Студопедия — Поведение и игры приматов рассматриваются в отдельном разделе.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Поведение и игры приматов рассматриваются в отдельном разделе.






 

Домашний рогатый скот, лошади, овцы и козы, а также некоторые прирученные дикие животные проявляют общую активность, которую игрой назвать уже можно. Бег, галоп, бодание и другие, казалось бы немотивированные действия, не нацеленные на определенный объект, наблюдались как у взрослых, так и у молодых животных. Группа молодых коров после их первой лактации была особенно игривой. Хорошая пища, хорошая погода и ласковое обращение поощряют игру. Холодная влажная погода, болезнь или опасность оказывают обратное действие. Молодой рогатый скот и молодые лошади играют охотнее, чем более зрелые животные. Молодые лошади пинают и кусают двери своих загонов иногда по нескольку часов. Короткие периоды ограничения движения ведут к увеличению длительности и интенсивности игры, поскольку эти действия способствуют развитию мускулатуры.

Однако вопреки гипотезам, будто игра связана с необходимостью траты накопившейся энергии, или с тем что животному больше нечего делать, молодые львы в неволе, несмотря на хорошее кормление и уход, становятся малоактивными и только спустя длительное время приспосабливаются к новым условиям. У некоторых животных развиваются стереотипные движения — они бесконечно ходят взад и вперед и даже бьются о прутья клетки. Различия в поведении определяются условиями проживания, жизненным пространством, пищей, возможностью спаривания и т. д. Изучение львов в неволе, живущих на пяти акрах земли на ферме и дрессируемых для работы на арене цирка, показало, что даже зрелые львы играют в этих условиях. Подходящая погода (прохладные дни), раннее утро или вечер, какие-либо изменения в среде обитания, выпуск из загонов, внезапное появление смотрителей, новые животные — все это увеличивает время игры.

Самки играют больше, чем самцы. Это связано с различными фазами их эстрогенного цикла. Домашние условия влияют на это, увеличивая число таких периодов. <…> Пока трудно различить действия, связанные с общей активностью, и игровые движения, с точки зрения влияния внешних условий. Высказывалось предположение, что функция игры заключается в уменьшении возбуждения.

Для млекопитающих характерна бóльшая длительность и разнообразие игр у молодых животных по сравнению с более зрелыми. Львята с месячного возраста все больше и больше времени посвящают игре. Они вертятся, кусаются, царапаются и так продолжается до окончания первого года жизни. Позже, они охотнее начинают играть друг с другом, но после четырех лет периоды игры становятся более редкими. Имеются и видовые различия. Так, львята играют меньше, чем котята, хотя определения «больше» и «меньше» в таких отчетах часто не определены.

Неуместное поведение в качестве игры у млекопитающих. Игра большинства молодых млекопитающих включает действия, в которых проявляется имитация поведения взрослых, а именно, спаривания, охоты и борьбы. Один из самых лучших примеров — это игры котят, ловящих и бросающихся друг на друга. Может быть, это помогает им позже охотиться и убивать добычу? Пока доказано, что движения, используемые при ловле и захватывании различных видов добычи, являются врожденными и получают для своего развития очень немногое из практики игры у котят, собак и ряда других плотоядных животных. Однако способность распознавать объекты, подходящие для охоты, убийства и поедания, не кажется врожденной (за исключением, разве что некоторых общих характеристик объектов, таких, например, как их тип движения и размер) и поэтому требует научения. Катание шаров и мотков шерсти или висение на кольцах, на первый взгляд, не связаны с охотой, но фактически учат определять размер добычи и направление движения. А изучение поведения маленьких, чрезвычайно активных и игривых плотоядных млекопитающих, например мангуст, подтверждают это предположение. Молодые и даже взрослые зверьки играют в различные игры, связанные с бегом и охотой, весело и неожиданно нападая друг на друга. Они возятся в корзинах для бумаг и надевают себе на голову бумажки, так, как будто, это шляпы. Движения не отличаются от тех, которые мангусты используют во время настоящей охоты. Даже малопонятная склонность надевать «бумажные шляпы», возможно, связана с использованием подобных движений при скольжении в узкую нору, в которой скрывается добыча. Биологически использование такой игры важно не только для совершенствования движений и действий, необходимых для выживания во взрослой жизни.

Движения весьма совершенны даже у молодых особей, основное значение имеет получение первого опыта во время игр. Котята, выращенные в изоляции от матери, начинали ловить крыс и мышей намного позже и менее успешно, чем те, которые воспитывались матерью. Кошки, выращенные вместе с крысами в одной клетке, никогда не убивали их, и только очень немногие охотились на другие виды крыс. Котята, выращенные в изоляции, казалось, были более «игривыми». Они играли с мышами, гонялись за ними, мягко хватая их зубами, переносили с места на место, обычно без причинения им вреда. Были и другие отклонения в поведении котят, которые росли в изоляции. Так, они игнорировали предоставленную добычу или просто рассматривали ее, вместо того чтобы захватить и убить, как поступали котята, выросшие с матерью. Тем не менее, котята, воспитанные матерью, мирно и весело играли с котятами, которые росли в одной клетке с крысами. Возможно у котят, выросших в изоляции, проявляются двойственные реакции, когда два противоположных ответа (нападение и игра) проявлялись одновременно. Это может быть отдельной формой исследовательской активности. В тоже время собаки, с младенчества выросшие в неволе и в социальной изоляции, обучаются гораздо легче. Только дальнейшие эксперименты могли бы прояснить — является ли игривое поведение изолированных котят некоторой формой исследования. В пользу этой гипотезы говорит следующее сравнение: котята, выросшие в нормальных условиях, за крысами охотятся и убивают их; котята, которые росли с крысами, относились к ним терпимо, но играли с ними гораздо меньше, чем котята, выращенные в изоляции

Сексуальная игра в предпубертатном периоде характерна для большинства молодых млекопитающих. Так, уже в 3-недельном возрасте молодые крысы-самцы преследуют и забираются на самок, хотя они станут половозрелыми только в пятьдесят дней. Не получившие еще сексуального опыта крысы могут вести себя, как вполне зрелые, но отрицательный опыт, странные или пугающие ситуации и изоляция в младенчестве могут позднее тормозить сексуальную активность особи. Молодые лисы-самцы, которые были испуганы взрослыми лисицами, забравшимися к ним в нору, могут в дальнейшем избегать контактов с ними, если они не встретят нежной и заботливой самки. Эффект предпубертатной сексуальной игры, вероятно, связан с приобретением социального опыта, необходимого для совместного существования и воспитания молодого поколения.

Возможно, что биологическое значение игры состоит в том, чтобы научить животное различать объекты, пригодные для спаривания или охоты, но это предположение еще нуждается в дальнейшем исследовании. Неопытные крысы-самцы выбирают самок-крыс из отряда других грызунов. Имеются данные, согласно которым, неопытные быки, а в другом исследовании кролики, делали попытки к спариванию с биологически несовместимыми партнерами. Обычно в своих играх молодые животные используют компоненты поведенческих моделей взрослых, несмотря на отсутствие «соответствующих» стимулов. Так, молодые мангусты, играя с человеком, используют элементы сексуального поведения, а также защиты, которые в свою очередь зависят от сенсорного и физического контакта. Возможно, животные в играх не причиняют вреда друг другу, потому что поведенческие модели пока еще не интегрированы с соответствующими стимулами. Вероятно, «игра в борьбу» является характерной для различных видов и встречается даже у взрослых животных. Медвежата, затевающие веселую возню друг с другом, очень напоминают щенков, но при этом в такой игре определяется, кто из них будет доминировать в будущем.

«Неуместное» проявление некоторых взрослых поведенческих паттернов в детстве (например, движений, используемых при строительстве «своего дома») несет в себе некоторые совершенно определенные функции. Прекращение таких действий, прежде чем они интегрировались в функциональные модели поведения, может привести к утрате этих моделей во взрослом состоянии. Крысы-самки, выросшие с каучуковым ошейником, который не давал им вылизывать себя, не могли делать это и в зрелом возрасте. Если крыс с рождения выращивали в условиях, когда они не имели никакого материала для сооружения норы, они не могли этому научиться и достигнув зрелости. Видимо условия, которые являются необходимыми и достаточными для появления нерелевантного поведения, различны у разных видов животных.

Социальные игры между взрослыми и молодняком. Социальные игры среди млекопитающих происходят, главным образом, между молодыми животными, хотя матери и другие взрослые особи тоже временами играют с молодняком. Привязанность, которая развивается между матерью и ее потомством гарантирует выживание детенышей и, очевидно, играет большую роль для их дальнейшего существования в социальной группе. Ягнята, отделенные от матерей вскоре после рождения, менее общительны и имеют тенденцию к отбиваться от стада. Львицы, овцы, козы и собаки играют со своими детенышами, и даже коты возятся со своими котятами в течение первых четырех недель их жизни. Игра собаки с щенками состоит главным образом из телесного контакта, она трется носом о тело щенка и облизывает его. Щенки играют с матерью до тех пор, пока они не становятся настолько взрослыми, что могут добывать себе пищу. Наблюдения за живущими в обычных условиях домашними американскими оленями и лосями выявляют различия в количестве и типе игры. Лосихи, например, играя, плещутся и бегают с телятами в мелкой воде. Такие игры, вероятно, учат лосят, как следует пересекать реки во время весенних миграций. По мере того как лосята становятся старше, они все чаще и чаще играют в эти игры друг с другом. Самцы американских домашних оленей не играют с оленятами, те остаются с матерями в течение первого года жизни и играют в уединенные игры. Их присоединение к стаду происходит позже, чем у лосят.

Отношение матерей млекопитающих к игре изменяется, по мере того как их потомство взрослеет. Сразу после рождения котят кошка находятся в постоянном контакте с ними, адаптируя их поведение и даже участвуя в их игре, которая состоит главным образом из физического контакта и веселой возни с лапами и хвостом матери. К концу четвертой недели кошка намного меньше играет в такие игры и все больше избегает котят, которые преследуют ее, желая поиграть и поесть.

Кормление играет важную роль в социализации котят и щенков. Они быстро привязываются к тому, кто их регулярно кормит. Подчеркивается, что кормление является отдельной социальной ситуацией, включающей многочисленные стимулы, — осязание, зрение, слух, вкус, запах — на которых базируется общее приспособление к окружающему миру. Но пища — не единственная основа привязанности для щенков. Сообщалось, что коккер-спаниель, получавший еду с помощью механического устройства, очень привязался к экспериментатору, который только играл с ним, но никогда его не кормил.

Социальные игры молодых млекопитающих. Формы социальной игры различны у разных млекопитающих. Игры лошадей, слонов, носорогов и верблюдов связаны больше с бегом, чем с борьбой. Это также характерно для кроликов, зайцев и других животных, использующих бег как основную защиту от хищников. Пока еще до конца не выяснена связь различных пугающих стимулов с таким видом игры. Игры плотоядных и хищных животных включают в себя охоту, погоню и борьбу. Игра молодых млекопитающих друг с другом обычно называется борьбой, хотя часто состоит из ряда различных поведенческих паттернов.

Социальные отношения между молодняком менее определенны и устойчивы, чем между взрослыми животными и этим, вероятно, объясняется ряд иногда несовместимых друг с другом реакций, последовательность которых меняется быстро и часто без видимых причин. Так, играющие телята скачут, внезапно бодают друг друга головами, бьют копытами, мотают головами, пытаются взобраться друг на друга. Весь этот калейдоскоп движений постоянно меняется без каких-либо видимых причин. Борьба, элементы сексуальной игры, защита от опасности и желание покрасоваться быстро сменяют друг друга в веселой возне молодых мангуст. Присутствие элементов, вызывающих несовместимые реакции, обычно ведет к незавершенным поведенческим актам, не соответствующим ситуации. Возможно, этим объясняется тот факт, что взрослые львы особенно игриво настроены к тем членами их группы, которых только что выпустили в загон после короткого отсутствия. Члены группы, которые повторно попадают в свое обычное окружение после длительного периода изоляции, могут подвергнуться нападению со стороны остальных, если не предпринимать специальных мер предосторожности. Незнакомец, попавший в группу, конечно, вызывает агрессию, причем это характерно для большинства видов животных, не исключая и людей. Вероятно, распознавание «своего» вызывает трансформацию агрессивных импульсов в игру, и вся эта возня, борьба и прыжки не приносят животным никакого вреда.

Игру можно рассматривать как форму исследования и познания окружающего мира. Знакомство и весь опыт, полученный при воспитании в «своей» группе, очень важен для дальнейшего социального поведения. Взрослые львы постоянно дерутся между собой, если они не выросли вместе. Стремление к борьбе, видимо, развивается с возрастом. Совсем молодые львята, попавшие в неволю, не борются вообще. Более старшие выслеживают и бросаются друг на друга, или играют в известную игру «король замка», в которой новичок забирается на горку, а другие пытаются вытеснить его оттуда. Львята-младенцы сначала не борются друг другом, но, по мере того как они становятся старше, борьба занимает все больше места в их играх. Это, очевидно, помогает определять их ранг в группе, что зависит до некоторой степени от силы и интонаций голоса.

В отличие от хищников, у коз и рогатого скота главным образом возраст определяет положение лидера в стаде. Животные ведут борьбу за свое жизненное пространство. Даже те их виды, которые живут в закрытых, интегрированных группах и у которых развилась тенденция передвигаться вместе, вступают между собой в борьбу, если их «жизненная ниша» переполнена. У высших хищников, охотящихся в группах, устанавливаются дружественные отношения друг к другу. Они обычно имеют распознаваемый образ вожака, установившийся к началу их самостоятельной жизни. Игра в борьбу у щенков, растущих вместе, очевидно помогает им определять, кто является лидером.

Породы животных отличаются друг от друга по скорости развития иерархии и ее устойчивости. С одной стороны, фокстерьеры слишком агрессивны, и количество их в группе не должно быть больше трех, в противном случае самый слабый из них будет убит. С другой стороны, даже взрослые гончие редко дерутся друг с другом. Для того чтобы выяснить, когда начинается доминирование, был проведен следующий эксперимент с гончими, бассетами, американскими коккер-спаниелями и жесткошерстными фокстерьерами. Собакам каждой породы в возрасте 5, 11, 15 и 52 недель показывали кость и клали ее на подстилку, на равном расстоянии между двумя соседями по клетке. Иерархия доминирования различалась в зависимости от каждой из четырех пород. У бассетов, например, доминирование между особями устанавливалось в возрасте между 5 и 11 неделями и изменялось в возрасте между 15 и 52 неделями. У коккер-спаниелей установившееся доминирование не менялось и через год. Причем самцы всегда доминировали над самками. Эксперименты показывают, что генетические различия между породами влияют на порог эффективности соответствующих стимулов. В дополнение к генетическим различиям очень большое значение имеет опыт успеха или поражения особи. Животное, которое неоднократно подавлялось, предпримет очень мало усилий или вообще ничего не сделает, для того чтобы получить кость во время опыта, ему будет достаточно угрожающих жестов, рычания или вставшей дыбом шерсти от других особей.

Выражение полного подчинения может приобретать форму целого ряда других поведенческих паттернов. Теперь уже ставшее классическим исследование экспрессивных поз у волков (Schenkel, R., 1948) показало, что некоторые выражения подчинения у молодых самок и самцов, занимающих низшие места в иерархии стаи, идентичны с некоторыми аспектами сексуального поведения самок, такими, например, как опрокидывание на спину, разрешение доминирующему животному обнюхивать и исследовать анальную зону. Превосходство у собак может выражаться в том, что доминирующее животное забирается на своего поверженного соперника независимо от половой принадлежности. Увертюры к дружелюбию могут принимать форму «подставления», которое является приглашением самки к спариванию, причем это может проявляться по отношению к другому животному или даже к людям. Угол, на который волки и собаки поднимают свои хвосты, указывает на их социальное положение. Животное, занимающее высокое положение в своей иерархии, высоко поднимает свой хвост, а походка у него уверенная и внушительная. Особь с низким социальным статусом ходит с опущенным хвостом и делает приседающие движения. Внушительные позы могут действовать как угроза инициировать борьбу, быть частью ухаживания за самкой в брачный период или проявляться в тот момент, когда особь, обладающая высоким статусом, встречается с тем, кто стоит ниже. Такие жесты часто инициируют социальную игру с однолетками или людьми. Молодой барсук, очень привязавшийся к одному из сотрудников лаборатории, часто приглашал его к игре в борьбу, дергая за штанину (на манер хищников). Это был ритуальный угрожающий жест. Его игра с предметами также состояла из дергания, кусания и жевания, хотя он редко повреждал их. Однако, если приглашение поиграть не принималось, барсук иногда начинал сердиться. Барсуки пугаются или сердятся, если игра слишком груба, но Эйбесфельдт, сообщивший об этом, отметил, что человеку, который воспитывал барсука с младенчества, животное позволяет очень многое.

Игра в борьбу обычно происходит в контексте дружественного социального контакта. Некоторые движения или обращения действуют как сигналы, указывающие, что последующее действие должно быть скорее дружественным, чем враждебным. Можно предполагать, что в результате закрепления, такие сигналы приобретают форму ритуалов и частично формируют разную последовательность поведенческих актов. Если считать, что в некоторых случаях в игре проигрываются ситуации будущей борьбы за лидерство с основными элементами конфликта, такими как вызов, нападение, а также и дружественными ответами, то в дальнейшем можно предсказать тип поведения при подобных ситуациях. Было отмечено, что у относительно интеллектуальных животных, таких, например, как собаки, в игровых драках присутствует «притворство». Жесткие толчки, полученные в игре, не имеют таких последствий, какие имеют более слабые воздействия в реальной жизни. Однако польза такой игры состоит в том, что собака учится различать дружественные и враждебные ситуации.

Исследовательская игра и игра с предметами у других млекопитающих, кроме приматов. Млекопитающие тратят много времени на исследование предметов и манипулирование ими без видимой цели. Многие ученые считают это игрой. Молодые животные более любопытны, чем старые. Это может быть связано с тем, что молодые животные меньше знакомы с объектами. В целом, они легче возбуждаются и медленнее привыкают к новой обстановке. Различные млекопитающие отличаются по тому времени, которое они тратят на, казалось бы, бесцельное исследование объектов. Это в некоторой степени связано со способами добывания пищи. Игривый мангуст питается главным образом летающими и ползающими насекомыми, а также маленькими животными, которых он должен отыскивать в норах и щелях. С этим связана его активность. Очень игривы дельфины и киты. Они преследуют друг друга, подбрасывают рыбу или шары в воздух и подхватывают их; играют с объектами, плавающими на воде; поднимают со дна камни и бросают их в наблюдателей; крутят сальто, прыгая высоко вверх. Наблюдались дельфины и кашалот, которые в течение часа играли с пером одного из пеликанов, живущих с ними в одном водоеме. Они являются плотоядными животными, которым необходимо свою добычу догнать и схватить. Эти действия включают активный поиск, широкий диапазон и адаптивность поведения. Связь между способом добывания пищи и игрой не всегда прямая. Молодые дельфины, поймав маленькую рыбку, отпускают ее, снова ловят, но не пытаются ее съесть. Имеются наблюдения за маленьким дельфином, который неоднократно подбрасывал кусок пластиковой трубки и специально ждал смотрителя, чтобы повторять это снова и снова. Другой дельфин, недавно попавший в этот же океанариум, быстро научился этой игре.

Для рогатого скота характерны проявления игры в виде опрокидывания ведер с водой и открывания с грохотом дверей. Слоны смешивают и катают комки сухой глины. Реакция барсука, описанного Эйбесфельдтом, на новизну и изменения ситуации, опустошение ящиков и бумажной корзины, также относится к варианту общей исследовательской игры. Наблюдение показало, как барсук «изобретал» игру. Это началось, как случайная комбинация движений, когда он пробовал втиснуться в промежуток между стенкой и столом Эйбесфельдта, царапая свой животик, теряя равновесие и падая кувырком. Позже он повторял такие же движения и в других местах.

Биологическое значение знания, приобретенного животным в ходе, казалось бы, бесполезного исследования и экспериментирования с объектами, очевидно. Экспериментальные исследования показали, что животные обучаются благодаря непосредственному исследованию объектов, хотя такое научение происходит медленнее, чем то, которое подкрепляется угощением. Исследование животными различных объектов можно рассматривать не только как общую активность, но и как реакцию на изменения окружающей среды. Различные виды, количество и частота изменений в окружающей среде по-разному влияют на их поведение. Внезапный громкий шум или яркая вспышка в незнакомой обстановке обычно приводят животное в состояние смятения и растеряности, в то время как небольшие изменения яркости света вызывают очень короткий период тревоги, во время которого оно присматривается и прислушивается к изменившимся условиям. Это не что иное, как ориентировочная реакция, призванная ответить на вопрос «что такое?», которая активизирует рецепторы репрезентативных систем животного и позволяет быстро получать информацию из своего окружения. Сосредоточенность на объекте проясняет картину. Так, например, исследование объектом и манипулирование ими происходит главным образом в условиях, которые являются только относительно новыми и меняются постепенно, так, что животное легко адаптируется к ним. Такие изменения в среде, как повышение или падение температуры, передвижение других животных или объектов, появление новых объектов и возникновение новых ситуаций, обычно необходимы для игры млекопитающих.

Не ясно, до какой степени игра, состоящая в манипулировании объектами, входит в эту же категорию. Манипулирование предметами воздействует на органы чувств, когда в результате таких действий предмет меняет свою форму, разбивается или разбирается. Эти изменения, возможно, непосредственно стимулируют дальнейшее исследование. Но интерес к исследованию падает по мере привыкания к объектам, которые часто используются в играх (137). Описанный Эйбесфельдтом барсук, в результате исследования различных предметов сделал своими любимыми игрушками кусочки ткани, шлепанцы, резиновую циновку и кисть только после того, как пометил их выделениями из анальных желез. Такая „маркировка" помогала ему быстро отыскивать их. Пометки являются своеобразными знаками регистрации объектов или территории как его собственности.

Иногда знакомство с объектом приводит к тому, что он становится любимой игрушкой. Юная панда, как было описано (Inhelder, E., 1955), спала вместе со своей игрушкой-обручем и никак не хотела с ним расставаться. Можно предположить, что такая привязанность к объектам у молодых животных появляется из-за потребности в физическом контакте и приносит большое удовлетворение. Так, например, юная слониха, изолированная от матери, с огромным удовольствием играла с каучуковым обручем. Животные, которых держали в клетках, где возможность внешней стимуляции была ограничена, начинали «скучать». В этих условиях игра, скорее всего, может быть формой стимуляции. Так, медведь в зоопарке Берна, не имеющий никаких игрушек, играл со снежком, который скатал сам.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 567. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия