Студопедия — Изделия Ольги Анатольевны
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Изделия Ольги Анатольевны






жилетки:

 

интерьер дома:

главная комната компьютерная комната

 

 

спальная кухня

прихожая:

 

Пилипенко Мария,10 класса (15 лет) - Дом с закрытыми ставнями… – научный руководитель Ферина Н. Л., МБОУ «Усть-Вельская СОШ № 23»

 

В деревне Шунемский Березник есть дом с закрытыми ставнями, на котором, как и на всех других домах, висит табличка с номером «19». А чуть выше, покосившись от времени, ещё одна, но уже деревянная, с плохо различимой надписью: «Сей дом крестьянина деревни Березник сына Рогалёвых построен в 18..3 году». Мне захотелось побольше узнать про этот старинный дом.

Оказалось, что нынешние хозяева этого дома – родные сёстры Никулина Светлана Михайловна и Вавилова Любовь Михайловна, живут в г. Санкт-Петербурге и приезжают только на лето. И именно летом дом просыпается, встречая своих хозяев, и открывает свои глаза – ставни. Это родовой дом семьи Никулиных, который построил дед Роголёв Алексей Андреевич. Алексей Андреевич в молодости плавал на пароходах в Архангельске, ходил в Англию и другие страны. В рейсах вышивал черно-красным крестиком полотенца. Такая вышивка была нарядна, торжественна и благородна, потому вышитые вещи использовались по праздникам. Вышитыми рушниками украшали иконы.

Первую жену Наталью Кирилловну Алексей Андреевич нашел в Холмогорах. У них в семье было две дочки: Елизавета родилась в 1904 году, спустя два года, в 1906 году родилась Мария. Мария – это мама Светланы Михайловны, которая и рассказала мне историю дома.

Дом построен примерно в 1900 году (± 3 года). Требования к строительному материалу предъявлялись особые. Крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы.Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили.Дом Рогалёвы делали из лиственницы. Это дерево обладает многими ценными для хозяйства свойствами. Её древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: будучи высушенной, она очень слабо подвержена гнилям. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями.Но есть у лиственницы один недостаток – она трудно обрабатывается, растрескивается и коробится при быстром высыхании на прямом солнечном освещении. Это происходит из-за наличия в древесине камеди. Чтобы предохранить лиственничную древесину от растрескивания и коробления, ее длительное время выдерживали в реке для удаления камеди, потом сушили. И только потом лиственницу использовали для строительства.

Строили коллективом: собирались деревенские мужики и ставили дом. Дом получился на славу, имел два этажа. Все хозяйственные постройки были собраны под одной крышей. Русский крестьянин ставил дом прочно, на века. Инструменты нехитрые - топор, скобель да долото. Всю избу сложили без единого гвоздя. Со стороны кажется, будто одно бревно сквозь другое пропущено.

Изба с русской печью - основное жилое помещение. Попасть в неё можно через низкую одностворчатую дверь, вытесанную из трех широких пластин лиственницы. Вставлена дверь в дверную колоду, составленную из двух толстых тесаных плах (косяков), вершняка (верхнего бревна) и высокого порога. Избяная дверь отворяется в сени. Это позволяет увеличить пространство теплой избы. А форма двери почти квадратная.

Основное пространство избы занимает печь. Она располагается сразу справа у входа устьем к передней стене, к окнам. Печь и поныне используют для отопления, приготовления пищи. Устье печи плотно закрывалось большой заслонкой, во избежание потери тепла. Перед устьем устроена небольшая плоская площадка — шесток, на который ставилась утварь, чтобы ухватом задвинуть ее в печь. На печи и сейчас хранят вещи, сушат лук, чеснок. Верхняя часть печи сделана широкой и плоской, удобной для лежания, на печи спали. Зимой под опечком держали кур. От печного столба до передней стены идёт воронец, который до сих пор хозяевами используется по назначению в качестве полки для ежедневной посуды.

Внутренняя обстановка избы основывалась на устойчивости традиций домашней и хозяйственной жизни: неподвижные широкие лавки, плотно прикрепленные к стенам, полки над ними; примыкающие к печи деревянные элементы; открытый посудный шкаф-блюдник. В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место. Может быть, именно поэтому всё перечисленное до сегодняшнего дня осталось без изменений.

Парадной частью избы является красный угол. Красный угол хорошо освещается, так как окна прорублены в обеих стенах, составляющих этот угол. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой. Божница представляет собой полочку, на которую ставили иконы. А за иконы складывали важные документы (счета, долговые расписки, платежные тетради, поминальники). В красном углу всегда ставили стол.

Вдоль стен красного угла идут лавки. На них сидели, спали, хранили вещи. Вдоль левой длинной стены избы, к красному углу шла долгая лавка, отличавшаяся от других своей длиной. Подобно печному углу, эта лавка традиционно считалась женским местом. Здесь шили, пряли, вязали, вышивали. Поэтому эту лавку называли еще бабьей. Вдоль передней стены, от красного угла к печному, устраивали лавку короткую (она же красная, передняя). На ней во время семейной трапезы сидели мужчины. А вдоль длинной стороны печи, до двери шла лавка кутная. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали хлеб.

Когда Марии было 6 лет, её мама умерла и отец Алексей Андреевич женился во второй раз. Жену звали Евдокия Ивановна.

Мама Светланы Михайловны - Мария, была передовой девушкой, комсомолкой. С будущим мужем Михаилом они встретились в Вельске. Жили в доме большой семьёй.

Светлана Михайловна вспоминает: «С детства я помню, что наверху была только верхняя горница, пригодная для жилья летом. Верхняя часть над избой была без окон, пола и потолка. Это уже отец приглашал работников доделать».

В первой клети наверху стоял ткацкий станок – кросна. Евдокия Ивановна ткала холсты, коврики. Затем вместе с внучками расстилали холсты на траве для отбеливания льна. А ещё Евдокия Ивановна сама пекла хлеб один или два раза в неделю и складывала на кутную лавку. Часто грели самовар, который стоял на табуретке, труба вставлялась в отверстие в печке.

Дед Алексей Андреевич принимал проезжающих из Вельска и в Вельск. Люди спали на лавках у стен, на печке, на полатях. Сейчас полати сняты, а находились они над умывальником. Лошадей постояльцев ставили в конюшне. Там же был и хлев для коровы.

А ещё во дворе дома стоит амбар. В нём хранили запасы зерна, овощей на зиму.

Гуляя по дому, я ощущала себя в прошлом веке – настолько бережно хозяева дома хранят утварь, вещи, убранство своих предков. Это и ткацкий станок, и берестяные изделия, и части упряжи, и деревянные стулья... Светлана Михайловна и Любовь Михайловна с трепетом рассказывают о жизни своих предков, любят свой родовой дом. Хочется, чтобы ставни в этом доме открывались чаще…

ПРИЛОЖЕНИЯ

Фото 1. Верхняя горница Фото 2. Нижняя горница

Фото 3. Сени Фото 4. В нижней горнице Фото 5. Женский угол

Фото 6. Утварь Фото 7. Сундук Алексея Андреевича Рогалёва

Фото 8. Амбар Фото 9. Старинная табличка на доме

Дружининская Наталья,10 класс - Родинка на память – научные руководители Шубина Е. Н., Воробьева С. М., МБОУ «СОШ №4 г. Вельска»

Юбилейные даты позволяют не только заглянуть в будущее, но и заставляют оглянуться назад. В 2011 году коллектив МБОУ "СОШ №4 г. Вельска" отметил пятидесятилетний юбилей. Однако стены школы, кованые пролеты старинного забора явно старше пятидесяти лет. Что они видели за свою многолетнюю историю? Кто ходил по этим коридорам? К сожалению, ответов на эти вопросы я не нашла ни у учителей, ни на стендах из истории школы. Музея, где бы можно было познакомиться с документами, в школе тоже нет.

Желая восстановить пробелы в истории любимой с детства школы, я решила выбрать тему исследования "История здания МБОУ "СОШ №4 г. Вельска".

Во время работы я прочитала стихотворение вельского поэта А.И. Занина "Попроси меня по городу провести...". [9] Особенно поразили меня строчки:

Дремлют маленькие дворики,

Прячут свой уютный мир.

Все дома, как в память - родинки,

Что бы кто ни говорил.

Каждый дом - родинка, по мнению А.И. Занина. В этой метафоре слышится и "род", и "рождение", и "маленькая родина". Родинка - знак родства, напоминание о кровной связи, поэтому очень важно для сегодняшнего, для завтрашнего Вельска открыть историю каждого здания. Моя работа - маленький вклад в написание истории школы, истории Вельска.

В качестве основного источника сведений о здании МБОУ "СОШ №4" мною были использованы документы архива и музея.

Особый интерес для данного исследования представляет книга Нины Николаевны Рогозиной «Призвание-защитник» и буклет под редакцией Галины Александровны Веревкиной «Вельск встречает гостей».

Информация о последних коррективах, внесенных в архитектуру здания МБОУ "СОШ №4" при реконструкции получена из интервью с Лопатиным Энгельсом Фёдоровичем.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 554. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия