Дембельская субкультура
Если рекрутская субкультура формируется на <входе> армейской службы, то дембельская субкультура образуется на <выходе> армейской жизни, когда отслуживший положенный срок солдат ждет демобилизации. От этого слова происходит сокращенный сленговый оборот дембель. Одна из самобытных форм армейской субкультуры - дембельская культура породила самостоятельный жанр - дембельский альбом, который включает в себя графику, фотографии, коллажи и является своеобразным художественным документом - своеобразной народной "книгой художника". Альбомная культура России ведет свое начало со второй половины XVIII - начала XIX века. В те времена стихи (да и прозу) было принято от руки переписывать <в тетрадки>. Это делали как женщины, так и мужчины, но поэтические альманахи в виде альбомов в XVIII-XIX веках были приоритетом именно взрослых барышень. В последней трети XIX века из семейной среды альбом стал активно переходить в среду ученическую - в закрытые пансионы, женские гимназии, институты. Альбомная культура 1920-1930-х годов, по сравнению с предыдущим периодом, изменилась вслед за изменением исторических и социальных условий жизни. Новый владелец альбома - это чаще всего советский ученик, бывший носитель крестьянской или фабрично-заводской фольклорной традиции[640]. Альбомная культура, как отмечают социологи, рождается в замкнутых сообщества. В Х1Х и начале ХХ веков это были женские гимназии, институты и пансионы, где молодые особы, не имеющие возможности открыто общаться с представителями сильного пола, грезили о своих возлюбленных и заполняли страницы альбома любовными воздыханиями. В конце ХХ века на смену им пришло другое закрытое сообщество - армейская казарма. Молодые юноши, приблизительно того же возраста, что и их исторические предшественницы по жанру, также не имели возможности общаться с представительницами противоположного пола, а потому свои душевные порывы доверяли бумаге. Правда, в армейских альбомах, в отличие от женских, можно встретить: а) больше философских и социальных размышлений, б) более циничный и откровенный стиль изложения мыслей, вплоть до скабрезных шуток и непристойных анекдотов, в) больше нарцисцизма и самолюбования (фотографии в бравой военной форме и т.п.).
Солдатский блокнот - это уменьшенный вариант дембельского альбома. Если альбом состоит главным образом из фотографий и рисунков, то блокнот заполняется адресами друзей, однополчан, самодельными (изредка профессиональными) стихами. Украшение блокнота, как и оформление дембельского альбома, - особый вид искусства[641]. В солдатском блокноте, как и в солдатской жизни женщины занимают особое место.
Первым четверостишием традиционно открывается блокнот, а второй украшает большинство дембельских альбомов. Дембельская "культура" - одна из самых устойчивых форм отношений в армии - породила как определенные ритуалы, так и самостоятельный художественный жанр. Дембельский альбом является той пограничной территорией, где встречаются армия и художественное творчество. По своему разнообразию и массовости он сродни народному искусству. Его каноны складывались десятилетиями, его язык универсален, а его материал прост и обыден. Происходившая в 2001 г. в Петербурге выставке <Дембельский альбом - русский Art Brut> уже самим названием свидетельствует о родственной связи армейской субкультуры с брутальностью. Напомним, Арт Брут, согласно словарю искусств XX века, - это творчество "наивистов", дилетантов, душевнобольных. На выставке такое искусство демонстрируют классические обтянутые грубым шинельным сукном памятные армейские альбомы, солдатские письма, фотографии, образцы дембельской формы и наглядной армейской агитации. По мнению кураторов выставки, дембельский альбом является самой радикальной разновидностью русского Арт Брута. На выставке были представлены дембельские альбомы, выполненные солдатами срочной службы всех родов войск с 1965 по 2000 годы, образцы дембельской формы и наглядной армейской агитации. В проекте также участвуют современные художники Москвы и Петербурга, специально создавшие произведения, посвященные армейской теме. Эти работы призваны выявить свойства такого художественного явления, как дембельский альбом и дать возможность многостороннего осмысления этого артефакта. К выставке подготовлен сборник статей и материалов, посвященных феномену дембельского альбома. Дембельские альбомы солдаты делают в тот момент, когда становятся <дедами>. Потом их показывают их девушкам, друзьям и родственникам, а через много лет - своим детям. И неизменно они - тема застольных мужских разговоров (служба в армии - обычная тема для служивших). Рассказывают, дембельские альбомы были головной болью начальства в советские времена - солдатики часто сфотографировались на фоне секретных объектов. Кроме того, альбомы разрисовывались ракетами, автоматами, гитарами, девушками. А <лирика> для альбома записывалась в специальный блокнот все время службы и потом заботливо переносилась в альбом. Врезка
|