Кириллица, использовавшаяся в древнерусском языке 34 страница
НОМИНАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Тип именных (субстантивных) односоставных предложений, в которых выражается бытие предмета в настоящем времени. Указание на совпадение бытия с моментом речи проявляется в главном члене. Показателем времени является значимое отсутствие глагола. Морфологического показателя не имеет и модальность выражается интонацией: Весна, весна! – значение реальности. Весна? – значение ирреальности. Частицей бы выражается ирреальное значение желательности: Скорее бы весна! По семантике предложение соотнесено с 3-м лицом (бытие предмета, не являющегося участником общения). Главный член Н.п. может содержать добавочные оттенки, выраженные интонацией, частицами: 1) структурный вариант с оттенком непосредственного восприятия бытия, совпадающего с моментом речи: Поле! Убегающая вдаль дорога!; 2) структурный вариант с указательно-ограничительным оттенком и с конкретным настоящим временем, не выходящим за «пределы» момента речи: Вон поле. Вон убегающая вдаль дорога; 3) структурный вариант с добавочным оттенком обнаружения, достижения и с указанием на временной предел – совпадение обнаруживаемого бытия с моментом речи: Вот и поле. Вот и убегающая вдаль дорога; 4) структурный вариант с эмоционально-экспрессивной оценкой предмета: Что за поле? Какая дорога? Главный член Н.п. может быть распространен второстепенными членами предложения: Начало лета. Прекрасное время. Н.п. с определением не следует смешивать с двусоставным предложением с нулевой связкой быть: Время прекрасное. В Н.п. могут быть обстоятельства, которые относятся не к главному члену, а ко всему предложению: В доме уют.
НОМИНАТИВНЫЙ КЛАСС. Иерархически обобщенная ступень в организации слов как лексико-семантических единиц. В основе понятия номинативный класс лежат: 1) когнитивная способность слова называть и познавать явления действительности; 2) информативная способность слова передавать семантически значимую информацию; 3) принадлежность слова к той или иной части речи. Выделяются следующие номинативные классы слов: 1) знаменательные (полнозначные, неместоименные слова; 2) местоименные, указательные слова; 3) служебные, неполнозначные слова; 4) междометные (эмоциональные) слова. Номинативный строй. Наличие в языке двусоставных предложений типа: Человек идет. Дом построен. Обычно к языкам номинативного строя относят флективные языки (русский язык). Префиксальную агглютинацию можно отметить в кавказских языках, где встречаются предложения номинативного и эргативного строя. Номинативный строй (номинативный синтаксический тип, или строй) состоит в том, что типичной формой выражения субъекта является именительный падеж (номинатив). Этим падежом выражается: 1) активное действующее лицо (агенс) – Человек построил дом; 2) пассивное (патиенс): Дом построен человеком. НОМИНАЦИЯ (НАИМЕНОВАНИЕ) В СИНТАКСИСЕ. Логико-синтаксический тип семантики простого предложения, присущий всем предложениям, т.к. в них дается наименование предметов или ситуаций (событий): Вот университет,а вот и любимые студенты. В предложениях с семантикой Н. часто встречаются собственные имена, лексико-семантическая группа глаголов с ядерным словом называться. Напр.: Это Алим. А это его брат Алихан. Этот поселок называется Коттеджный. Специфическая особенность предложений с семантикой Н. – отнесенность содержания предложения к конкретной ситуации, что актуально в аспекте теории референции. Номинация [лат. nominatio]. Называние, наименование. В языкознании наименование как процесс соотнесения языковых единиц с обозначаемыми объектами. НОМИНАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС. Создание языковых единиц, которые называют объекты действительности; этот процесс включает следующие этапы: 1) в действительности выделяется обозначаемый объект (денотат); 2) информация об объекте (денотате) оформляется в мышлении в виде представлений, понятий; 3) в языке возникают языковые единицы, представленные словом, фразеологизмом, словосочетанием, являющиеся вербальными коррелятами представлений и понятий. НОРМА ЯЗЫКОВАЯ. 1) Общепринятое, закрепившееся в языке употребление. 2) Употребление, рекомендованное грамматикой, словарем, справочником, подкрепленное авторитетом известного писателя, поэта и т.д. 3) Общепринятое и узаконенное употребление. 4) Употребление языковых единиц, обусловленное языковой системой какого-либо языка в отличие от систем других языков. 5) Употребление языковых средств, определяемое структурой языка. 6) Совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций элементов языковой структуры, отобранных и закрепленных общественной языковой практикой.(Э. Косериу). 7) Исторически принятый в данном языковом коллективе (предпочтенный) выбор одного из функциональных парадигматических и синтагматических вариантов языкового знака. 8) В риторике: принцип или правило, регулирующее деятельность ритора; нормы подразделяются на этические и
Нормативное описание. Описание литературного языка и литературной нормы с целью ее закрепления. НОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКА (НОРМАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКА). Процесс формирования и стандартизации орфоэпических, грамматических и лексических норм, считающихся образцовыми в данном языке. НОСИТЕЛЬ ЯЗЫКА. 1) Индивид, владеющий данным языком, как родным. 2) Отдельный человек, социальная группа, народ, пользующиеся тем или иным языком. Носовой резонанс. Состояние органов речи, когда воздушная струя при опущенной небной занавеске свободно проникает в полость носа, создавая резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных. Например, во французском языке четыре носовых гласных: [ā], [œ], [∂], [ε]. НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ в риторике связаны с ответственностью ритора за выбор предмета речи и за последствия решений, которые могут быть приняты. Нулевая морфема. Морфема без морфы, без материального (фонетического) выражения. В древнерусском языке слово рабъ имело флексию ъ. В результате падения редуцированных флексия утратила свое материальное выражение. Однако форма раб осталась в парадигме имени существительного, сохраняя сему рода, числа и падежа на фоне других падежных форм: раба, рабу, рабы и др. Грамматическое значение при нулевой морфеме выражается парадигматически. Нулевая флексия. Отсутствие флексии, указывающее по отношению с другими НУЛЬ-КОМПОЗИЦИЯ. Композиция из одного «первичного» элемента при опущенном или предполагаемом втором. НУМЕРАЛИЗАЦИЯ. Процесс индивидуальной переходности слов разных частей речи в имена числительные. НУМЕРАТИВЫ [<лат. numeratio]. Счетные слова, близкие к числительным в форме существительного («пятерка»), прилагательного («девятый»), наречия («трижды»). НУМЕРАЦИОННЫЙ ЯЗЫК («ЧИСЛОВОЙ ЯЗЫК»). Язык, в котором для передачи лексических и грамматических значений используются числовые символы. НЮ [др.-греч. Ν,ν]. 13-я буква греческого алфавита; строчная ν со штрихом вверху справа обозначала «50», со штрихом внизу слева – «50000». Оо О [кириллич. О «он» < др.-греч О «омикрон»]. 16-я буква русского алфавита. ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Жанр официально-делового стиля, процессуальный документ, составленный по завершении предварительного расследования. Цель О.з. – обос- Обертон [нем. Obertone]. Тон, который выше основного тона. Возникая при звучании
ОБЛАСТЬ ДЕЙСТВИЯ КОДА. Комбинация компонентов ситуации общения (состав участников, тема и место общения), применяемая при изучении переключения кодов в ситуациях, когда разные коды (языки, диалекты, функциональные стили) используются в разных социальных контекстах. ОБЛИКВУС. Косвенный падеж. Старофранцузский обликвус маркирует все случаи синтаксической зависимости имени, не различая их между собой: 1) в позиции косвенного дополнения; 2) в припредложной позиции; 3) в позиции приименного дополнения. ОБМЕН МНЕНИЯМИ В СОСТАВЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА. Один из типов ДЕ, представленный такими основными формами, как беседа и спор. В процессе спора говорящий стремится убедить адресата речи в правильности своего мнения. В диалоге при этом обнаруживаются различные позиции собеседников. ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Разновидность глагольных односоставных предложений, в которых действие приписывается обобщенному деятелю, независимое действие утверждается как вневременное, конкретно не соотнесенное с моментом речи. Эти значения выражаются в личных глагольных формах, имеющих также модальные значения: 1) глагол 2-го лица без не – значение долженствования: Прямо пойдешь – счастье найдешь; 2) глагол 2-го лица с не – значение невозможности: Спасибо в карман не положишь; 3) глагол повелительного наклонения без не – значение долженствования: Береги честь смолоду; 4) глагол повелительного наклонения с не – значение нецелесообразности (с оттенком предостережения): Не всякому слуху верь; 5) глагол 3-го лица множественного числа без не – значение долженствования (с оттенком целесообразности): Цыплят по осени считают; 6) глагол 3-го лица множественного числа с не – значение нецелесообразности: От добра добра не ищут. ОБОБЩЕННОСТЬ-ОТВЛЕЧЕННОСТЬ. 1) Стилевая черта научной речи. Она обуславливает употребление в научном тексте таких языковых средств, которые имеют обобщенно-отвлеченный характер: 1) нейтральные и книжные слова с обобщенным и отвлеченным значением: Оболочке Земли принадлежит важная роль в формировании лика планеты...; 2) глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного (вневременного) действия: Организмы не существуют в природе изолированно; 3) использование конкретной лексики для обозначения общих понятий. Так, в биологических текстах существительные в единственном числе, обозначающие флору и фауну, выступают как термины: Обыкновенная лисица является одним из ведущих пушно-промысловых видов зверей Ингушетии. (Батхиев А.М.) 2) Один из элементов информационной модели научного стиля, связанный с информационной функцией, со стремлением автора речи сообщить существенные признаки предмета. Обогащение словарного состава. Один из законов исторического развития языка как общественного явления. Существуют три основных пути обогащения словарного состава языка: 1) морфологический путь обогащения [основосложение, морфологическое (аффиксальное) словообразование]; 2) семантический путь [расширение значения слова, сужение значения слова, перенос значений (метафорический, метонимический, функциональный); лексико-семантический способ, основанный на распаде полисемии(образование омонимов, распределение значений слов по разным периодам: живот – часть тела, живот (устар.) – животный мир; возникновение нарицательных имен на основе собственных и наоборот: Любовь - любовь), конверсия]; 3) заимствование (необходимые заимствования, усваиваемые языком на всех уровнях; калькирование) ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ТВЕРДОСТИ/МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ. Парные твердые и мягкие обозначаются одной и той же буквой. Твердость обозначается гласными а, о, у, ы, э. Мягкость согласной перед гласной обозначается буквами я, ё, ю, и. Буква е может обозначать и твердые, и мягкие предшествующие согласные. На конце слова мягкость передается с помощью ь. Перед согласной мягкость согласной фонемы обозначается ь, а твердость – второй согласной: банька – банка. После согласных перед <j> пишутся разделительные ъ, ь, которые служат для уточнения значения следующих за ними букв я, ю, е, ё, и, но не указывают на твердость/мягкость предшествующей согласной. ОБОЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕХОДОВ ОТ ОДНОЙ МЫСЛИ К ДРУГОЙ. 1) Одна из закономерностей логичности речи. Лингвистическое условие ее реализации на уровне синтаксиса связного текста. 2) Один из элементов информационной модели логичности речи, несущий информацию о неязыковых условиях реализации логичности речи. ОБОСНОВАНИЕ в риторике: композиционная часть высказывания, которая содержит техническую (логическую или квазилогическую) аргументацию в пользу главного положения.
Обособление. Ритмико-интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ (конструкции, оборота): Внизу, в прихожей, часы пробили шесть. (Пауст.) На письме обособленная часть предложения может выделяться запятыми, тире. Обособленные члены предложения заключают дополнительное высказывание о предмете, признаке, выполняют по отношению к определяемому члену функции добавления, пояснения, уточнения. В некоторых случаях их можно развернуть в предикативные единицы: Теория Авиценны основывается на философских традициях, сложившихся на Востоке в течение двух предшествующих тысячелетий. - Теория Авиценны основывается на философских традициях, которые сложились на Востоке в течение двух предшествующих тысячелетий. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ. Разновидность дополнений, вычлененных в составе предложения как ограничительно-выделительные обороты с различными значениями: объектным, субъектным, обстоятельственным: Все приехали домой, кроме младшего брата. Условием обособления является ограничительно-выделительное значение оборота, представляющее собой основу добавочного высказывания: Приехали все, включая и дальних родственников. Ограничительно-выделительное значение выражается с помощью предлогов кроме, помимо, вместо, включая, исключая, наряду с и др. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Вычлененные в составе предложения слова или группы слов, имеющие синтаксическую функцию обстоятельства. Обособление обстоятельств определяется: 1) общими условиями; 2) частными и 3) дополнительными условиями, с учетом которых выделяются три группы обособленных обстоятельств: 1) обособленные деепричастия, для которых обстоятельственная функция является основной. Взаимоотношения деепричастий с глаголом прогнозируют оттенки времени, условия, уступки, причины, цели. Деепричастие не утрачивает значение процесса, что является основой добавочного высказывания и условием обособления: Вернувшись домой, он застал всех в добром здравии. Деепричастия не обособляются в случае утраты значения действия: а) во фразеологических единицах, имеющих застывшую форму деепричастного оборота и обозначающих признак действия: Он не любит делать все спустя рукава. Мы сломя голову неслись в Магас; б) не обособляются одиночные деепричастия со значением качественной характеристики действия, близкие к качественным наречиям: Мы шли не торопясь;2) распространенные обстоятельства со значениями причины, условия, уступки, времени обособляются при необычном расположении относительно определяемого слова: а) в позиции перед сказуемым; б) в начале или конце предложения; в) в случае дистантного расположения относительно главного члена: Она приняла решение и наконец, после многих хлопот,добилась желаемого результата. Ядром добавочного сообщения служит отвлеченное существительное хлопоты. Показателями обстоятельственных значений являются предлоги: а) причинные: от, из, за, из-за, ввиду, благодаря; б) условные: при, в случае; в) уступительные: вопреки, несмотря на; г) временные: по, после; 3) уточняющие обстоятельства, выделенные на основе того, что одно обстоятельство уточняет другое и через его посредство поясняет господствующий член: Он начал работать над диссертацией вечером, в десятом часу. Только значение уточнения, реализуемое говорящим намеренно, обусловливает выделение. Без отношений уточнения возникает единая обстоятельственная группа.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонации. О. ч. п. употребляются во всех стилях, в качестве обособленных членов предложения выступают деепричастные и причастные обороты, которые обладают большей смысловой емкостью. В публицистической и художественной речи они связаны с такой стилевой чертой, как выразительность: Улыбнувшись широко, добродушно, тот протянул руку... (Из «Детской энциклопедии). ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ. Слова или группы слов, вычлененные в составе предложения в ритмико-интонационном или смысловом аспекте, имеющие ослабленную синтаксическую связь с другими членами, выражающие добавочное сообщение по поводу одного из слов или всего предложения. Обособленными могут быть: 1) определения; 2) приложения; 3) обстоятельства; 4) дополнения; 5) сравнительные обороты. А.М. Пешковский первым подробно описал обособление, указав на сходство О.ч. с придаточными предложениями. Однако обособление – это принадлежность простого предложения: они не имеют собственно грамматического ядра, не обладают предикативностью. ОБРАЗ АВТОРА. Основная категория текстообразования, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств. Концепцию образа автора разработал В.В. Виноградов. «Образ автора может быть скрыт в глубинах композиции и стиля» [В.В. Виноградов]. Образ автора – одна из форм проявления реальной личности автора. Выделяются следующие типы повествователей: 1) объективный повествователь (от 3-го лица); 2) личный повествователь (от 1-го лица); 3) рассказчик – носитель речи, открыто организующий текст своей личностью. ОБРАЗ АДРЕСАТА. Одна из основных категорий текстообразования. Адресату предназначен текст в расчете на его творческое восприятие. Форма выражения одного и того же содержания в тексте модифицируется по-разному, в зависимости от параметров: 1) возраста; 2) пола; ОБРАЗ РИТОРА О.р. складывается как отношение его индивидуального стиля к представлению общества о риторическом идеале и проявляется в аспектах пафоса, логоса и этоса. ОБРАЗНОСТЬ РЕЧИ. Одно из коммуникативных качеств речи, направленное на формирование конкретно-чувственных представлений о действительности. О.р. может входить в компетенцию культуры речи. ОБРАЗНОСТЬ. 1) Основная черта художественной литературы, ориентированная на создание художественных образов. 2) Стилевая черта художественной речи, связанная с употреблением слов в переносном значении метафор, эпитетов, сравнений, гипербол и т.п. Метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы изучаются стилистикой художественной литературы (литературоведческой стилистикой). Слова в переносном значении, сравнительные обороты, предложения с определениями входят в компетенцию стилистики языка. Таким образом, в одном и том же стилистическом средстве выделяются два плана: 1) связанный с литературоведческой стилистикой и 2) связанный со стилистикой языка. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ С ПЕРВЫМ НЕИЗМЕНЯЕМЫМ СВЯЗАННЫМ КОМПОНЕНТОМ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА: авиа-, агро-, био-, гидро-, видео-, метео-, рок-, аэро-, теле-, мега-, макро-, микро- и др. Мегафон, телешоу и др.
ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (ИНВЕРСИЯ). Порядок слов в предложении, который не совпадает с порядком слов в словосочетании. О. п. с. используется в разных стилях. Так, в публицистической речи он способствует созданию экспрессивности, выполнению воздействующей функции высказывания: Уходили в тыл врага комсомольские отряды. Летели под откос вражеские эшелоны, подрывались на минах колонны врагов. (Из книги «Десять встреч с мужеством»). В художественной речи обратный порядок слов связан с эмоциональностью, которую автор вкладывает в высказывание: По белой скатерти снега катится легкий сказочный колобок. Это выбрался из своих подснежных ходов крошечный зверек - лемминг. Внимательно наблюдаю в бинокль за его опасным путешествием. (По И. Соколову-Микитову). В научно-популярной речи в целях доказательности выдвигаемого утверждения тоже может использоваться О. п. с.: Загадка прояснится, если вспомнить, что в полной форме это пословичное выражение звучало так... (По З. Люстровой и Л. Скворцову). ОБРАТНЫЙ ЯЗЫКОВОЙ СДВИГ. Возврат к прежнему, использовавшемуся ранее, языку, что случается крайне редко. Например, был возрожден один из «мертвых» языков – иврит (Hebrew) в Израиле, где язык, который еще в начале ХХ в. был языком ритуалов и древних рели- ОБРАЩЕНИЕ. Слово или словосочетание, называющее человека иди предмет, к которому обращается говорящий или пишущий. О. используется для привлечения внимания собеседника, читателя. Обращения чаще встречаются в разговорной речи, особенно в диалогической; в художественной речи – в диалогах, в деловом стиле – в официальной или личной переписке. В поэтической речи обращения к отсутствующему лицу, животным, неодушевленным предметам имеют риторический характер. Обычно они метафоричны: Здравствуй, красавица Волга! (Н.). О. выполняет различные функции. Например: в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» обращения используются в лирических отступлениях автора. Они связаны с образностью художественного произведения, эмоциональностью автора, поэтому могут содержать в себе оценочное значение: Волшебный край! Там в стары годы Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы... (I, ХVIII); Мои богини! что вы? Где вы? Внемлите мой печальный глас... ОБРАЩЕННОСТЬ АВТОРА РЕЧИ К ЧИТАТЕЛЮ (СЛУШАТЕЛЮ), А ТАКЖЕ К САМОМУ СЕБЕ. 1) Одна из особенностей рассуждения-размышления, которая связана с желанием автора разобраться в ряде проблемных вопросов, до конца понять не только особенности предмета размышления, но и свои мысли, чувства. Все это обусловливает частотность рассуждений-размышлений в художественных произведениях, в публицистической литературе.
|