Сущность неуставных отношений
Дедовщина - система неформальных взаимоотношений между двумя поколениями (старшим и младшим) призывников в действующей армии, легализующее угнетение одними людьми других. Неуставные взаимоотношения (НУВ) - распространение в армейских кол-лективах безнравственных, а по мере обострения - и противоправ-ных посягательств (моральное и физическое давление) отдельных во-еннослужащих или групп на личность и права сослуживцев. Наиболее распространенные формы - словесные оскорбления, шантаж, принуждение сослуживцев или молодых воинов к выполнению различных при-хотей, перекладывание на них своих обязанностей в быту и по службе, вымогательство денег, предметов обмундирования, продуктов пи-тания, избиения и издевательства, одиночные и групповые драки и т.д.[659]
Проблема неуставных взаимоотношений освещалась в работах К.Л. Банникова, А.В. Барабанщикова, С.В. Ворошилова, А.Д. Глоточкина, Ю.И. Дерюгина, Ю.П. Зуева, В.В.Иванова, В.Н. Ковалева, С.В. Конинина, В.М. Крука, Н.И.Марченко, И.В.Меркулова, Н.В. Нарыкова, И.В.Образцова, И.Попова, С.И Съедина и др. К неуставным взаимоотношениям относятся также чрезмерная требовательность со стороны младших командиров к своим подчинен-ным и то, что мы называем нервными срывами, когда человек, попа-дающий в непереносимую личностную ситуацию и не являющийся по сути хулиганом или насильником, совершает хулиганский поступок. Сюда же можно отнести и формы расправы над обидчиками, которые превышают необходимые пределы обороны.
Посягательства и конфликтные ситуации, возникающие на почве личной неприязни, обид или несдержанности на межличностном уровне имеют гораздо меньшую соци-альную опасность (эти проблемы могут и успешно решаются средствами психологии), нежели посягательства, возникающие на межгрупповом и личностно-групповом уров-нях (рис. 1). В основе личностно-групповых и межгрупповых конфликтов лежит неформальное разделение военнослужащих (в отличие от формального, пре-дусмотренного законами и воинскими уставами: по должности, воинскому званию и т.д.), при котором в подразделениях и частях по определенному признаку (признакам) образуются противостоящие друг другу социальные группы, стремящиеся к утвержде-нию своего доминирующего положения в подразделении, части (на корабле). Рис. 1. Неуставные взаимоотношения как разновидность конфликта[661]. <При этом формы утверждения социального статуса (положения) той или иной группы в воинском коллективе приобретают характер создания для доминирующей группы негласных <привилегий> и <обязанностей> по отношению к ней остальных групп, закрепляемых системой морально-психологического и физического насилия. Неформальное разделение военнослужащих обладает свойствами быстрого распро-странения, устойчивости и самовоспроизводства в силу своей функциональности: реальная возможность получения со временем представителями <угнетаемых> групп соответствующих <привилегий>, характерных для доминирующей (<подавляющей>) группы (повышение статуса военнослужащих младшего призыва в связи с уволь-нением старослужащих или изменения, происходящие в национальном составе под-разделения и т.п.)>[662]. Большинство военных психологов понимают под неуставными отношениями любые, обостряющиеся по мере безнаказанности до противоправных, посягательства военнослужащих любых категорий или их групп на личность и права сослуживцев. При этом социально-психологическое содержание НУВ включает единичные, индивидуальные или групповые искаженные способы самоутверждения, поведения, взаимодействия; отрицательные привычки, лжетрадиции групп, подразделений; нервные срывы и реактивные состояния воинов, приводящие к унижению ими личного достоинства сослуживцев[663]. Таким образом, в основе этого сложного явления лежат конфликтные ситуации либо противоречия, затрагивающие социальный или социально-психологический статус личности или группы, материальные или духовные интересы, их честь и достоинство. Специалисты относят дедовщину к экстремальным и силовым субкультурам, подчеркивая тем самым, что здесь господствует не просто культ насилия, но насилие над личностью в особо концентрированных размерах. Чаще всего экстремальные субкультуры связаны с криминальными отношениями
Как ни странно, но дедовщина заключается не только в вопиющем нарушении армейских норм, но и в доскональном соблюдении устава, правда, соблюдении, доведенном до полного абсурда. В связи с этим некоторые авторы предлагают трактовать более конкретно - как глумление, издевательство и насилие над военнослужащими[664]. Под глумлением, согласно В.Далю, понимается насмешка, подшучивание в социально-негативном плане. Под издевательством - насмехание, изголение, зубоскальство. Под насилием - состояние, быт, жизнь под гнетом. Интересно, что В.Даль определял "дедовщину" как вотчину, "дошедшую от деда". В некотором отношении все это перекликается и с современной "дедовщиной", поскольку армейский "дед" "передает" свою "вотчину" воспитания молодых солдат очередному "поколению" старослужащих. Поэтому, видимо, будет справедливым согласиться с В.Эминовым, определившим понятие правонарушений в сфере межличностных отношений в армии как устойчивых социально-негативных проявлений криминального характера, основывающихся на отрицательных традициях армейской действительности, уходящих в историческое прошлое, связанных с глумлением, издевательством и насилием одних военнослужащих над другими с целью подчинения их своему влиянию (И.Мацкевич, В.Эминов "Преступное насилие над военнослужащими"). Как считает И.В. Образцов, можно выделить по меньшей мере шесть различных оснований (механизмов функционирования) неформальных статусно-роле-вых систем: <дедовщины>, <землячества>, <культа силы>, религиозного, криминоген-ного и общественно-политического факторов (рис. 2). Рис. 2. Типы механизмов функционирования неформальных взаимоотношений[665]. <Дедовщина>представляет собой проявление НУВ, при котором в качестве доминирующего социального признака (а в соответствии с ним - и комплекса <привилегий> или <обязанностей> в нефор-мальной структуре подразделения) выступает срок службы. Данный механизм функционирования неуставных взаимоотношений в настоящее время является наибо-лее исследованным. Разделение военнослужащих на <категории> с соответствующими для каждой из них своими функциями закрепляется путем создания и проведения военнослужащими старших периодов службы порочных ритуалов и традиций. <Землячество>- НУВ, основанные на неформальном разделении военнослужащих по национальной или региональной принадлежности. В период с конца 1970-х и вплоть до начала 1990-х годов шел интенсивный процесс вытеснения <дедовщины> <землячеством> (на национальной основе), как следствие сложившейся демографической ситуации, при которой основной прирост населения страны происходил за счет среднеазиатских и закавказских республик. <Культ силы>- неформальное разделение военнослужащих по наличию опреде-ленных индивидуальных качеств и особенностей. Представители доминирующей в подразделении группы, как правило, отличаются высокими волевыми качествами и физическими данными. Этот вид НУВ, обозначенный И.В. Образцовым как <культ силы>, особенно ярко проявляется в подразделениях однопризывного состава. В некоторых подразделениях доминирует группа неформальных лидеров, умудряющихся подмять под себя не только рядовых сослуживцев, но и формальных лидеров (сержантский состав, общественный актив). <Религиозный фактор>- НУВ, основанные на разделении военнослужащих по принадлежности к различным религиозным конфессиям. В противоправные группы собираются представители одной конфессии, например, мусуль-мане. Для образования конфессиональной дедовщины необходимо количественное преобладание представителей одной религии. Объектом посягательства при этом выступают все <немусульмане>. Учитывая значительную активизацию деятельности различных религиозных кон-фессий на территории нашей страны, по мнению И.В. Образцова, можно ожидать в ближайшие годы рост числа верующих военнослужащих различной конфессиональной принадлежности, что в свою очередь может привести к появлению проблем в их взаимоотношениях. <Криминогенный фактор>- НУВ, основанные на неформальном разделении военно-служащих по принадлежности к различным группировкам криминогенной направленно-сти до их призыва в армию. Речь идет не только о военнослужащих, про-шедших до призыва в армию и на флот исправительно- и воспитательно-трудовые учреждения, содержавшихся в следственных изоляторах МВД, но и о молодых людей, к которым не применялись установленные законодательством меры заключения под стражу, однако входивших в неформальные группировки противоправной ориентации. (О том, что данная проблема актуальна, свидетельствуют официальные данные: среди призывников весны 1992 г. 8% имели приводы в милицию, 1,5% были осуждены; осенью того же года криминогенность призывного контингента составляла уже соответственно 18,3% и 3,7%)[666]. Растворившись в рядовой массе призывников, такие лица в короткие сроки до-биваются привилегированного положения, не свойственного их статусу ни с точки зрения <дедовщины> (срок службы), ни <землячества> (национальность или место жительства). При наличии в подразделении нескольких субъектов криминального доминирования возникают условия для их объединения в спло-ченную группу - аналог высшей <касты> в местах лишения свободы. В последнее время Вооруженные Силы страны захлестнула волна пре-ступности. Так, за пер-вое полугодие 1995 г. Главной воен-ной прокуратурой зарегистрировано 11 444 преступления. Из них в армии и на флоте - 6651, погранвойсках -1268, внутренних войсках МВД - 1000. Около половины от совершенных преступлений составляют уклонения от военной службы. Много осужден-ных за неуставные взаимоотношения. Так, судимость за "дедовщину" воз-росла в сухопутных войсках на 17%, в военно-строительных частях цент-рального подчинения и войсках ПВО - без малого на треть, в ВВС - на 45%[667]. Факты насилия над военнослужащими срочной службы, казарменный беспредел (морение людей голодом), организаторская беспо-мощность и полная безответственность командования отмечались еще в начале 1990-х годов во многих частях и соединениях Вооруженных сил. Вот несколько фактов. На Северном флоте за семь месяцев, 1992 г. погибло 47 военнослужащих, зафиксировано 1245 случаев травматизма, требующего медицинского вмеша-тельства. По данным исследований[668], 90% опрошенных офицеров морской пехоты заявляли тогда, что в частях, где они служат, процветают издевательства, избиения и оскорбления со стороны матросов более ранних сроков призыва. Самая уставная часть России - так говорят в войсках про Президентский полк. Но и в этой элитной воинской части, охраняющей Кремль и президента Путина, солдата довели до попытки самоубийства: в ночь на 7 января 2003 г. доведенный сержантом до отчаяния А.Фокин зашел в туалет и полоснул бритвенным станком себе по венам. В Президентском полку царила классическая <дедовщина>, говорит И.Костюк, адвокат чудом выжившего солдата: молодые обязаны были выполнять малейшие прихоти <стариков>[669]. С нормативно-правовой точки зрения дедовщина - это беспредел, т.е. такое социальное пространство, где не выработаны нормы социального поведения либо они существуют, но не соблюдаются. Тюрьма и армия относятся к зоне правового беспредела. Он творится не только заключенными по отношению к другим заключенным, но и охраны по отношению к заключенным. В армии беспредел чинят одни солдаты по отношению к другим. А также офицеры, допускающие и не пресекающие бесправные действия. Хуже, когда офицеры сами вовлекаются в беспредел, применяя запрещенные методы наказания, например рукоприкладство.
В последнее время в группу факторов, определяющих типологию дедовщины, активно вторгается партийно-политический. Активное втягивание молодежи в политику может со временем привести к созданию в подразделениях и частях группировок военнослужащих, имеющих сходные общественно-политические ориентации, принадлежавших до призыва в ВС к одним и тем же политическим партиям и организациям. В настоящее время в структуре групообразующих признаков, лежащих в основе НУВ, доминирующими являются <дедовщина> и, отчасти, региональное <землячест-во> (рис. 3). В 1989-1992 гг. она вытеснила из общей структуры НУВ своего главного соперника - землячество. В ближайшие два-три десятилетия <дедовщина>, видимо, сохранит свое лидерство, однако в будущем на первый план могут выйти неформальные структуры, образованные региональным фактором (служба по месту призывыва). К существующим негативным явлениям в ближайшее время может добавиться проблема отношений между военнослужащими, занимавшимися до службы в армии различного рода деятельностью (например, участие в работе коммерческих структур и т.п.) и имевшими существенно различный уровень доходов и материальное положение в целом. В связи с чем возможно увеличение удельного веса форм проявления НУВ, связанных с имущественными посягательствами[670]. Одно время в структуре неуставных взаимоотношений проявлялся <чеченский синдром>: накопившееся за месяцы боев психо-логическое напряжение начинает находить выход в форме различных видов физиче-ского и психического насилия. Рис. 3. Группообразующие признаки в воинских коллективах (%): 1 - национальная принадлеж-ность; 2 - религиозная принадлежность; 3 - срок службы в вооруженных силах; 4 - материальное положение до призыва в ВС; 5 - место призыва; 6 - уровень образования; 7 - общие интересы и увлечения; 8 - другие признаки[671]. Таким образом, в неформальной структуре современной российской армии мы видим огромное количество факторов, которые выступают либо причиной возникновения, либо механизмом функционирования (поддержки, воспроизводства и даже расширения) дедовщины. А, как известно, чем больше зацепок у того или иного явления, тем более оно живучее и гибкое. В самом деле, дедовщина проявляется в самых разных формах, типах и видах поведения, включая ритуально-символические (ритуал перехода из категории салаг в разряд дедов), организационно-распределительные (неравное распределение воинских заданий между новобранцами и старослужащими), социально-психологические (психологическое давление, навешивание обидных ярлыков), морально-этические (оскорбительные отношения) и др. Дедовщина играет не только разрушительную роль в армейской жизни, но выполняет ряд позитивных функций. Она сплачивает военнослужащих - одних для более эффективного господства над остальными, других - для более эффективной защиты перед врагом. Если <салага> не сломался морально, а тем более не один, а целая группа, то ко второму году службы, пройдя огонь, воду и медные трубы, на свет появляется крепкая и сплоченная семья. Листая дембельский альбом и вспоминая сослуживцев, бывшие солдаты с удовольствием вспоминают армейские деньки. Все плохое отходит на второй план, в памяти сохраняется возвышенное, героическое и романтическое. Они вспоминают овеянное военной романтикой окопное братство. Дедовщина выполняет роль полосы препятствий, научившись преодолевать которую юноша укрепляет свой характер, выносливость и живучесть, у него появляется необходимый ему социальный опыт. Проходя коллективное испытание, а дедовщина именно таковым и является, военнослужащие вырабатывают "чувство локтя", привыкают действовать сообща. В них закрепляется ощущение братства, причастности к коллективу "своих", что способствует в дальнейшем успешной социализации, их самоутверждению в обществе. Разумеется, если дедовщина не выходит за рамки разумного и не превращается из системы старшинства в патологическое явление. Солидаризация и сплочение имеют очень важное значение для социализации человека. Призывники, только что пришедшие на службу, с социологической точки зрения почти никто. Они представляют интерес лишь для статистики и называются когортой.
|