Кириллица, использовавшаяся в древнерусском языке 62 страница
Тт Т [< кириллич. Т («твердо»), др.-греч. Ττ тау]. 20-я буква русского алфавита. Табу (полинез. tapu). Означает особо (всецело) отмеченный (выделенный). Образовано в полинезийском из двух корней: ta – отмечать, pu – всецело: tapu>tabu. Запрет на слова, которые обозначают почитаемые или, напротив, «плохие» явления и понятия. Широко известны охотничьи табу на имена животных, являющихся предметом охоты. Во всех языках табуируются слова, связанные со смертью, особенно смертью вождя, правителя или вообще старшего и почитаемого человека. ТАВТОГРАММА [др.- греч.ταuτό то же самое + …грамма]. Стихотворение, все строки которого начинают с одной буквы. ТАВТОЛОГИЯ [др.- греч. ταυτό то же самое + …логия]. 1) Использование однокоренных слов при построении словосочетания или предложения, приводящее к информативной избыточности: «масло масляное», «покупатель купил», «теория текста изучает тексты» и др. 2) ошибочное толкование понятия, приводящее к порочному кругу: «Функциональная стилистика – это наука о функциональных стилях». Одна из частых и устойчивых речевых ошибок. Основана на неоправданном повторении однокоренных слов, снижающем выразительность речи: Заказчик заказал.
ТАКСИС. Относительное время. Семантически эта категория близка категории собственно времени (или абсолютного времени), но, в отличие от последнего, лишена дейктического компонента. Граммемы таксиса выражают одновременность, предшествование, следование не по отношению к моменту речи, а по отношению к любой ситуации, эксплицитно или имплицитно заданной контекстом (такую ситуацию называют «точкой отсчета»). В языках мира существуют две основных модели выражения таксиса в глагольных системах: 1) нефинитная модель – используются причастия и деепричастия (рус. яз., уральские, алтайские, дравидийские, дагестанские и др. яз.); 2) комбинированная модель – в глагольных формах одновременно выражаются граммемы относительного и абсолютного времени; система глагольных форм расщепляется на формы прошедшего времени, выражающие предшествование в прошлом и одновременность в прошлом, формы будущего, выражающие предшествование в будущем и одновременность в будущем (романские, германские языки и др.). В традиционной терминологии некоторые из этих граммем называются плюсквамперфект, имперфект, второе будущее, перфект. ТАКСО́Н [<лат. taxare оценивать]. Группа самостоятельных объектов, имеющих общие свойства и признаки, на основании чего их относят к одной категории; напр. в морфологии выделяются целые ряды таксонов. ТАКСОНОМИЯ [др.-греч. τάξίς расположение, строй, порядок + νόμος закон]. Теория классификации и систематизации областей, имеющих иерархическое строение; в частности, эта теория используется в языкознании при выделении языковых семей и групп; соподчиненные группы называемых объектов образуют таксономические категории. Такт. Два или несколько слогов, объединенных ударением. Такт может быть равен слову и объединять слова в единую ритмическую группу. Тактовое членение фразы лежит в основе акцентного стиха, ритм которого содержит переменное число безударных слогов в такте и строке: От запада и до востока, От зависти и до восторга. Е. Евтушенко. От – проклитик, примыкающий к последующему слову. Первая строка равна слову, поэтому словесное и фразовое (тактовое) ударение в данном случае совпадают. ТАКТИЛЬНЫЙ [лат. tactilis]. Осязательный; Т. ощущения – ощущения прикосновения; Т. образ – образ, ощущаемый слушателем или читателем. ТЕЗАУРУС [др.-греч. θησαυρος сокровище, запас]. 1) Словарь идеологического типа, в котором вокруг общих понятий сгруппированы лексемы, находящиеся друг с другом в семантических отношениях; 2) словарь, включающий максимальное количество лексем с примерами употребления лексико-семантических вариантов; 3) словарь, включающий все слова того или иного языка. ТЕЗИС [др.-греч. θέσίς положение, утверждение]. 1) Утверждение, избранное для доказательства, защиты или опровержения; 2) основополагающее утверждение в каком-л. тексте; 3) один из основных компонентов текста в рассуждении – доказательстве, рассуждении- размышлении, рассуждении-объяснении. ТЕЗИСЫ. 1) Жанр научной литературы, представляющий собой краткую запись содержания научного исследования в виде основных положений, сформулированных в сжатой форме. Они подразделяются: а) на первичные (авторские) и б) вторичные, созданные на основе чужого текста. Первичные, оригинальные тезисы предназначены для научно-делового общения, публикуются в виде сборника тезисов, распространяются между участниками форума до его начала. Тезисы рассчитаны также на долговременного адресата – специалистов, заинтересованных в получении соответствующей информации и в поисковой ориентировке. Для тезисов характерна строго нормативная композиционно-смысловая структура, включающая: а) преамбулу, содержащую ввод в проблематику, обоснование ее актуальности, представление предмета исследования; б) основное тезисное изложение – 3-7 тезисов, составляющих предметно-логическое единство; в) заключительный тезис, ориентированный на целостную подытоживающую экспликацию выводного знания. К тезисам применяются строгие требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры. 2) Один из видов творческих работ учащихся обучающего и контрольного характера. Читая текст предложенной для работы статьи, ученик излагает основную мысль абзаца в форме предложения. Тезисы могут использоваться как опорный материал для пересказа текста.
ТЕКСТ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ выполняет информативную, эстетическую, прагматическую функции. Умение работать с учебными текстами повышает эффективность усвоения материала. Необходимо учитывать определенные особенности в использовании текстов разных стилей в процессе образовательной деятельности. ТЕКСТ КАК ЕДИНИЦА КУЛЬТУРЫ. Текст погружен в культурное пространство эпохи, культурологический тезаурус адресата, отражает особенности авторской личности, знания автора, его лексикон, образ мира, цели, мотивы. Текст несет печать культуры определенного этапа в жизни общества, культуры народа с его традициями, устоями, менталитетом, культуры неповторимой личности творца. Если культура – это «способ самоорганизации мыслящего универсума, способ жизнедеятельности, правила деятельности людей, то связь с текстом очевидна. У текста и культуры существуют единые параметры, которые позволяют рассматривать текст как ее единицу: 1) антропоцентричность (человек – творец культуры и ее главное творение; текст также создается человеком и для человека); 2) диалогический характер (диалог культур, диалогичность текста); 3) деятельностная сущность; 4) знаковость (и текст, и культура – это семиотические системы, способные хранить и передавать социально значимую информацию); 5) символичность (культура – это «символическая вселенная» [Ю.М. Лотман]; текст также имеет символический характер); 6) функциональная общность; 7) нормативность (культура – это совокупность норм; тексту также присущи разные нормы); 8) категориальная общность (целостность, индивидуальное своеобразие). «Культурная память» текста (выражение Ю.М. Лотмана) – понятие реальное, основанное на его диалогической сущности, ассоциативно-образной природе, составляющее важнейшую особенность художественного текста как единицы культуры. Вторая особенность заключается в том, что текст принадлежит к «вторично моделирующим системам». Ему присуща семиотическая неоднородность, наличие многообразных кодов, позволяющих ему быть «информационным генератором» [Лотман Ю.М.]. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Произведение искусства, изучаемое в культурно-историческом контексте эпохи, принадлежащее определенному литературному направлению, имеющее жанровую специфику, композицию, образную систему, тематику и проблематику. Литературоведа интересует основной пафос текста и его художественное своеобразие. Исследуется внетекстовый фон: мировоззрение писателя, эстетическое кредо, культурно-историческая эпоха, обстоятельства создания текста. В задачи литературоведческого анализа входит изучение художественного содержания произведения. ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ. Текст как единица обучения, оставаясь формой коммуникации, подчиняется целям и задачам языкового образования и воспитания учащихся, включения их в процесс сотворчества в соответствии с методикой коммуникативного обучения языку. Диалогическое общение на уроке как текстовая деятельность подчинено задачам образования и воспитания. Анализируя текст как единицу обучения, необходимо помнить о важности гармонизирующего общения на уроке. ТЕКСТ КАК ФОРМА КОММУНИКАЦИИ. Текст, являясь речевым произведением, служит универсальной формой коммуникации. Благодаря текстовой деятельности (порождению, восприятию и интерпретации текстов) передается информация, выражаются чувства, осуществляются контакты между людьми; описываются реалии окружающего мира, сознания и языка. Тексты выполняют множество функций: информативную, социальную, коммуникативную, эмотивную, эстетическую, контактоустанавливающую, (фатическую), прагматическую, метаязыковую. Текст занимает центральное положение в модели речевого акта. Текст всегда есть продукт первичной коммуникативной деятельности автора (говорящего, пишущего) и объект вторичной коммуникативной деятельности адресата (читателя или слушателя). Чтобы состоялось общение автора и адресата через текст, необходимы знание языка (кода), действительности, т.е. общность концептуальной и языковой картины мира у коммуникантов, а также наличие канала связи. Н.С. Болотнова текст считает формой коммуникации. Единица общения – речевое событие, которое складывается из дискурса и речевой ситуации [Михальская]. Текст как одна из форм коммуникации является связующим звеном в общении.
ТЕКСТ, ПО Н.С. БОЛОТНОВОЙ. Коммуникативно ориентированный, концептуально обусловленный продукт реализации языковой системы в рамках определенной сферы общения, имеющий информативно-смысловую и прагматическую сущность [М.: Флинта, 2007]. ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВТОРИЧНАЯ. Коммуникативная деятельность, включающая этапы: 1) восприятия (зрительного или слухового); 2) интерпретации текста; 3) понимания. ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВИЧНАЯ. Создание текстов устных и письменных. ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1. Система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать их. 2. Речевая разновидность коммуникативной деятельности, которая, в свою очередь, может быть и неречевой, невербальной: общение с помощью знаков, цветов, свиста, барабанов и т.п. 3. Разновидность речевой деятельности, отличающейся конкретностью целей, задач, сферы общения и жанра, ситуативной обусловленностью, личностной ориентацией. В отличие от текстовой деятельности, речевая деятельность характеризуется обобщенностью, типовыми закономерностями, ориентацией на социум. Речевая деятельность – процесс, единицей которого является текст. Общие черты текстовой и речевой деятельности – наличие: 1) мотива; 2) цели; 3) содержания; 4) формы выражения. Текстовая деятельность направлена на обеспечение общения в разных сферах коммуникации, сообщение информации и воздействие на адресата. Первичная Т.д. имеет цель, замысел, характеризуется отбором фактов и языковых средств, осмыслением композиции (структуры речевого сообщения). Этапы Т.д. соответствуют этапам риторического канона. ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ ВРЕМЯ. «Текстовая категория, с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективной действительности или ее преломлением» (Т.В. Матвеева). Т.к.в. – векторная категория, имеющая полевой характер, в описании которой важна точка отсчета. И.Я. Чернухина определяет время как продукт творчества автора... Существуют различные типологии художественного времени: 1) реальное объективное, циклическое, субъективное, ирреальное (А.Ф. Папина); 2) календарное, событийное, перцептивное (Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова); 3) конкретное, абстрактное, обобщенное, поэтически трансформированное (И.Я. Чернухина); 4) сюжетное, фабульное, авторское, субъектное время персонажей (Н.А. Николина); 5) ирреальное (астральное, интерфернальное, волшебное, мифологическое, сказочное, фантастическое, фантасмагорическое, время Зазеркалья) (А.Ф. Папина); 6) реальное и виртуальное (Т.В. Жеребило). ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ ДИАЛОГИЧНОСТИ. «Фундаментальное свойство речи вообще, всеобщий ее признак, выступающий как речевая реализация коммуникативной функции языка» (М.Н. Кожина). Глобальная текстовая функциональная семантико-стилистическая категория, имеющая полевый характер. Выделяются ядерные и периферийные маркеры категории диалогичности, используемые в текстах разных стилей и жанров. Т.к.д. проявляется в категориях субъектности и адресованности, связанных с образом автора и адресата. Категория субъектности проявляется в формах: автор – реальное лицо, образ автора – глобальная категория текста, повествователь, лирический герой, персонаж. Категория образа автора была в свое время разработана В.В. Виноградовым, который трактовал образ автора как «концентрированное воплощение сути произведения», в котором «как в фокусе, сходятся все структурные качества словесно-художественного целого». Категория адресованности связана с реальным адресатом текста, собирательным образом адресата, с художественным образом персонажа-адресата. ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВО. Неотъемлемое свойство всех объектов действительности, отраженных в тексте. «Пространственная организация всех событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения, и система пространственных образов текста» (А.Н. Николина). Выделяются объективное (диктумное) и субъективное (модусное) пространство. И.Я. Чернухина определяет пространство как «продукт творчества автора эстетический способ речевого воплощения физического и философского аспектов пространства в пределах прозаического и поэтического текста. Свойства реального пространства: протяженность, прерывность/непрерывность, трехмерность, – отражаются в тексте. Пространство может быть одномерным и многомерным (Т.В. Жеребило). Выделяются следующие типы пространства, по мнению Н.С. Болотновой: объективное/субъективное; концептуальное/художест-
ТЕКСТОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Знания и умения, нацеленные на первичную и вторичную текстовую деятельность: 1) знание действительности, умение отражать ее в слове при текстообразовании и понимать на основе интерпретационной деятельности; 2) умение проявлять свой взгляд на мир, свою творческую индивидуальность в выборе жизненного материала и его отражении в слове; осознание индивидуального авторского стиля; 3) знания о сферах общения, ситуациях, условиях общения и умение учитывать это при текстообразовании и восприятии текста; 4) знание об адресате и умение учитывать фактор адресата в процессе текстовой деятельности; 5) знание языковых ресурсов, умение их отбирать, организовывать в процессе текстовой деятельности. Понятие текстовой компетенции наиболее тщательно разработано в научных трудах Н.С. Болотновой. ТЕКСТОВАЯ НОРМА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ. Система текстовых правил (норм), в соответствии с которыми создается текст как сложный многоаспектный феномен. В этом смысле текстовая норма включает: 1) коммуникативно-прагматические текстовые нормы; 2) нормы формирования содержательного плана текста; 3) жанрово-стилистические текстовые нормы; 4) композиционно-речевые текстовые нормы; 5) текстовые нормы; 6) текстовые нормы, связанные с техническим оформлением текста. ТЕКСТОВАЯ НОРМА НА УРОВНЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Гармоничное соответствие элементов текста, его формы и содержания авторской ин- ТЕКСТОВАЯ НОРМА НА УРОВНЕ УЗУСА. Представление об эталоне соответствующего типа текстов, характерном для определенного этапа развития общества. Для текстовой нормы данного типа характерны: 1) относительная устойчивость, создающая условия для понимания автора и адресата; 2) вариативность, открывающая возможность дальнейшего развития, совершенствования текстовой деятельности коммуникантов. ТЕКСТОВАЯ НОРМА. 1) Исторически сложившиеся, принятые в обществе устойчивые правила текстовой деятельности, на основе которых создаются эталонные для определенной сферы общения тексты; 2) система коммуникативно-прагматических, жанрово-стилистических, композиционно-речевых и других норм, соответствующая определенному типу текста, отражающая его многоплановость, коммуникативную сущность, лингвистическую природу и экстралингвистическую ориентацию; 3) гармоничная организация всех элементов структуры текста в соответствии с авторским замыслом и ориентацией на адресата (Н.С. Болотнова).
ТЕКСТОВОСПРИНИМАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Слушание и чтение как основа для декодирования сообщения. ТЕКСТОВЫЕ КОМПОЗИЦИОННО-РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ. Нормы, включающие правила формальной организации текста: 1) мотивированную последовательность частей в развертывании содержания, их логичность и пропорциональность, эффективность зачина и концовки, оправданный выбор композиционно-речевых приемов; 2) соблюдение языковых норм, важных для понимания текста адресатом: фонетических, орфоэпических, орфографических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, стилистических. В художественных текстах допускаются эстетически оправданные отступления от языковых норм. Т.к.-р.н. определяются: 1) фактором адресата; 2) интенциями автора; 3) соотнесенностью с языком (кодом); 4) спецификой канала связи (в проекции на модель речевой коммуникации). Они формируются на основе вербально-семантического, тезаурусного и мотивационного уровней языковой личности автора и адресата. Т.к.-р.н. связаны со следующими коммуникативными качествами речи: уместностью, богатством, точностью, ясностью, выразительностью, логичностью. Они формируют связность текста и его модальность, его системные качества: интегративность, структурность, информативность, регулятивность. ТЕКСТОВЫЕ НОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ПЛАНА. Соотнесенность текста с действительностью. Опираются на вербально-семантический и тезаурусный уровни языковой личности автора и потенциального адресата, определяют: 1) точность; 2) уместность; 3) смысловую завершенность; 4) отдельность; 5) цельность текста; 6) информативность; 7) интегративность. Данные нормы предполагают соответствие содержательного плана текста теме, идее (авторскому замыслу); этическим и эстетическим нормам, принятым в обществе в рамках данной сферы. ТЕКСТОВЫЕ НОРМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕХНИЧЕСКИМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТЕКСТА. Нормы, предполагающие точность цитирования и оформления сносок, статистических данных, библиографии. Они включают деление текста на абзацы, обоснованный выбор дополнительных графических средств, шрифта и т.п. Данный тип норм отражает своеобразие канала связи автора и адресата в проекции на модель речевой коммуникации. Они ориентированы на мотивационный и тезаурусный уровни языковой личности адресата, определяют точность и ясность речевых сообщений; формируют цельность и модальность текста, его регулятивность и информативность. ТЕКСТОВЫЙ [< текст]. Связанный с текстом; выделенный в тексте; свойственный тексту. Текстовый прототип. Прототипический образец, предшествующий более поздним образцам текста. Текстологические приемы. Способы исследования, применяемые в текстологии и направленные на критику (рецензирование), атрибуцию и интерпретацию текста, а также классификацию текстов (рукописей, изданий), требующие комплексного использования исторических, литературоведческих и лингвистических знаний. Текстологическая классификация комплексная, сводящаяся к установлению основного (канонизированного) текста и классификации списков или редакции. ТЕКСТОЛОГИЯ [текст + …логия]. 1) Литературоведческая, общефилологическая дисциплина, исследующая тексты письменности с целью выявления их происхождения, истории, определения искажений, возникших во время переписывания, редактирования, цензуры. 2) Направление общей теории текста, которое могут относить и к истории литературы в зависимости от интерпретации этого понятия. Т. занимается сопоставлением разных вариантов одного текста и проблемой авторства текстов. ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: 1) создание первичных текстов (сочинение – рассуждение, сочинение – повествование, сочинение – описание, монолог – объяснение учителя, монолог – ответ ученика, диалог и т.п.); 2) создание вторичных текстов (изложение, пересказ, аннотация; контекст; тезисы, реферат и т.п.).
ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗВУКОВЫХ ЕДИНИЦ. Проявляются в создании мелодики и ритмики текста, в формировании приемов звукописи, включая ассонанс и аллитерацию. В текстообразовании значимыми могут быть ономатопея, звуковой символизм. ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. Слово в тексте играет ключевую роль. Оно способно: а) сообщать о денотате, обозначая его и характеризуя определенным образом; б) отражать элемент микротемы и микротему; в) воплощать элемент ситуации или ее фрагмент; г) быть эмотемой; д) создавать микрообраз. Текстообразующие возможности слов связаны с его коммуникативным потенциалом. Возможность участвовать в коммуникации реализуется на основе ассоциативных связей слов: 1) референтных; 2) ситуатив- ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФЕМ/МОРФОВ. Морфемы/морфы, вклю- ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ/ВЫСКАЗЫВАНИЙ. 1) Семантика предложения связана со структурой соответствующей ситуации, что при «накапливании» и «укрупнении» семантических признаков формирует поэтапное смысловое развертывание текста и его смысловую структуру. 2) Семантический признак может отражать: а) одну из сторон описываемого элемента ситуации (на уровне сем); б) элемент в целом (на уровне слов, фразеологизмов); в) координацию элементов (на уровне высказывания и его частей). 3) Вербально выраженные семантические признаки различных реалий текстового мира связываются: а) отношениями дополнения; б) отношениями усиления; в) отношениями контраста, имеющими коммуникативную значимость на разных этапах смыслового развертывания текста: от высказывания до текста. 3) Высказывание, являясь элементом текста, отражает общее фрагментарно и неполно. Оно может включаться в проспекцию и ретроспекцию всего текста. 4) Текстообразующие потенции предложения определяются следующими факторами: а) структурно-семанти-ческой организацией предложения; б) инициальностью/инициальностью позиции предложения; в) семантической соотнесенностью предложения с последующим композиционно-смысловым звеном текста. 5) Существуют два способа семантического воздействия предложения на текст: а) контактно-когезирующее воздействие; б) ассоциативно-прерывистое воздействие. 6) Как и текст, высказывание имеет поверхностный и глубинный смысл. ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО (КОММУНИКАТИВНОГО БЛОКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ). 1) Тема и рема выполняют текстообразующую функцию; 2) строевые единицы текстообразования также выполняют эту роль (сложное синтаксическое целое, свободное высказывание первого типа; свободное высказывание второго типа; линейно-синтаксическая цепь); 3) в текстообразовании участвует коммуникативный блок высказываний.
|