Студопедия — Тема 10. есть (д. 4, явл. 5). Она сразу понимает, о ком идет речь, когда прохожие рассуждают о том, что гроза эта уж непременно кого-нибудь убьет
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 10. есть (д. 4, явл. 5). Она сразу понимает, о ком идет речь, когда прохожие рассуждают о том, что гроза эта уж непременно кого-нибудь убьет






есть (д. 4, явл. 5). Она сразу понимает, о ком идет речь, когда прохожие рассуждают о том, что гроза эта уж непременно кого-нибудь убьет. В этот миг вновь появляется старая барыня, вы­крикивающая слова о соблазне красоты: «В омут лучше с красо­той-то!» (д. 4, явл. 6). В пьесе разговор о приметах тотчас сопро­вождается явлением живой приметы, «реализованной метафоры».

В момент свидания произносит Катерина слова о грехе, ко­торый «камнем ляжет на душу» (д. 3, сц. 2, явл. 3). «Камень» этот вызывает ожидание реки и омута. Катерина гибнет, идет ко дну. На одном уровне драма разыгрывается, на другом она постоян­но подготавливается, как «гроза», собирается. Эти постоянные взаимопереходы и превращения слов, реплик, устойчивых вы­ражений и составляют сквозную символическую основу текста.

Внутритекстовые преобразования, «генерирование» смысла не являлись для НА. Добролюбова предметом критического рас­смотрения. Не предназначенный для постижения «внутренней фор­мы» произведения или слова, социологический метод воплощает другую возможность прочтения искусства.

Опираясь на идеи русских разночинцев-демократов и кон­цепции К. Маркса и Ф. Энгельса, позднее Г.В. Плеханов, П. Ла-фарг и В.И. Ленин заново и более жестко сформулировали ос­новные положения социологического подхода. Так, например, в статье «Добролюбов и Островский» (1911) Г.В. Плеханов кри­тиковал просветительские элементы в мировоззрении критика, восходящие, по его мнению, к философии Л. Фейербаха. Апел­ляцию Н.А. Добролюбова к отвлеченному, «естественному» ра­зуму Плеханов объяснял отсутствием у него «классовой точки зрения»13. К идеям Г.В. Плеханова близки, например, и положе­ния некоторых работ Д.Н. Овсянико-Куликовского, одного из самых значительных представителей психологического подхода в литературоведении.

Начиная со второй половины 20-х годов XX века, в Советс­кой России все большую значимость приобретал тезис о «клас-

13 А.Н. Островский в русской критике: Сборник статей / Под ред. Г.И. Вла­дыкина. — М., 1948. С. 419. Добавим, что для становления социологического метода в России большое -значение имели работы П.Н. Сакулина «Новая русская литература* (1908); «Социологический метод в литературоведении» (1925).



 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

совом» понимании литературы. Закрепилось понимание искус­ства слова как «зеркала» жизни, призванного отражать и вос­питывать эту жизнь в соответствии с идеологией победившего пролетариата. Позднее писателей станут называть «инженерами человеческих душ» (И. Сталин).

Социологизм, представленный в трудах А.В. Луначарского, В.М. Фриче или П.С. Когана, не был чем-то абсолютно одина­ковым или однородным. Разные авторы отличались разной сте­пенью одаренности, масштабности. Однако именно концепции «вульгарного социологизма» легли в основу деятельности цело­го ряда творческих объединений, обусловили принципы множе­ства исследований и изданий. Так, в первой советской «Литера­турной энциклопедии» последовательно проведена установка на то, что «классовый генезис поэзии» принципиален. Подчерки­валось, что противоречия в идеологии писателей «пронизывают» и форму их произведений14. Наиболее последовательные и огра­ниченные представители вульгарного социологизма жестко и прямолинейно связывали художественное мышление писателя, вплоть до деталей стиля, с его классовыми корнями, отношени­ем к политической борьбе, считая эти параметры определяющими для понимания творчества в целом.

Однако социологический метод, глубоко связанный с классичес­кими традициями русской литературы и культуры, к вульгарным и крайним формам не сводится. Вне социологического мышления нельзя понять концепцию «диалога» в творчестве М.М. Бахти­на. Безусловно, социальный компонент не является в научном мышлении М.М. Бахтина главным или единственным. Однако важность его также неоспорима. Так, в поздних заметках «К ме­тодологии гуманитарных наук» (1974) ученый размышляет о со­циальной, внесловесной «обусловленности» произведения, связанной с «внетекстовым интонационно-ценностным контек­стом». М.М. Бахтин подчеркивает, что этот контекст в «своих наиболее существенных и глубинных пластах» остается «вне дан­ного текста как диалогизующий фон его восприятия». Таким

14 В.М. Фриче критикует «портретно-биопсихологический» метод Г. Бран-деса за невнимание к общим условиям эпохи, а работы позднего Ф. Брюнетьера за «формально-имманентную точку зрения». См.: Литературная энциклопедия / Отв. ред. В.М. Фриче. - М., 1930. С. 575, 592.


108 Тема 10

образом, социальный аспект произведения понят здесь как не­что лежащее вне текста, но причастное диалогу с ним15.

В 30-е годы интересное изложение принципов «социологи­ческой поэтики», далекое от крайностей вульгарного социоло­гизма, дал друг М.М. Бахтина В.Н. Волошинов. В блестящей статье «Слово в жизни и слово в поэзии» автор стремится по­нять «...особую форму социального общения, реализованного и закрепленного в материале художественного произведения...»16. Принцип диалога, общий для ряда ученых круга М.М. Бахтина, определяет положения этой теории.

Однако вполне понятно, что на суждениях молодого Вален­тина Волошинова лежала жесткая печать времени. Так, в духе эпохи он выдвигает тезис о «внутренней, имманентной социо-логичности любых идеологических образований». Эстетические явления он понимает как разновидность социальных. Слово, по его мнению, всегда выступает в высказывании, захватывая при этом какую-то определенную внесловесную ситуацию. Автор, слу­шатель и герой объединены, таким образом, единым «простран­ственным и смысловым кругозором», который В.Н. Волошинов определяет как «подразумеваемое», данное всем участникам об­щения. Этот кругозор определяет и «общность основных оценок», подразумеваемых теми, кто творчески созерцает художественное произведение («хоровая поддержка»). Общность оценок детер­минирует интонационный и жестовый ряд, интонационную об­щность, характерную для взаимоотношений автора произведе­ния, его героя и слушающих.

Заметим, что рассуждения эти отнюдь не лишены оснований. Именно интонационная общность соединяла A.M. Горького и читателей его «Песни о Буревестнике» (1901), позволяя последним с большой легкостью переходить от иносказания к конкретно-историческому пониманию смысла произведения. В призыве «Пусть сильнее грянет буря!..» современники без труда угадывали призыв к революции. Однако слово в произведении, как не раз

уже отмечалось в этой книге, связано не только с «хоровой под-

----------------------------

15 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Второе издание / Сост.
С.Г. Бочаров. - М., 1986. С. 389-390.

16 Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук / Сост.
Д.А. Юнов. - СПб., 1995. С. 61-84.


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД 109

держкой», но и с внутритекстовым художественным контекстом. Слово соотносится не только с реальностью, лежащей вне текста, но и с реальностью самих слов, составляющих этот текст.

Ощущая заданность своих построений, В.Н. Волошинов пы­тается смягчить их. Так, по его мнению, идеологическая оценка в художественном произведении вовсе не должна выражаться в форме поучений или сентенций. Это снижало бы поэтический смысл целого. «Оценка должна остаться в ритме, в порядке раз­вертывания изображенного события; она должна осуществлять­ся только формальными средствами материала». Отметим, что В.Н. Волошинов делает и обратный ход: «...в то же время, не переходя в содержание, форма не должна утрачивать связи с ним, отнесенности к нему...». Здесь возникает важный момент: явля­ется эта «отнесенность» формы к содержанию моментом социо­логическим или имманентно-поэтическим? Автор статьи разре­шает это противоречие, вводя понятие «иерархичности» струк­туры формы. В качестве основного выдвигается требование «адекватности стиля», которое имеет в виду «оценочно-иерар­хическую адекватность формы и содержания». Закономерно, что В.Н. Волошинов сочувственно вспоминает классицистские и нео-классицистские теории, разделявшие стиль на «высокий и низ­кий». Художественная форма раскрывала там свою «активно оце­нивающую природу». Содержание и форма должны быть «рав-нодостойны». Выбор содержания и выбор формы — это один и тот же акт, определяющий основную позицию творящего, кото­рая продиктована одной и той же социальной оценкой. Таким образом, оценочность, притом сквозная, данная извне (как «хо­ровая поддержка» и «подразумеваемое» и изнутри — в иерархич­ности структуры формы), определяет сущность социологической поэтики. Эту мысль иллюстрирует и следующее определение: «...поэтическое произведение — могущественный конденсатор не­высказанных социальных оценок: каждое его слово насыщено ими. Эти-то социальные оценки и организуют художественную форму как свое непосредственное выражение». С точки зрения форма­лизма или структурализма можно было бы заметить, что здесь не учитывается особый характер коммуникации в искусстве (Р. Якобсон, Ю. Лотман). Как известно, сообщение в поэтической речи направлено в наибольшей мере на само «словесное выра-


ПО Тема 10

жение», «знак», на сам принцип «поэтической номинации» (Ян Мукаржовский). Произведение конденсирует не только «невыс­казанные социальные оценки», но и контекстуальные поэтичес­кие значения (Ю.Н.Тынянов, Я. Мукаржовский, Г.О. Винокур).

Однако, по мнению В.Н. Волошинова, формальный подход к искусству пренебрегает ролями слушателя и героя, которые яв­ляются «постоянными участниками события творчества». Зада­ча социологической поэтики состоит, по мнению В.Н. Волоши­нова, именно в том, чтобы «...объяснить каждый момент формы как активное выражение оценки в этих двух направлениях — к слушателю и предмету высказывания — герою».

Автор подчеркивает, что значение, смысл формы относится не к материалу, как полагают формалисты, а к содержанию. Он приводит при этом следующее разъяснение: «...можно сказать, что форма статуи не есть форма мрамора, а форма человеческо­го тела, причем она «героизирует» изображенного человека, или «ласкает», или, может быть, принижает его (каррикатурный стиль в пластике), т.е. выражает определенную оценку изображенно­го». Таким образом, ясно, что социологическая поэтика прони­кает внутрь произведения со стороны восприятия, подключая смысловой, оценочный и интонационный кругозор слушающе­го. Чисто лингвистический анализ художественного произведе­ния не правомерен с точки зрения этого подхода17.

В финале очерка В.Н. Волошинов переходит к анализу «внут­ренней речи». «Стиль поэта рождается из не поддающегося кон-

17 Далее В.Н. Волошинов анализирует моменты содержания и формы. Для содержания наибольшее значение имеет «ценностный ранг» изображенного события и его носителя — героя, «...взятый в строгой корреляции к рангу творящего и созерцающего». Отношения между автором и героем В.Н. Волоши­нов сопоставляет с иерархиями политической и правовой жизни: господин — раб, товарищ — товарищ. «Царь, отец, брат, раб, товарищ — как герои высказывания — определяют и его формальную структуру». Возникает «удель­ный иерархический вес героя», который определяется в свою очередь «невыс­казанным основным ценностным контекстом». Здесь заложена одна из неточ­ностей рассуждения: традиция жанра и стиля, инерция жанра, автоматизация типов повествования могут существенно влиять на отношения автора и героя, на выбор последнего. Внутрилитературные закономерности обладают своими собственными механизмами, своими каналами художественной коммуника­ции, которые прямо не соотносятся с внеположенной социальной реальностью. См.: Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук... С. 78—79.


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД



тролю стиля его внутренней речи, а эта последняя является про­дуктом всей его социальной жизни». Самая интимная внутрен­няя речь уже содержит установку на слушателя, который «...мо­жет быть только носителем оценок той социальной группы, к которой принадлежит сознающий».

Кругозор автора замкнут и принципиально ограничен идео­логическим и социальным горизонтом данного момента исто­рии. В.Н. Волошинов не допускает мысли, что возможно обще­ние и понимание между носителями разных идеологических оценок, разных языковых и культурных сознаний, не пересека­ющихся или далеко отстоящих друг от друга в системе рангов социальной иерархии. Перед нами сознание монолитное и прин­ципиально ограниченное, что вовсе не отрицает таланта иссле­дователя.

Очерк В.Н. Волошинова указывает одновременно на силу и слабость социологического метода. Полемика «формалистов» с учеными круга М.М. Бахтина могла бы быть исключительно про­дуктивной. Однако их сближение или синтез в 30-е годы были решительно невозможны. В дискуссию о литературе вмешалась тогда идеология. В перспективе обе эти крупные школы решаю­щим образом повлияли на развитие теории литературы в нашей стране и во всем мире.

Многие идеи В.Н. Волошинова и близких ему литературове­дов оказали воздействие на исследователей следующего поколе­ния. Социологические мотивы в литературоведении совсем не всегда были данью политической и научной конъюнктуре. Так, на зависимость героя от социальной среды указывал выдающийся советский литературовед ГА. Гуковский (1902—1950). Он писал, например, что в «маленькой трагедии» Пушкина не Сальери яв­ляется подлинным убийцей Моцарта, а «историческое бытие»18.

18 См.: Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957. С. 301. Цит. по: Лотман ЮМ. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988. С. 89—90. Ю.М. Лотман поясняет далее, что для. каждого человека «...социокультурная ситуация не только раскрывает некото­рое множество возможных путей, но и дает возможность разного отношения к этим путям...». «Мощному нивелирующему воздействию среды может быть противопоставлена столь же мощная сила духовного сопротивления личности, поскольку сама среда не только создает человека, но и активно создается им».


112 Тема 10

Однако именно исследования Г.А. Гуковского являются за­мечательным примером преодоления социологического метода изнутри — отчасти вопреки собственным установкам. В блестя­щей книге «Пушкин и русские романтики» ученый четко сфор­мулировал положения социологического метода19. Он подчерки­вал, что определенность в «классовом смысле» необходима, по­скольку никто не может «выпрыгнуть из классовой борьбы». Ис­следователь акцентировал мысль, что важнейшим завоеванием литературы XIX века на ее пути от романтизма к реализму яви­лось сочетание историзма с «анализом социальной дифферен­циации», изображение «зависимости» психики человека от ис­тории и социума.

Конечно, понятие «типизация» также занимает в этом иссле­довании важное место. Однако следует помнить о научном, об­щекультурном и политическом контекстах, влиявших на созда­ние этой книги. Как известно, Г.А. Гуковский полемизировал с представителями вульгарного подхода к литературе20. Оппонен­ты Г.А. Гуковского отказывали в ценности любому явлению ис­кусства, которое не совпадало с их пониманием реализма.

В XX веке основы социологического метода формулировали представители разных философских и идейных тенденций. «Со­циологией литературного вкуса» занимался в 20-е годы в Герма­нии Л. Шюккинг. В 30—50-е годы XX века Б. Брехт, В. Бенья-мин, Т.В. Адорно и М. Хоркхеймер были влиятельными пред­ставителями социологического метода в философии и литерату­роведении. Их теории очень далеки от вульгарного социологиз­ма21. После второй мировой войны Т.В. Адорно, М. Хоркхеймер и Г. Маркузе выступили с критикой капиталистического обще­ства потребления, предложив свое понимание искусства в совре­менном обществе. Хорошо известны исследования по социоло­гии искусства, принадлежащие Ш. Ладо и Э. Сурьо. Во второй половине XX века социологический метод не раз соединяли с

19 См.: Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М.,1995. С. 23—311.

20 Имеется в виду книга Б. Мейлаха о русском романтизме, закрепившая на
десятилетия деление романтизма на «революционный», гражданский (прогрес­
сивный) и «реакционный».

21 Укажем лишь на один пример: Benjamin. Uber Kafka: Texte, Briefzeugnisse,
Aufzeichnungen / Hrsg. V.H. Schweppenhauser. — Fr.a.M., 1981.


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД



элементами структурализма (Л. Гольдман). Эта тенденция сохра­няется и в конце XX века. Происходит слияние лингвистики (се­масиологии) и социологии. Вероятно, можно говорить об очеред­ном витке обновленного позитивизма в гуманитарных науках. Ряд фундаментальных трудов по социологии искусства (40—70-е годы XX в.) принадлежит А. Хаузеру, который возвращается к теоре­тическим построениям марксизма, решительно дистанцируясь от его политической практики. Хаузер опирается на понятия «ба­зис» и «надстройка», вводя в понятие «базис» не только «мате­риальные», но и «духовные составляющие», связанные с инди­видуальным сознанием людей»22.

Вплоть до 80-х годов XX века в литературоведении социа­листических стран в качестве основы социологического метода

Фридрих Энгельс {Engels, 1820— 1895) — немецкий политэконом, социо­лог, философ. Совместно с Карлом Марк­сом обосновал теорию научного коммуниз­ма. В эстетике сформулировал понятие ре­алистической типизации, выдвинув требо­вание точности деталей и необходимости создания «типического героя в типических обстоятельствах» (Письмо к Гаркнесс). Предлагая характеристику культурно-ис­торическим эпохам, Энгельс осбенно под­черкнул прямую связь экономической не­обходимости и порождения культуры. Воз­рождение он определял как эпоху, «кото­рая нуждалась в титанах и породила ти­танов» («Диалектика природы», 1873— 1883). В работах «Происхождение семьи, частной собствености и государства», «Ма­нифест коммунистической партии»» (совме­стно с К. Марксом, 1848) и др. содер­жится мысль об искусстве и литературе как отражении социальной реальности и надстройки над экономическим базисом.

был принят исторический материализм К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Сошлемся на исследова­ния известного теоретика Г. Лукача, превосходно образованного ученого, знатока классической не­мецкой философии.

Размышляя над специ­фикой искусства, Г. Лукач опирается на марксистско-ленинскую теорию отраже­ния23. По мнению ученого, искусство представляет со­бой «собственный мир» (eine eigene Welt), обладаю­щий «завершенностью» (Abgeschlossenheit) и «непос­редственностью» (Unmittelbarkeit). Однако в силу разных причин Г. Лукач не

22 Hauser Arnold. Soziologie der Kunst. — Mtinchen, 1974. S. XV.

23 Lukdcs Georg. Kunst und objektive Wahrheit // Lukacs Georg. Probleme des
Realismus. — Berlin, 1955. S. 5—46.

g-3683


114 Тема 10

мог остановиться на положении, повторявшем известные мысли В. фон Гумбольдта и Г.В.Ф. Гегеля. Г. Лукач совершил следующий шаг. По его мнению, «непосредственность» отражения, этот «собственный мир» произведения искусства является лишь «не­обходимой иллюзией» (ein notwendiger Schein — «видимость», «кажимость»). Другими словами, подлинной действительностью является лишь материалистически понятая реальность.

Будучи теоретиком, прошедшим большую школу диалекти­ческого мышления, Г. Лукач исследует — вслед за Г.В.Ф. Геге­лем —- «взаимоопрокидывание», взаимопереход содержания и формы, а также переход содержания в форму (das Umschlagen des Inhalts in Form). Ученого интересует соотношение обобщен­ного и конкретного в литературе. Он вплотную подходит к опи­санию символического характера искусства, но не употребляет, не может употребить этот термин. В этом случае ему пришлось бы вновь и вновь уточнять, что он понимает под «отражением». Лукач вынужден мыслить в жестко заданных параметрах, под­разумевающих сочетание диалектики содержания и формы с принципом «партийности» в литературе.

Подводя итоги, отметим, что складывавшийся в работах НА Доб­ролюбова социологический метод был менее жесток, более обоб­щен и открыт, чем, скажем, постулаты в более поздних трудах Г.В. Плеханова или, тем более, В.М. Фриче. Социологические мо­тивы в мышлении М.М. Бахтина, напротив, определили его кон­цепцию «диалога», ставшую одной из центральных в литературо­ведении XX века. Опасен не социологический метод сам по себе, а его возможный диктат, «единоначалие». Литература — открытая система. Система ее истолкований подразумевает множественность подходов, их внутреннюю незавершенность и открытость.

Вопросы к теме: 1. Перечитайте статью Н.А. Добролюбова «Что та­кое обломовщина?». Приведите примеры «со­циальной типизации».

2. Согласны ли вы с тезисом, что в «Моцарте и Сальери» А.С. Пушкина не Сальери является


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД



подлинным убийцей Моцарта, а «историческое бытие»? (Г.А. Гуковский)

3. Определите элементы системы «литература», связи и отношения между которыми можно ис­следовать с помощью социологического метода.

Литература по теме

1. Добролюбов Н.А. Литературная критика. — М., 1979.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. — 3-е изд. — Т. 1—2. — М., 1976.

3. Плеханов Г.В. Литература и эстетика. Т. 1—2. — М., 1958.

Дополнительная литература

1. Писарев Д.И. Литературная критика в трех томах / Сост: Ю.С. Со­
рокина. — Л., 1981.

2. Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук / Сост.
Д.А. Юнов. - СПб., 1995.

3. Georg Lukdcs. Der russische Realismus in der Weltliteratur. — Berlin, 1952.

4. Arnold Hauser. Soziologie der Kunst. — Miinchen, 1974.


Тема 11 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психология, восприятие, ощущение,







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 613. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия