Цивилизация и общество
Ученые подметили парадоксальную закономерность: все человеческие общества начинали свою историю с одинакового уровня — первобытно-общинного строя. Десятки тысяч лет назад им свойствен был примерно одинаковый тип социальной структуры, приемов трудовой деятельности, верований, бытовой и духовной культуры. Сегодня существует колоссальное разнообразие социальных структур, политических систем, уровней и типов экономического развития, духовной и художественной культуры. Следовательно, по историческому пути все общества двигались с неодинаковой скоростью, одни — медленно, другие — с ускорением. Воздействием какого-то единственного фактора — географического, экономического или духовного — объяснить неравномерность развития человеческих обществ науке так и не удалось. И тогда на помощь ей пришло понятие «цивилизация», которое охватывало все стороны и причины развития. Причем не разрозненно, не каждый сам по себе, а в тесном и удивительно гармоничном единстве. Что же такое цивилизация и откуда появилось это слово? Слово «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный) появилось во Франции в середине XVIII века. В средневековье носило юридический смысл, относящийся к судебной практике, ассоциировалось с социальными установ-
лениями, правами и свободами, а также с мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Так понимаемая цивилизация обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли, но в XIX веке их развели. А в начале XX столетия немецкий философ Освальд Шпенглер (1880— 1936) в своем труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Культура — это цивилизация, не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста. В современной науке не сложилось единого взгляда на | сущность цивилизации, поэтому в литературе насчитывается более 100 ее определений. Одни ученые относят это понятие к историческим эпохам и говорят об античной, средневековой и современной цивилизациях. Другие связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальную цивилизации, например атлантическую, тихоокеанскую, восточную, западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой, пониманием смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Третьи опираются на религиозные и социокультурные критерии и анализируют евразийскую, мусульманскую, христианскую, европейскую и другие цивилизации. Четвертые представляют цивилизацию как степень социального культурного развития страны и видят в ней вершину технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и не виданных ранее источников энергии. В результате с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека. К важнейшим признакам цивилизации они относят уровень грамотности населения, коэффициент смертности (особенно детской), санитарное состояние городов, экология и т.п. В культурологии и философии наибольшее распространение получило понимание цивилизации как социокультурной макро- или суперсистемы, имеющей самостоятельный меха- низм функционирования. Такой подход берет начало с идей известного русского мыслителя XIX века Н.Я. Данилевского (1822—1885). В работе «Россия и Европа» (1869) он выдвинул теорию культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сами культурно-исторические типы понимаются как сочетание психических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ — это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои, характерные только для них, особенности культурного и социального развития. Они различаются по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов: культурного, политического, экономического и религиозного. В одних цивилизациях преобладает экономическое начало, в других г~ политическое, в третьих — религиозное, а в четвертых — культурное. Только в России, по мысли Данилевского, осуществляется гармоническое сочетание всех этих элементов, поэтому она представляет особый исторический тип, отличающийся от других глубокой самобытностью. Если Н.Я. Данилевский выделял 13 типов, или «самобытных цивилизаций», О. Шпенглер — 8 типов, английский культуролог Арнольд Тойнби (1889—1975) — 6 типов. Сегодня в науке конкурируют две теории: — теория стадиального развития цивилизации; — теория локальных цивилизаций. Стадиальная теория рассматривает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, где выделяются определенные стадии (этапы). Теория локальных Цивилизаций рассматривает всемирно-исторический процесс как совокупность исторически сложившихся общностей, занимающих определенную территорию и имеющих свои особенности социально-экономического и культурного развития. Несмотря на различия, сторонники обеих теорий призна-*от, что общей структурной единицей исторического процесса является цивилизация, она рассматривается как целостная общественная система.
К факторам, определяющим сущность цивилизации, ее неповторимое своеобразие, ученые относят следующие: — географическая (или природная) среда; — система ведения хозяйства (экономика); — социальная организация (тип общества, социальная — религия (или идеология, возведенная в ранг религии); — духовные ценности; — политико-правовая система. Таким образом, современная наука понимает цивилизацию комплексно, отказавшись от односторонних воззрений. В таком случае термин «цивилизация» шире понятия «общество». Цивилизация имеет две стороны — научно-техническую и социально-правовую. Критерием развития цивилизации является степень разумного господства человека над силами природы и развитие социально-правовой сферы (в т. ч. наличием правового государства), обеспечивающей реализацию прав и свобод личности. Описывая совокупность признаков цивилизации, культурологи особо выделяют менталитет как ее главное или собирательное свойство. Это понятие используется разными общественными науками: политологией, психологией, социологией, философией. МЕНТАЛИТЕТ (от позднелат. mentalis — умственный) — образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущий индивиду или группе. В философии и культурологии он обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, отличительных черт культуры. Например, черты русского менталитета — духовность, коллективизм (соборность), широта души. Менталитет определяет мировосприятие человека и народа, характер ценностей и идеалов, образующих субъективный мир личности. Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель. На протяжении истории существовало и существует множество цивилизаций, обладающих неповто- римым обликом и яркими чертами. Одни разрушались или их разрушали, другие возникали на их обломках, усваивая предшествующее наследие. Какова продолжительность существования цивилизации? Согласно мнению А. Тойнби и О. Шпенглера, цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет примерно 1 тыс. лет. Русский ученый Л.Н. Гумилев (1912 — 1992) придерживался иного взгляда: 1,5 тыс. лет. В 1848 г. бельгийский статистик А. Кетле, используя математические методы, пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизации на примере древних империй составляет 1461 год, плюс/минус 185 лет. Анализ исторических фактов показывает, что древнеегипетская цивилизация просуществовала более 3 тыс. лет и погибла в 332 г. до н.э. под ударами войск Александра Македонского. Китайско-конфуцианская цивилизация, существующая более четырех тысяч лет, многие годы была мировым лидером, оказала и оказывает огромное влияние на все Мировое развитие. Древней, уходящей корнями в 3-2 тысячелетие до н.э., является индо-буддийская цивилизация, существующая до сих пор. Во влиянии этих мощных цивилизаций находилось множество стран и народов. Византийская Цивилизация господствовала в культурном мире тысячу лет с 69ь по 1453 г.). Столько же существует Россия как самобытный культурно-исторический тип. Арабская цивилиза-
ция начала складываться в VI веке н.э. и сохраняет свое влияние до наших дней. Западная цивилизация восходит истоками к IV веку (эпоха великого переселения народов) и уже к VIII—IX векам достигает своего первого расцвета («Каролингское Возрождение»). Исторические факты свидетельствуют, что все названные цивилизации возникли уже после распространения земледелия и возникновения письменности. Действительно, это две крупнейшие исторические вехи на пути становления человеческих цивилизаций. Возникновение земледелия 10—12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Появились города, частная собственность, деньги, наемные армии, крупные империи, сложная система управления и структура общества — необходимые признаки цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии. При таком подходе к цивилизации, как достаточно высокой ступени развития общества, примитивные общества Полинезии и Океании находятся вне ее рамок, там, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет. (Там, где нет письменности, нет и цивилизации.) Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация — позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени. Таким образом, народы, стоящие на дописьменной стадии1 развития, нельзя считать цивилизованными. Однако историки говорят о своеобразии цивилизации скифов, не имевшей собственной письменности. Для выхода из тупика некоторые культурологи выделяют в самостоятельный тип неолитическую цивилизацию (7—4 тысячелетие до н.э.)* или природные сообщества. К этому типу относятся народы, живущие рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии природой. До недавнего времени этот тип преобладал на территории планеты: аборигены Австралии, индейцы в Америке, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. В 1915 г. западные антропологи насчитали приблизительно 650 таких обществ, большинство из которых был! тогда егце живы. Со временем к понятию цивилизации добавились новые значения. «Цивильным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовать» — означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. В светском обществе «цивильность» означала учтивость. Понятия: цивилизация, культурно-исторический тип, менталитет. Вопросы и задания 1. Перечислите основные классификации цивилизаций. 2. Какие основные теории развития цивилизации сущест 3. Какова продолжительность существования циви *4. К факторам, определяющим сущность цивилизации, были отнесены следующие: географическая (или природная) среда, система ведения хозяйства (экономика), социальная организация (тип общества, социальная структура), религия (или идеология, возведенная в ранг религии), духовные ценности, политико-правовая система. Проанализируйте их, выясните, какие из них оказывают наибольшее влияние на ее развитие, какие выступают следствием, а какие — причиной? 5. Чаще всего слово «менталитет» употребляют в связи с русским национальным характером. Как вы думаете, существует ли разница между национальным менталитетом и национальным характером? *6. На севере России, в тундре, живут малые народы, родственники которых обитают также на Аляске. О ком именно идет речь? Опишите сходства и различия двух родственных народов. Молено ли их считать принадлежащими к одному цивилизационному типу? 7. Когда говорят, что этот человек недостаточно цивилизованный, то подразумевают вовсе не историческую или географическую принадлежность его к определенному типу уклада или культуры. О чем в таком случае идет речь?
?Проблема. Влияют ли различные цивилизации друг на друга? Если «да», то каким образом? Практикум 1. В приведенную ниже таблицу вам надо внести самые характерные или самые запомнившиеся черты древних цивилизаций.
Практикум. 2. Составьте наиболее полный перечень черт, характеризующих российский менталитет.
|