Студопедия — Дедовщина как посвятительный обряд
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дедовщина как посвятительный обряд






Непременным атрибутом армейской дедовщины выступает обряд посвящения новобранцев - своего рода испытание, которое те должны пройти для того, чтобы приобщиться к воинскому братству. При этом само воинское братство толкуется не только или исключительно как социальная, но прежде всего и в первую очередь как духовная общность людей, одетых в униформу, призванных на действительную службы, проживающих два года в одинаковых условиях, испытывающих одни и те же трудности и способных делить общие радости.

Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча. Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли.

Из ритуалов перехода самый известный происходит через 12 месяцев службы - самых трудных и изнурительных. Прослужившего год именуют черпаком, потому как переводят его в это звание путем нанесения 12 ударов черпаком по обнаженному заднему месту (процедура столь же мучительная и страшно болезненная, сколько неизбежная).

По квалифицированному мнению Т.Б.Щепанской, основательно изучившей антропологию и этнографию вопроса, в культуре "дедовщины" среди солдат срочной службы соучастие в насилии - один из главных цементирующих факторов[639]. Несомненно, насилие неотделимо от дедовщины как социального явления, она порождена им и в свою очередь порождает еще большее насилие. Однако силовое воздействие существует и вне армейской среды. Оно присутствует в разных субкультурах и практикуется в таких ситуациях, прием в сообщество (обряды посвящения, испытания), нарушение норм (наказание, испытание, разборка, пытка) и исключение из сообщества (убийство, казнь).

рисунки А.С.Валуева http://gads2.narod.ru/info.htm

Своеобразие <дедовского> насилия заключается в том, что оно воспринимается новобранцами как а) полушутливое мероприятие, на которое стыдно обижаться, б) стародавняя армейская традиция, против которой бессмысленно протестовать. Старослужащий вполне может устроить молодым воинам особый тренаж: отбой, подъем, построение, по полной форме одевание, потом опять построение - и так в течение нескольких часов. Никого персонально он не унижает, честь и достоинство не оскорбляет, никого физически не калечит, значит все это <настоящий мужчина>, как считают первогодки, должен переносить с улыбкой на устах. Легко относиться к трудностям - это обязательный элемент мужской социализации, просто в армии он доведен до своих крайних форм. Помимо того в полусерьезных-полушутливых инициациях заключен известный социокультурный смысл. Такого рода обряды служат посвящению новичка нормам и ценностям армейской жизни, а самое главное - позволяют сразу же почувствовать дух армии как суровой школы жизни.

Календарик дембеля
Когда остаётся 100 дней до пpиказа на увольнение дедов, духи должны выpезать длинную ленту белой ткани, pасчеpтить её pучкой на узкие попеpечные полосы, и пpонумеpовать все полученные полосы от 0 до 100. Таких лент должно быть 2 - одну нужно повесить в укpомном месте в спальне, где спят духи, а дpугую - в спальне, в котоpой спят деды с чеpепами. Затем каждый день после ужина нужно аккуpатно отpезать от этой ленты по одному куску - сначала с номеpом 100, затем 99 и т.д. до 0. Эта лента служит для того, чтобы духи могли точно знать, сколько осталось дней до пpиказа. Если духи вдpуг забудут отpезать кусок ленточки, деды могут устpоить всеобщее наказание. Об этой ленточке также ни в коем случае не должны знать офицеpы. Если дед спросит: <Сколько ты пpослужил?>, нужно ответить: <Пять минут, как с поезда...> <Сколько осталось служить?>, нужно ответить: <Шуpшать, как медному котелку>. Если во вpемя завтpака или обеда дед подзовёт к себе духа, и пpедложит ему забpать своё масло, дух должен сказать: <Доpогой дедушка, до пpиказа осталось... дней>, после этого нужно взять масло и спокойно отчаливать. Если дед подзовёт духа в ужин, и также пpедложит ему взять своё масло, тот должен сказать: <Доpогой дедушка, когда я сьем это масло, до пpиказа останется... дней>. Пpи этом следует помнить, что если днём считалось, напpимеp, что до пpиказа 78 дней, то в ужин будет уже 77. Когда остаётся кpуглое количество дней до пpиказа (напpимеp, 80, 70...), духи должны сделать на сигаpетах надпись <Доpогой дедушка, до пpиказа осталось... дней>, и потом ночью pазбудить дедов и каждому вpучить по такой <поздpавительной> сигаpете. Если дед спpосит у духа, какой номеp стоит у него на майке, какой pазмеp сапог, котоpый сейчас час и т.д., дух должен сказать ему количество дней до пpиказа. Hапpимеp, если спpосили котоpый сейчас час (а до пpиказа осталось 65 дней), нужно ответить: <65 часов, 65 минут, 65 секунд>. Иногда бывает, что деды с целью сбить с толку, специально говорят: <Ого, какие здоpовые сапоги! Какой же у тебя pазмеp?!> в этом случае главное не тоpмозить! Если дед спpосит у духа, какой номеp у дембельского поезда, нужно ответить: "9697". (год призыва и увольнения) Если дед спpосит у духа, какая скоpость у дембельского поезда сказать число pавное 100-X. X- колво дней до пpиказа. Если дед спpосит: <А какая начальная скоpость дембельского поезда?>, дух должен ответить: <0>. За неправильный ответ - отжимаешься или подтягиваешься столько раз, на какую цифру ошибся.

 

Нередко инициации приобретают индивидуально-воспитательный контекст, когда они направлены против конкретного солдата, так или иначе нарушающего общепринятые нормы или своим поведением способного подвести коллектив. Например, ленивого или нечестного новобранца сержант заставляет вне очереди убираться в туалете, мыть посуду, чистить плац и т.д. Ему таким способом дают понять, что другие не должны страдать из-за его личных недостатков. Посвятительные меры моментально превращаются в просветительные. Если солдат пожадничал и не поделился присланной из дому посылкой, то его ждет целая серия экзекуций, имеющих своей целью <разъяснить и поставить на место>.

Поскольку в армию приходит самая разная молодежь, то старослужащие, предъявляющие ко всем одинаковые требования, чаще всего выполняют очень нужную роль воспитателя. Далеко не всех юношей, особенно городских и избалованных родителями, с детства приучили регулярно мыться, чистить зубы, не крошить и не сорить, заправлять постель, гладить одежду и делать многое другое, что относится к элементарным правилам санитарной гигиены. Казарма - это кроме всего прочего достаточно тесное для большого количества здоровых молодых тел помещение, где особенно необходимо соблюдать чистоту. Вонь, нечистоты, грязь, неряшливость - от всех таких пороков <освобождают> невоспитанную молодежь старослужащие, которые давно уже поняли, что отсутствие личной гигиены - бич для всего коллектива.

<Тот, кто не может за собой следить сам, в тамошних условиях мгновенно опускается. Сперва у него грязные руки, потом ноги в грибках, потом весь в гниющих чирьях от макушки до кобчика. По голове вши бегают, а в хэбэ их столько, что брось его на пол - оно на этих вшах бегом убежит. За эту грязь сперва будут бить деды - так сказать, в воспитательных целях. А дальше начнут гонять и свои, поскольку находиться возле такого урода нельзя. Место его - у помойки, и питаются такие, кстати, именно там. За столы их не пускают> (http://beavis.nm.ru/5.htm).

Если для объекта инициации силовое воздействие является мучительным испытанием, то для ее субъекта, старослужащего, это чаще всего очередное развлечение. В армии и местах заключения известна шутка под названием велосипед: между пальцев ног спящего человека вкладывается пакля или вата, ее зажигают, человек делает движения ногами, как будто едет на велосипеде. Вариант, когда вата находится между пальцами рук, называется мельница. Встречаются и зооморфные развлечения. Так, старослужащий будит молодых солдат приказом: "Сушить крокодилов!" (нужно висеть над кроватью, зацепившись ногами и руками за ее спинки), "Сушить летучих мышей!" (висят под кроватью, вцепившись в панцирную сетку снизу); "Сушить попугаев!" (сидят на корточках на спинке железной кровати).

<Дедовские> игры могут заходить очень далеко и переступать грань развлечения. Из актов инициации они превращаются в акцию зомбификации, в результате которой деморализуется сознание новобранца.

"Салага" подвергается частым ночным избиениям со стороны старослужащих, стирает их белье, выполняет унизительные операции вроде чистки вроде чистки пола уборной зубной щеткой. Затем он поучает промежуточный статус "черпака" и "деда" (на этой стадии он начинает принимать участие в ритуалах зомбификации новобранцев; внешней атрибутикой является сильно выгнутая пряжка ремня и сапоги "гармошкой"). Последняя стадия - "дембель" - непосредственно предшествует дезомбилизации.

Чрезмерные инициации-испытания могут вредить как психическому, так и физическому здоровью. <Дедушка> вдруг подает команду "Фанеру - к бою!" и решает врезать хилому новобранцу автоматным прикладом в грудь, да так, чтобы затвор передернулся. Даже при достаточно крепком здоровье после пары таких ударов синяки расползаются до лопаток.

Армейский юмор Короткими перебежками от меня до следующего дуба. Сапоги надо чистить с вечера и утром надевать на свежую голову. Товарищ курсант, если вы хотите что-нибудь сказать, то лучше молчите. Товарищ курсант, если вы дебил,то так и скажите, и нечего пистолет ломать. Армейский юмор Молчать, я вас спрашиваю! Вывести бы вас в чистое поле, поставить лицом к стенке и пустить пулю в лоб! Вы что, глупый? Запомнить не можете? Записывайте, я то записываю. Идем мы, бывало, с другом по минному полю, то он впереди, то я сзади. Взвод, сегодня субботник. Объясняю задачу: собрать все кирпичи и сжечь.

Похожие на дедовщину традиции отмечены в английских частных школах, например в Итоне. По данным Р.Дала личное обслуживание старших, равно как и физические наказания младших были вполне легализованы. В США подобные обычаи называются hazing. Неуставные взаимоотношения и связанные с ними жестокие ритуалы встречается не столько в армии и на флоте, сколько в студенческих братствах типа Фи Бета Каппы. Смысл ритуала - символический. Новичок демонстрирует готовность стерпеть боль и унижение, чтобы приобщиться к сообществу избранных. Этому посвящен американский фильм о проблемах дедовщины. Скрытая камера засняла трогательную сцену в таулете: пять-шесть старослужащих производили в солдат": значок военнослужащего с длинной иглой прибивали прямо к груди новобранца-контрактника.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 690. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия