Строение общества
В курсе обществознания для 8 и 9 классов в самых общих чертах мы рассмотрели сущность и структуру современного общества. Теперь подойдем к рассмотрению общества с двух точек зрения — с философской и с социологической. В широком философском смысле обществом называют любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют еще второй природой, подчеркивая тем самым, что оно стоит вне естественной природы, не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам. У этой точки зрения есть противники. Они утверждают, что общество людей является прямым продолжением биологического сообщества зверей и что в обществе нет ничего такого, что не было бы в животном мире. Так, муравейник представляет собой совершенный аналог человеческого общества: он так же сложно организован, в нем существует разделение труда и специализация, свой язык, на котором «разговаривают» муравьи, и т.д. Поэтому муравьев, как и многих других живых существ, ведущих совместный образ жизни, сторонники такой теории называют социальными животными. Действительно, наука относит муравьев к общественным насекомым, способным образовывать семьи, состоящие из нескольких каст. Одни виды муравьев возводят наземные города — муравейники, напоминающие современные города-мегаполисы, а другие ведут бродячий образ жизни, напоминающий наших далеких предков — собирателей и охотников. Велик соблазн и человеческое общество представить по образу и подобию муравейника. Тем не менее, внешнее сходство часто бывает обманчиво. Человеческое общество является результатом эволюции природы, а не ее органической частью. Муравьи живут 65 млн лет и ни один из 10 тыс. видов за это время практически не изменился. Человек существует всего 2 млн лет, но претерпел за такое короткое время качественные изменения. В чем же дело? Все насекомые (муравьи, пчелы или гусеницы) эволюционируют не как индивиды, а как род. У животных, а человек по своей биологической природе принадлежит к ним, действует индивидуальный отбор, известный нам по описаниям английского ученого-естествоиспытателя Чарлза Дарвина,а у насекомых — коллективный: совершенствуется не особь, а вся популяция. Вот почему объединения насекомых называют биологическими сверхорганизмами. Все особи действуют генетически запрограммированно, как организм одного типа. Сверхорганизм подобен машине. Животные и люди биологически универсальны, они поочередно могут выполнять различные функции (добывание пищи, размножение, строительство, оборона и т.д.). К тому же они однополые. А муравьи и пчелы биологически специализированы, в большинстве своем они бесполые. Одни особи способны только к размножению, другие могут Добывать пищу, но лишены способности к воспроизводству. У насекомых минимальные способности к обучению, а у человека — максимальные. Поведение людей на 80% социально приобретенное и на 20% биологически прирожденное. Чем выше способности к обучению, тем выше уровень индивидуального развития. Все насекомые похожи друг на друга. Но это трудно сказать о животных и уж совершенно невоз-
можно — о людях. Только люди создали общество — высокоорганизованную форму совместной деятельности индивидов. Следовательно, уровень индивидуального и уровень общественного развития тесно связаны друг с другом: чем богаче индивид, тем сложнее общество. Выражение «социальные животные», относимое к муравьям и пчелам, остается, скорее, метафорой, нежели строгим научным понятием. То же самое надо сказать и о разделении труда. Общество можно рассматривать с разных позиций. Его можно^свести к совокупности всех групп, входящих в негожи тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что {стержнем общества выступает социальная иерархия^, где все люди выстроены по критерию богатства и объема власти. Наверху окажется богатая и-все-властная элита, за ней — средний класс, а внизу — бедное и бесправное большинство (или меньшинство) общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Иногда два последних объединяют. Названные институты выполняют функцию столпов общества, на которых все и держится. Можно, наконец, общество разделить на четыре главные сферы — экономическую, политическую, социальную и культурную. Их можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уровне. Но их можно выстроить и вертикально, определив для каждой из них собственную, не похожую на другие, функцию или роль в обществе. Так, экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Политическая сфера во все времена выполняла роль управленческой надстройки общества, а социальная, занимающаяся социально-демографическим и профессиональным составом населения и взаимоотношениями между большими группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же универсальный, или сквозной, характер носит и духовная сфера. Она затрагивает все этажи общества. Новую картину мира можно выразить графически (см. стр. 27).
Социальная струк- тура общества
Экономический фунда- мент общества Вертикальная структура общества Соответственно четырем сферам выделяют четыре института общества. Термин «институт» имеет множество смыслов. В европейские языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования. Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), они углубили наше представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. Их предназначение — удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества. Их всего четыре, как и основных социальных института: — потребности в воспроизводстве людей (институт — потребности в добывании средств существования — потребности в безопасности и социальном порядке — потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поколения (духовные институты в широком смысле, Сделаем вывод: социальный институт — устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Благодаря институтам происходит социализация людей (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения (институт семьи), добываются средства существования, наводится порядок и отправляются духовные ритуалы. Институты возникли в глубокой древности. Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т.д. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Если с первым все достаточно ясно и ошибиться можно на одну-две тысячи лет, то с образованием дело обстоит сложнее. В данный момент социальный институт образования представляет совокупность школ, техникумов, вузов, академий, различных курсов и т.п. плюс Министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, издательства, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой. Ученые дают второе определение социальному институту как совокупности общественных обычаев, воплощения определенных привычек поведения, образа мысли и образа-жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся Таблица Функции и структурные элементы основных институтов общества
в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Таким образом, понятие «социальный институт» не является только абстракцией. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, где материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т.п.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Понятия; общество, социальный институт, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, культурная сфера. Вопросы и задания 1. Составьте краткое описание одного-двух социальных институтов общества, скажем образования и семьи. Использовав общедоступную литературу, охарактеризуйте их историческую эволюцию, функции, социальные организации, в него входящие, а также традиции, обычаи, статусы и роли. *2. Как бы вы прокомментировали следующее суждение: «Наше общество, называемое российским, не есть совокупность всех ныне живущих людей. К ним надо добавить всех, кто жил раньше на данной территории, и тех, кто, видимо, будет жить здесь через 100 и через 1000 лет»? Согласны вы с ним? Аргументируйте свой ответ. 3. Живых существ, ведущих совместный образ жизни, 4. Чем различаются между собой индивидуальный и коллективный отбор? Почему один способен привести к появлению общества, а другой — нет? Какими бы были современные люди, если бы в человеческом роде все время *5. Как вы думаете, почему производству как социальному институту 2 млн. лет, семье — только 500 тыс. лет, а государству — лишь 5—6 тыс. лет? То, что возникает позже, является ли оно сложнее того, что возникает раньше? Мо- жет ли быть так, что сложное создается позже именно потому, что оно более сложное? Но тогда можете ли вы утверждать, что государство сложнее производства? Или это равновеликие по сложности социальные институты? Тогда почему одному потребовалось для своего формирования миллионы, а другому — тысячи лет? 6. Если под институтом понимать закрепление обычаев и 7. Перечислите основные институты общества. Какие
|