Полянская Я. Дембельский альбом
Если покопаетесь в семейном архиве, то найдете творение папы или дедушки. И будете увлеченно рассматривать произведение народного искусства. Настоящий альбом дембеля украшен пышно. Материал для альбома - фотографии, куски картона, картинки с открыток, переплеты бархатные или шинельного сукна приберегают загодя. А вот <заготовку> -- обычный семейный альбом передают родственники. На обложке большими буквами нужно написать <ДЕМБЕЛЬ> и год. Буквы, в худшем случае, из бумаги другого цвета, в лучшем, кто что найдет: даже светоотражающий состав соскребали с приборов на флоте. Пространство, оставшееся от букв, хозяин может украсить по своему вкусу танками, пушками и прочей военной атрибутикой. На внутренней стороне обложки приклеивают свою фотографию с подписью вроде <730 дней в сапогах> или <Я не забуду эту дату Ведь 23.11.99 я стал солдатом> хотя можно отыскать и вовсе душещипательный текст: <Служить - 2 года, 24 месяца, 104 недели, 730 дней, 17520 часов, 1051200 минуты, 63072000 секунды>. А дальше - произвольная программа с обязательными элементами. Обязательными будут портреты себя любимого, друзей и сослуживцев, произвольным - манера оформления. Портрет любимой девушки и даже нескольких - туда же. Источник: http://vas-avdeev.narod.ru/proect1/reporter5.html Альбомы не менее важные исторические документы, чем мемуарные свидетельства, дневники, записи, письма с фронта. В художественном отношении дембельские альбомы и солдатские блокноты - пограничная черта между фольклором и самодеятельным (наивным) творчеством. Для солдатских альбомов характерна художественная эклектика: высказывания великих, к примеру, Ницше, соседствуют с армейским фольклором и словотворчеством хозяина альбома: <Когда любовь на сердце леденеет, и на душе тоскливо, хоть убей, читай, устав, от радости балдея и восхищайся мудрости своей!> В каждом альбоме есть жизнеутверждающие тезисы о пользе армии <Кто был студентом - видел юность, кто был солдатом - видел жизнь> или <Не тот мужик, кто был женатым, а тот, кто был солдатом>. Тут же найдется что-то вроде <Армия - это единственное место, где молодой парень мечтает стать дедушкой> и философские замечания типа <Никто так не обнимает солдата, как ремень> [642]. Армейский юмор тоже сюда: <Бессмертный я, - сказал Кощей, и зря он так сказал, хлебнул Кощей солдатских щей и замертво упал> или <Убегающий от пограничника нарушитель - это убегающий от него отпуск!> Новинка последних лет - виртуальные дембельские альбомы, выложенные в Интернете[643].
Армейский фольклор, по наблюдению антрополога К.Л Банникова[644], бывает грустный и веселый. Его универсальный (грустный) сюжет рисует душераздирающую картину: пацан уходит в солдаты, и пока он защищает покой своей невесты, она ему изменяет с "закосившим" от армии "козлом". И все, что у него осталось в этой жизни - его верный автомат, который "никогда не изменяет". Солдат начинает слезно и с надрывом любить свою механическую невесту, еще больше, чем настоящую, которая осталась дома и, возможно, даже его ждет. · Девушка - это пуля со смещенным центром тяжести: попадает в сердце, бьет по карману и выходит боком. · Верить девушке - все равно, что стрелять себе в висок, надеясь на осечку. · Гуляй, девчонка, ты свободна! Ведь, сильно стиснув автомат, Тебя надежно защищает Тобою брошенный солдат. · Девушка - это консервная банка: один открывает, а пользуются все. · Девчонка милая моя, Ты о любви мне говорила... Ведь служба только началась, А ты меня уже забыла. Максимы из солдатских блокнотов со свойственной им подростковой неуклюжестью и прямолинейностью касаются не только собственно армейской службы. В них формулируются представления о гендерных ролях, гражданская позиция, этические ориентиры и пр. Солдатские блокноты - это записные книжки, которые заводят обычно в начале службы и забывают тогда, когда начинают изготовление дембельского альбома. В отличие от демебельского альбома, который создается с тем, чтобы на гражданке в выгодном свете представить своего хозяина (как бравого вояку), не лишенного своеобразных эстетических пристрастий, функция солдатского блокнота не так определенна.
По наблюдениям Ж.В.Корминой[645], изучившей вопрос, содержимое типичного солдатского блокнота составляют, во-первых, вполне обычные для записной книжки пометки, имеющие утилитарную цель - для памяти (адреса, дни рождений) и, во-вторых, солдатский письменный фольклор. И структура блокнотов, и входящие в них тексты характеризуются стереотипностью - они почти одинаковы у военнослужащих всех призывов и всех родов войск.
|