 1991.
- Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 1-2 - М., 1975 – 1977.
- Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.
- Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1972.
- Вишев И.В. Проблемы жизни смерти и бессмертия в истории русской философии. – М., 2005.
- Влияние Интернета на сознание и структуру знания. - Сб. статей. Ин-т философии РАН. – М., 2004.
- Вовк О.В. Знаки и символы в истории цивилизации. - М., 2000.
- Габричевский А.Г. Пространство и время. – «Вопросы философии», 1994, № 3.
- Гаджиев К.С. Апология Великого Инквизитора. – «Вопросы философии», 2005, №4.
- Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ в. – «Вопросы философии», 1991, № 6.
- Гайденко П.П. Философия Фихте. - М., 1979.
- Галактионов Л., Никандров П. Русская философия ХI-ХIХ вв. - Л., 1988.
- Гальцева Н.А. Очерки русской утопической мысли XX века. – М., 1991.
- Гачев Г.Д. Осень с Кантом. Образность в «Критика чистого разума». – М., 2004.
- Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987.
- Гийон Эм. Философия буддизма.- М.,2004.
- Глазычев В.А. Энциклопедия. – М., 2002.*
- Глюксман А. Достоевский на Манхеттене. – Екатеринбург, 2006.
- Голубев Б.С. Кто ты, человек? – М., 2005.
- Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.
- Греем Гордон. Философия искусства. – М., 2004.
- Громов М.И. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии. – «Вопросы философии», 1994, № 1.
- Губман В.Л. Современная философия культуры. – М., 2005.
- Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.
- Гулыга А.В. Шеллинг. - М., 1989.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.
- Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.
- Гуревич П. С. Философский словарь. - М., 1997.
- Гуревич П.С. Проблема целостности человека. – М., 2004.
- Дао и даосизм в Китае. - М., 1982.
- Денисов С.Ф. Библейские и философски стратегии спасения: Антропологические этюды. – Омск, 2004.
- Деятельность: теории, методология, проблемы. - М., 1990.
- Джемс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. – М., 1995.
- Добрицина И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. – М., 2004.
- Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.
- Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. - Л., 1990.
- Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VШ-V в.в. до н.э. - М., 1985.
- Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины ХIХ - ХХ века: Учеб. пособие для филос. фак. ун-тов. - М., 1988.
- Иванов В.Г. История этики древнего мира. - Л., 1980.
- Ильенков Э.В. Идеальное. - Философская энциклопедия. - М., 1962, т.2.
- Ильенков Э.В. Марксизм и западный мир. – «Вопросы философии», 1988, № 10.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.
- Ильин В.В. Аксиология: учебник. – М., 2005.
- История китайской философии. - М., 1988.
- История философии. Запад-Россия-Восток/Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн.1-2. - М.,1995, 1996. *
- Калиниченко Н.Н. Истины и парадоксы. – М., 2005.
- Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Учебное пособие. – М., 2004.
- Кантор В.К. «Карамазовщина» как символ русской стихии. – «Вопросы философии», 2005, №4.
- Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора российской судьбы. – «Вопросы философии», 1994, № 5.
- Кантор К.М. Два проекта всемирной истории. – «Вопросы философии», 1990, № 2.
- Карабаев К.В. Средневековая философия и мусульманское искусство: учебное пособие. – СПб., 2005.
- Кармазин Ю.И. Творческий метод архитектора. Приложение 2. Архитектурная картина мира; Приложение 4. Философская картина мира – мировоззренческий фундамент познания и творчества. – Воронеж, 2005.
- Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии ХI - ХШ веков. - СПб., 1912.
- Кашнеков Б.Н. Исторический дискурс российской справедливости. – «Вопросы философии», 2005, №2.
- Келле В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющая культуры. - «Вопросы философии», 2005, № 10.
- Кияненко К.В. Архитектура и социальное моделирование жилища. - Автореферат на соиск. уч. ст. доктора архитектуры. – М., 2005.
- Кнабе Г.С. Диалектика повседневности. – «Вопросы философии», 1989, № 5.
- Кнабе Г.С. Проблема постмодернизма и фильм Питера Гринауэя «Брюхо архитектора». – «Вопросы философии», 1997, №5.
- Кнуть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о природе и обществе. -М., 1988.
- Кристофер Дей. Места, где обитает человеческая душа. – М., 1995.
- Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII - начала ХIХ в.: Учебное пособие для ун-тов. - М., 1989.
- Кузнецов В.Н. Французский материализм ХVШ века. - М., 1981.
- Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия ХVIII в.: Учеб. пособие для студентов филос. фак. ун-тов. - М., 1986.
- Кузнецов М.А. Философия творчества: учебное пособие. – М., 2003.
- Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. - М., 1990.
- Лапин Н.И. Молодой Маркс. - М., 1968.
- Лебедев С.А. Словарь основных терминов. – М., 2004.
- Лимонад М.Ю., Цыганов А.И. Живые поля архитектуры. – Обнинск, 1999.
- Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М., 1989.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978. -623 с.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. Жизнь и смысл. - М., 1982.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. - М., 1982.
- Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. - М., 1989.
- Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). - М., 1979.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.
- Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - М., 1994.
- Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - М., 1997.
- Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. – «Вопросы философии», 1990, № 10.
- Маркович М. Маркс об отчуждении. – «Вопросы философии», 1989, № 9.
- Марубаев М.Л. О гармонии мира. – «Вопросы философии», 1994, № 6.
- Мастера архитектуры об архитектуре. Т.1-2. - М., 1972.*
- Мастера искусства об искусстве.В 7-ми т. - М.,1965-1969.
- Мастера советской архитектуры об архитектуре.- М., 1975. *
- Мень А. Сын человеческий. - М., 1991.
- Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - М., 1991. *
- Мир философии:Книга для чтения. В 2-х частях. Ч.2. Человек. Общество. Культура. - М., 1991. *
- Мифы Древней Индии. - М., 1975.
- Мифы народов мира. Энциклопедия (в 2-х томах). - М., 1982.
- Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. - М., 1966.
- Мольтманн Ю. Теология надежды. – «Вопросы философии», 1990, № 9.
- Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов. – М., 2006.
- Мочалов Е. Антропология всеединства в русской философии. – СПб., 2006.
- Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVII века. - М., 1974.
- Никитин В.И. Философия вечности: смысл жизни и смысл истории. - М.,2004.
- Никитин Е.П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся вселенная? – «Вопросы философии», 1991, № 8.
- Норенков С.В. Архитектоника предметного мира. – Н. Новгород 1991.
- Ойзерман Г.И. Сенсуалистическая гносеология и действительный научно-исследовательский поиск.- «Вопросы философии», 1994, № 3.
- Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. - М., 1974.
- Опыт русского либерализма.- М., 1997.
- Осадченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа: Учебное пособие. - М., 1996.
- Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии ХХ века. - М., 1987.
- Павлов Н.Л. Алтарь, ступа, храм. – М., 2003.
- Паниотова Т.С. Утопия в пространстве диалога культур. - Ростов н\Д., 2004.
- Планк М. Религия и естествознание. – «Вопросы философии», 1990, № 8.
- Покровская З.А. Античный философский эпос. - М., 1979.
- Постмодернизм и культура (материалы Круглого стола). – «Вопросы философии», 1997.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986.
- Придорога В. Феноменология тела: введение в философскую антропологию. – М., 1995.
- Пустарников В. Философская мысль в древней Руси. – М., 2005.
- Реале Джованне, Антисери Дарио. Западная философия (от истоков до наших дней), в 4-х т. – М., 1997.*
- Рей М. История индийской философии (греческая и индийская философия). - М., 1958.
- Рогальский Е.И. Смысл жизни как метафора творчества. - М., 2004.
- Россман В. Платон как зеркало русской идеи. – «Вопросы философии», 2005, №4.
- Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. – «Вопросы философии», 1990, № 2.
- Сербиненко В.В. История русской философии ХI-ХIХ вв. Курс лекций. - М., 1993.
- Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. - М., 1987.
- Смирнова З.В. Русская мысль первой половины ХIХ века и проблема исторической традиции. – «Вопросы философии», 1995, № 9.
- Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.
- Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.
- Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. - М., 1984.
- Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. - М., 1962.
- Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.
- Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. - М., 1984.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
- Столович Н.Л. История русской философии. – М., 2005.
- Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе. – «Вопросы философии», 1993, № 7.
- Темнов Е.И. Платоновский диалог «Государство».- М., 2004.
- Теория композиции как поэтика архитектуры.- М., 2002.
- Тростников В.Н. Научна ли “научная картина” мира? – «Вопросы философии», 1989, № 2.
- Трубецкой С.Н. Курс истории античной философии – М., 1997.
- Трубецкой С.Н. Метафизика в древней Греции. – М., 2003.
- Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М., 1987.
- Уитроу Дж. Структура и природа времени. - М, 1984.
- Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V - начало VII в.).- М., 1989.
- Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. - М., 1991.
- Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба. – «Вопросы философии», 1994, № 2.
- Философия: Учебник под ред. Губина В.Д. и др. – М., 2001.
- Философская энциклопедия. В 4-х т.- М., 2000-2001.
- Философы XX века сборник. – М., 1999.
- Финк Е. Основные феномены человеческого бытия. - В кн.: Социологос. – М., 1991.
- Френкин А.А. Феномен неоконсерватизма. – «Вопросы философии», 1991, № 5.
- Хейзинга И. Осень средневековья.- М., 1988.
- Хрестоматия по истории философии/Под ред. Л.А.Микешиной, ч.1-2. - М, 1994.*
- Чайковский Н.В. Античная философия как общеобразовательный предмет. – «Вопросы философии», 2002, №9.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М., 1981.
- Чанышев А.Н. Начало философии. - М., 1982.
- Честертон Г.К. Вечный человек. - М., 1991.
- Чухонкин А,А. Реставрация смысла. Чего недосказал Заратустра.- М., 2003.
- Шацкий Е. Утопия и традиция. - М., 1990.
- Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973.
- Швырев В.С. Научное познание как деятельность. - М., 1984.
- Шохин В.К. Школы индийской философии - М., 2004.
- Юань Кэ. Мифы древнего Китая. - М., 1965.
- Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура. – «Вопросы философии», 1991, № 11.
Автор (составитель): Попова Н.Г.,профессор кафедры Философии Московского архитектурного института (государственной академии), д.филос.н., профессор.
[1] Особый интерес могут представлять «двойные портреты», например: Сократ и Платон, Платон и Аристотель, Платон и Плотин, Ницше и Леонтьев, Розанов и Фрейд, Шекспир и Монтень и др.
Вопрос I.1 Предмет, структура и функции истории науки. Модели ее развития.
История науки – одна из самых молодых отраслей исторического познания. Основная задача истории науки как особой дисциплины построения теории развития науки – теории, объясняющей и раскрывающей механизмы возникновения, функционирования и эффективного ее развития. Истории науки принадлежит особое место – она является базисом для создания философии и теории науки, для практических рекомендаций в области научного менеджмента, организации науки в качестве особого социального института.
В настоящее время существует много теорий и концепций истории науки, но среди них наиболее четко вырисовываются 4 основные: история науки как кумулятивный процесс; история науки развитие через научные революции; история науки как совокупность частных ситуаций («кейс стадис»), история науки как совокупность моделей.
Модели науки:
Классические
1. Кумулятивистская – рассматривает историю как линейный процесс. Эта идея в качестве теоретического принципа была развита классической немецкой философии (Гегель). Конт делил развитие нучного знания на 3 стадии: теологическую, метафизическую (философскую), положительную (науную). В позитивизме историческое значение предшествующей научной мысли практически сводится на нет,т.е. наука понимается как замкнутый на себя процесс не имеющий никакого отношения к собственно истории, поскольку для него она представлена только в виде подготовительного этапа, не имеющего другого измерения.
2. Теория научных революций (Барт, Койре). Взгляд на историю науки смещается в сторону от механизма непрерывного и равномерного развития к пониманию двигателя ее прогресса как имманентных ей научных революций. Появление этой теории стало возможно благодаря критике позитивизма Бартом: научное знание не может быть отделено от философского. Затем эта теория разделилась на два направления: интернализм (история научных идей, управляемая внутренне присущими ей закономерностями) и экстернализм (историю науки детерминируют внешние социальные факторы).
Теория научных революций Куна в большей степени была направлена на разрешение научного кризиса, чем на вопросы истории науки, т.е. он ушел от проблемы различия типов мышления и пытался создать собственную теорию развития научного знания.
Неклассические: (происходит миниатюризация предмета исследования)
1. Cитуационные исследования. Подчеркивается необходимость остановить внимание на отдельном событии из истории науки и отдельном исследовании, которые происходят в определенном месте и в определенное время. Принимается тезис, что научное знание порождается, обсуждается в научном сообществе, здесь принимаются решения о судьбе новых идей и теорий. Главным объектом исследования становитсялаборатория с такими объектами деятельности ученых, как типография, издательства, производители сырья и оборудования для эксперимента. Социальные отношения в лаборатории формируют продукт науки.
2. Модельные концепции (сущность – опознаний предмета, используя информацию, заключенную в ее заместителях) (Уемов, Уайт). Согласно модельным представлениям, предмет истории науки выделяется с помощью абстракций и возникающих при этом идеализаций.
Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...
|
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при которых тело находится под действием заданной системы сил...
|
Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...
|
Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...
|
Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.
2. Исследовались не только человеческая...
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...
Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...
|
Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии...
Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...
Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...
|
|